Рабочая программа по географии Расширяем горизонты , 9 класс


Рабочая программа
Учебный курс
«Расширяем горизонты»
Предметная область: общественно-научные предметы
Учебный предмет: география

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе программы курса «География» 5-9 классы. Автор-составитель Е.М. Домогацких. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Учебно-методический материал:
Основной государственный экзамен 2015: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2015.
Данная программа рассчитана на 34 часа, предназначена для подготовки к сдаче ОГЭ и рассчитана на учеников 9 класса. Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ОГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география. Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Целью данной программы является:
Создание условий для применения деятельностного (компетентностного) подхода.
Формирование у учеников интереса к изучению географии, умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на практических и семинарских занятиях.
Развитие коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно- общественной территориальной системы;
Характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий; Перечисленные умения формируются на основе знаний школьного курса географии. В программе дается распределение материала по разделам и темам. Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного курса
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
Реализуемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология деятельностного подхода в обучении.
Основные формы организации учебного процесса: урочные - самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по географическим и контурным картам, практическая работа, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М.Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Место учебного курса в учебном плане.
Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Кол-во часов в учебном году
9 класс 1 34 34
Всего за курс: 34 часа
Результаты освоения учебного курса
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «География» является:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного курса
География Земли
Источники географической информации
В процессе овладения предметом «География» выпускник научится:
-  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
-  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
-  составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
-  создавать простейшие географические карты различного содержания;
-  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
-  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
-  приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
- использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
- проводить расчёты демографических показателей;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
-  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
-  различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
-  оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-  описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-  создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
-  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
-  сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
-  оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
-  различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
-  оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-  использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-  оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
-  сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
-  оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-  описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
-  объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-  оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-  создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
-  оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
-  делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
-  различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-  сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
-  объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-  выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-  оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
-  объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-  выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
-  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
-  объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
-  сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
-  оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
-  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
-  создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
-  оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
-  выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-  оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного курса
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Тематическое планирование
№ урока Тема раздела Тема урока Основные виды учебной деятельности
1 Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
выявлять причинно-следственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог,
вырабатывая общее решение,
высказывать свое отношение к изучаемому объекту
