ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ» 
Инновационный педагогический проект
«ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»
Содержание
I. Паспорт проекта …………………………………………………..                                                                           
3
II. Пояснительная записка…………………………………………..
4
III. Содержание проекта……………………………………………..
8
IV. Литература ………………………………………………………
11
V. Приложение……………………………………………………….
12
I. Паспорт проекта
Тема проекта проекта: «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию».
Проект предназначен для учителей кубановедения и учителей начальных  классов.
Участники проекта
Участниками проекта являются родители, обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных школ, учителя кубановедения и учителя начальных  классов.
Цель проекта: формирование чувства патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе развития теоретических знаний в области истории страны, края, малой родины, практических умений и навыков в оценке окружающей среды (на краеведческом материале).
Задачи проекта:
Образовательные:
дать представление о многообразии национальностей края;
познакомить учащихся с особенностями культуры народов;
приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе;
повышение мотивации к изучению предмета кубановедение;
формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, коммуникативных, личностных).
Воспитательные:
воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
формирование гражданско - патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
воспитание бережного отношения  к природе;
сохранение исторической памяти.
Ресурсы реализации проекта
кадры (учителя начальных классов, родители, обучающиеся 1-4 классов);- методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, электронные диски, методические разработки тематических классных часов, викторин, уроков, музейные экспонаты и выставки, библиотечные тематические выставки);- материально-техническое обеспечение (Интернет-ресурсы, локальная сеть, мультимедийное оборудование, школьный сайт;
разработка,  обсуждение и утверждение плана проведения недель
Пособие для учителей.
«Пособие для учителей» содержит необходимую информацию, дополнения к заданиям для учащихся, идеи о возможном развитии достигнутых результатов
                         Пояснительная записка
Инновационнный проект «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию».
1.Идея инновации: предлагаемая система  работы учителей начальных классов по патриотическому воспитанию будет способствовать формированию  национального самосознания младших школьников.
Объект-система занятий в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях двухсменной школы.
Предмет -  формы организации урочной и внеурочной деятельности.
2. Анализ и описание инноваций:
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
преемственность современного национального идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим законодательством;
внешние и внутренние  вызовы,  стоящие  перед Россией.
Важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,  творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Образование и воспитание младших школьников в области патриотизма и национального самосознания является одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование патриотизма у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. 
Научная организация процесса патриотического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
ЦЕЛЬ: формирование чувства патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе развития теоретических знаний в области истории страны, края, малой родины, практических умений и навыков в оценке окружающей среды (на краеведческом материале).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
дать представление о многообразии национальностей края;
познакомить учащихся с особенностями культуры народов;
приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе;
повышение мотивации к изучению предмета кубановедение;
формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, коммуникативных, личностных).
Воспитательные:
воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
формирование гражданско- патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
воспитание бережного отношения  к природе;
сохранение исторической памяти.
АКТУАЛЬНОСТЬ: К сожалению, мы становимся свидетелями того, как стремительно современные дети стали утрачивать связь с прошлым. На уроках кубановедения в процессе реализации программы патриотического воспитания слишком очевидной становится эта проблема. Осознание этого процесса привело нас к необходимости диагностики, а проведенная диагностика лишь подтвердила уверенность. Для определения эффективности воспитательного процесса была проведена диагностика развития личности воспитанника. Ее цель: определение уровней самосознания. Диагностику начали с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Необходимо отметить, что работа в этом направлении  проводилась  в конце 2013 года и в начале 2014 года.  Именно результаты её и помогли в настоящее время сфокусировать внимание на данной инновации, заставив заняться ею в экспериментальном режиме.
 Диагностика была проведена в форме тестирования. Детям предлагалось ответить на вопрос: - «Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?». Им были предложены такие варианты: безразличие, уверенность, гордость, любовь.
Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?
По результатам тестирования можно увидеть, что к 4 классу у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже к 11 годам осознанные и уверенные.
Опираясь на результаты диагностики на заседании ШМО учителей начальных классов, позже учителей кубановедения, мы пришли к необходимости создания проекта «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию», связанного с  необходимостью формирования у детей чувства национального самосознания (идентичности). Таким образом, мы сможем реализовать положение «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности российского Гражданина» о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокольтурную модернизацию российского общества. Согласно Концепции, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная  и культурная жизнь обучающегося. 
НОВИЗНА: заключается в самом содержании проекта, в  стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных  интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
 Мы с коллегами пришли  к необходимости создания системы патриотического воспитания в МБОУСОШ№3. Цель которой - воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов наших учеников, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом предполагается тесное взаимодействие и сотрудничество с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опора на национальные традиции. Для продуктивности работы мы обратились к программе гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
   Отличительными особенностями программы являются ключевые критерии патриотического воспитания. Которые содержат в себе   3 компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам  и явлениям патриотического характера) и  деятельностный, поведенческий  (виды деятельности и действия патриотического характера).
     
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ: В нашей школе много лет реализуется программа развития «Школа деятельной личности», важнейшим результатом которой является формирование у обучающихся личностных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций. С 2011 года реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт. Цели программы развития и нового ФГОС перекликаются. Решая задачу формирования национального самосознания и патриотизма у обучающихся, учителя нашей школы используют такую форму организации  деятельности, как проведение тематических недель по литературе, истории, кубановедению.
 Для формирования  чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество; мы решили оформить  «Неделю кубановедения», как социальный прект.
 При подготовке этого проекта деятельностный подход будет наиболее эффективным. Осуществляться он будет в основном через урочную и внеурочную деятельность. Для этого используются активные формы проведения мероприятий. На данном этапе реализуется план проведения тематической недели посредством использования активных форм деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
урочная: 
модульные уроки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Без прошлого нет настоящего», «Казачьему роду нет переводу»; «Бережное отношение народов Кубани к природе»;
уроки музейной педагогики;
Виртуальная экскурсия «Сторона родная»
Результат:  у учащихся развиваются учебно-познавательные, личностные и коммуникативные компетенции.
внеурочная деятельность осуществляется через работу классных руководителей. Её формы варьируются:
исследовательская деятельность, участие школьников в викторинах, проведение тематических классных часов.
викторина «Знай свой край»;
Результат: формирование учебно-познавательных компетенций, формирование мотивации к изучению краеведения
исследовательская деятельность: «Культура народов Кубани», «История кубанской песни» – синтез традиций разных народов», «Участие народов Кубани в ВОВ»; 
Результат: формирование исследовательской компетентности обучающихся, ИК-компетенции, коммуникативной компетенции (работа в группе). 
тематические классные часы: «История Кубани в лицах», «Участие народов Кубани в ВОВ»
Результат: формирование ключевых компетентностей обучающихся, достижение основной цели и воспитательных задач приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах об устройства общества  понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  В рамках Недели кубановедения в 2014 году учителями начальной школы  были проведены следующие мероприятия:
выставка рисунков « Иллюстрации к быту жителей Кубани»; 
фестиваль презентаций « Достопримечательности Кубани»;
сочинения на тему « Люблю   свою малую родину»;
экскурсии в школьный и городской краеведческий музей;
конкурс чтецов «Кубань родная»
виртуальная экскурсия «Сторона родная»
работа по оформлению этнографического уголка в здании начальной школы;
 Цель: создание продукта-«Этнографический уголок»
План работы:
формирование умений и задач:
воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
формирование гражданско- патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
Изучение этнографических особенностей уклада жителей  Кубани.
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
 Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации ).
.Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Работа с родителями.
(Результат: развитие творческого потенциала учащихся, формирование банка рисунков, для социальных плакатов, баннеров)
На сегодня в ходе работы были проведены следующие этапы:
I - аналитический, приведший к поиску новых педтехнологий; 
II - практический, связанный с реализацией, внедрением технологии интегративного подхода; 
III – диагностический. Проведена первоначальная диагностика для определения уровня самосознания. 
Планируются: этапы промежуточной диагностики в конце этого  года начале и в конце следующего года.
Ожидаемые результаты:
- формирование  устойчивого  интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России; 
- уважительное и бережное отношение к памятникам истории; 
- любовь и бережное отношение к родной природе; 
-  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
РЕЗУЛЬТАТЫ (ЭФФЕКТЫ): Результатом  проведения Недели кубановедения в этом году стало размещение материалов тематической недели  (детские презентации, фотоотчеты) и её результатов в школьной газете, на школьном сайте, награждение победителей конкурса чтецов на линейке закрытия Недели. Наконец, в школе появился  «Этнографический уголок» как результат реализации проекта.
РЕСУРСЫ: кадры (учителя начальных классов, родители, ученики начальных классов);
- методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, электронные диски, методические разработки тематических классных часов, викторин, уроков, музейные экспонаты и выставки, библиотечные тематические выставки);
- материально-техническое обеспечение (Интернет-ресурсы, локальная сеть, мультимедийное оборудование, школьный сайт);
разработка,  обсуждение и утверждение плана проведения недели.
Технологии, методы, формы, средства обучения 
Личностно ориентированные технологии;
Здоровьесберегающие технологии (индивидуальный подход, создание ситуации успеха)
Метод проектов
2.Технологии проблемного обучения:
Проблемное изложение;
Частично-поисковый (эвристический);
Исследовательский.
3.Игровыевые технологии.
По организационным формам:
Групповые технологии, которые предполагают:
групповую (одно задание на разные группы);
межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели);
работу в статичных парах.
2.Технология КСО (коллективный способ обучения) - предполагает работу в динамических парах.
Технология «консультант».
\s
1.
            Приложение №1 План работы недели кубановедения и план работы  по созданию этнографического уголка
   
2.
            Приложение №2 Презентации обучающихся      
            Приложение№3                                                                 
                                                                        Доклады и рефераты детей