2 Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. 3 Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Глобус, географическая карта. 4 План местности. Масштаб. Градусная сеть. 5 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 6 Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета Солнечной системы. 7 Движения Земли. 8 Литосфера и геологическая история Земли. 9 Гидросфера. Атмосфера. 10 Биосфера. ГО. 11 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
12 Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. 13 Население и численность населения Земли. Расы, этносы. 14 Материки и страны. 15 Африка. Австралия. 16 Антарктида. Южная Америка. 17 Северная Америка. 18 Евразия. 19 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 20 Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. 21 Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. 22 Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России.
23 Природа России. 24 Природные особенности России. 25 Население России. 26 Демографические показатели России. 27 Хозяйство России. 28 Отрасли хозяйства РФ. 29 Природно-хозяйственное районирование России. 30 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
31 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 32 Обобщение (3 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. 33 Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. 34 Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое кол-во
1 2 3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Д
Программа курса «География» 5-9 классы. Автор-составитель Е.М. Домогацких. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 (ФГОС.Инновационная школа). Д
Основной государственный экзамен 2015: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2015. Библиотечный фонд Учебники и учебные пособия Е.М. Домогацких. География. Введение в географию. 5 класс. М.: «Русское слово – учебник», 2012 г К
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. 6 класс. М.: «Русское слово – учебник», 2012 г К
Е.М. Домогацких. География. Материки и океаны 7 класс (в двух частях). М.: «Русское слово», 2012 К
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География.8 класс. М.: «Русское слово – учебник», 2015 г К
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Клюев География.9класс. М.: «Русское слово – учебник», 2016 г Дидактические материалы Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы. Банников С.В., Домогацких Е.М. – М.: Дрофа, 2012. К
Контурные карты. География. Начальный курс. 5 - 6 классы. Банников С.В., Домогацких Е.М. – М.: Дрофа, 2012. К
Атлас. География. Материки и океаны 7 класс. Банников С.В., Домогацких Е.М. – М.: Дрофа, 2012. К
Контурные карты. География. Материки и океаны 7 класс. Банников С.В., Домогацких Е.М. – М.: Дрофа, 2012. К
Контурные карты. География.8 класс. Банников С.В., Домогацких Е.М. – М.: Дрофа, 2015. Печатные пособия Таблицы Ориентирование на местности Д
Богатство морей России Д
Способы добычи полезных ископаемых Д
Воды суши Д
Животный мир материков Д
Календарь наблюдений за погодой Д
Климат России Д
Основные зональные типы почв земного шара Д
Основные зональные типы почв России Д
План и карта Д
Полезные ископаемые и их использование Д
Растительный мир материков Д
Рельеф и геологическое строение Земли Д
Таблицы по охране природы Д
Типы климатов земного шара Д
Портреты Набор «Путешественники» Д
Карты мира Важнейшие культурные растения Д
Великие географические открытия Д
Внешние экономические связи Зоогеографическая Д
Карта океанов Д
Климатическая Д
Климатические пояса и области Д
Народы Д
Политическая Д
Почвенная Д
Природные зоны Д
Природные ресурсы Д
Растительности Д
Строение земной коры и полезные ископаемые Д
Урбанизация и плотность населения Физическая Д
Физическая полушарий Д
Экологические проблемы Д
Карты материков, их частей и океанов Австралия и Океания (физическая карта) Д
Антарктида (комплексная карта) Д
Арктика (комплексная карта) Д
Атлантический океан (комплексная карта) Д
Африка (политическая карта) Д
Африка (физическая карта) Д
Африка (хозяйственная деятельность населения) Д
Евразия (политическая карта) Д
Евразия (физическая карта) Д
Евразия (хозяйственная деятельность населения) Д
Европа (политическая карта) Д
Европа (физическая карта) Д
Европа (хозяйственная деятельность населения) Д
Индийский океан (комплексная карта) Д
Северная Америка (политическая карта) Д
Северная Америка (физическая карта) Д
Северная Америка (хозяйственная деятельность населения) Д
Тихий океан (комплексная карта) Д
Южная Америка (политическая карта) Д
Южная Америка (физическая карта) Д
Южная Америка (хозяйственная деятельность населения) Д
Карты России Агроклиматические ресурсы Д
Агропромышленный комплекс Д
Административная Д
Водные ресурсы Д
Восточная Сибирь (комплексная карта) Д
Восточная Сибирь (физическая карта) Д
Дальний Восток (физическая карта) Д
Европейский Север России (комплексная карта) Д
Европейский Север России (физическая карта) Д
Европейский Юг России (комплексная карта) Д
Европейский Юг России (Физическая карта) Д
Западная Сибирь (комплексная карта) Д
Западная Сибирь (физическая карта) Д
Земельные ресурсы Д
Климатическая Д
Легкая и пищевая промышленность Д
Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность Д
Машиностроение и металлообработка Д
Народы Д
Плотность населения Д
Поволжье (комплексная карта) Д
Поволжье (физическая карта) Д
Почвенная Д
Природные зоны и биологические ресурсы Д
Растительности Д
Северо-Запад России (комплексная карта) Д
Северо-Запад России (физическая карта) Д
Социально-экономическая Д
Тектоника и минеральные ресурсы Д
Топливная промышленность Д
Транспорт Д
1 Урал (комплексная карта) Д
1 Урал (физическая карта) Д
1 Физическая Д
1 Химическая промышленность Д
1 Центральная Россия (комплексная карта) Д
1 Центральная Россия (физическая карта) Д
1 Черная и цветная металлургия Д
1 Экологические проблемы Д
1 Электроэнергетика Д
Рельефные физические карты 1 Восточная Сибирь Д
1 Кавказ Д
1 Полушария Д
1 Пояс гор Южной Сибири Д
1 Урал Д
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала 1 Набор учебных топографических карт (учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000) Ф
Информационно-коммуникационные средства Мультимедийные обучающие программы 1 Начальный курс географии Д/П1 География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны Д/П1 География 8 класс. Россия: природа и население Д/П1 География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы Д/П1 Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии Д
Технические средства обучения 1 Мультимедийный компьютер Д
1 Средства телекоммуникации Д
1 МультимедиапроекторД
1 Экран навесной Д
1 Принтер лазерный Д
1 Видеомагнитофон Д
1 Телевизор Д
Экранно-звуковые пособия Видеофильмы и видеофрагменты 1 Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность Д
1 Памятники природы Д
1 Крупнейшие города мира Д
1 Видеофильм об известных путешественниках Д
1 Реки России Д
1 Воронежский заповедник Д
1 Крупнейшие реки мира Д
1 Восточно-Европейская равнина Д
1 Вулканы и гейзеры Д
1 Географическая оболочка Д
1 Опасные природные явления Д
1 Горы и горообразование Д
1 Загадки Мирового океана Д
1 Ландшафты Австралии Д
1 Ландшафты Азии Д
1 Ландшафты Африки Д
1 Ландшафты Северной Америки Д
1 Ландшафты Южной Америки Д
1 Страны и народы Азии Д
2 Страны и народы Африки Д
2 Страны и народы Северной Америки Д
2 Страны и народы Южной Америки Д
2 Заповедные территории мира Д
2 Уссурийская тайга Д
2 Антарктида Д
2 Арктика Д
2 Великие Географические открытия Д
2 Земля и Солнечная система Д
Слайды (диапозитивы) 2 Ландшафты Земли Д
2 Население мира Д
2 Минералы и горные породы Д
Транспаранты 2 Абсолютная и относительная высота Д
2 Высотная поясность Д
2 Горизонтали Д
2 Горы и равнины Д
2 Градусная сеть, определение широты и долготы Д
2 Национальные парки мира Д
2 Образование вулканов Д
2 Образование осадков Д
2 Образование подземных вод Д
2 Отраслевой состав народного хозяйства России Д
2 Понятие о природном комплексе Д
2 Пороги и водопады Д
2 Почва и ее образование Д
2 Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы Д
2 Речная система и речной бассейн Д
2 Солнечная радиация и радиационный баланс Д
2 Земля во Вселенной Д
2 План и карта Д
2 Литосфера Д
2 Гидросфера Д
2 Атмосфера Д
2 Биосфера Д
2 Население мира Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности) 2 Теллурий Д
2 Компас ученический Ф
2 Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр,)Д
2 Линейка визирная П2 Мензула с планшетом П2 Угломер школьный П2 Штатив для мензул, комплектов топографических приборов П2 Рулетка П2 Магнитная доска для статичных пособий Д
Модели 2 Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000Д
2 Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000) Д
2 Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000) Ф
Натуральные объекты 2 Коллекции 2 Коллекция горных пород и минералов Д
2 Коллекция полезных ископаемых различных типов П2 Коллекция производства: шерстяных тканей, шелковых тканей,льняныхтканей,хлопчатобумажных тканей 2 Коллекция по производству чугуна и стали» 2 Коллекция по нефть и нефтепродуктам 2 Коллекция по производству меди 2 Коллекция по производству алюминия 2 Шкала твердости Мооса2 Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов Ф
Гербарии 2 Гербарий растений природных зон России П2 Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России 2 Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. -http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
6.Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/7. www.ege.edu.ru (Интернет-портал поддержки единого государственного экзамена. Возможность прохождения экзамена в интерактивной форме.
Календарно- тематическое планирование, 9 класс
№ п/п Тема раздела Тема урока Неурочная форма Дата
План Факт
1 Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. 2 Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. 3 Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Глобус, географическая карта. 4 План местности. Масштаб. Градусная сеть. 5 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 6 Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета Солнечной системы. 7 Движения Земли. 8 Литосфера и геологическая история Земли. 9 Гидросфера. Атмосфера. 10 Биосфера. ГО. 11 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
12 Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. 13 Население и численность населения Земли. Расы, этносы. 14 Материки и страны. 15 Африка. Австралия. 16 Антарктида. Южная Америка. 17 Северная Америка. 18 Евразия. 19 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 20 Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. 21 Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. 22 Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России.
23 Природа России. 24 Природные особенности России. 25 Население России. 26 Демографические показатели России. 27 Хозяйство России. 28 Отрасли хозяйства РФ. 29 Природно-хозяйственное районирование России. 30 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
31 Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 32 Обобщение (3 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. 33 Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. 34 Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.