Презентация по немецкому языку
Творческий проект :«Загадка личности и судьбы Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832) » Выполнили учащиеся 9 класса: Лукбанов Т, Адаев М, Тихненко В. Крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». «Совершенно безразлично, в чем проявляется гениальность человека - в науке, в ведении войны и в управлении государством или в том, что он сочинил песню; важно лишь одно: чтобы мысль, остроумие, высказывание, деяние жили и были способны на дальнейшую жизнь». И. В. Гёте. Кто он? Равнодушный олимпиец или страстный мечтатель? Поэт или естествоиспытатель? Типичный немец или гражданин мира? «Друг существующего порядка» или скептический философ? Вот он, 18-летний, мускулисто-стройный, с темнеющими от возбуждения карими глазами, в шумной компании, за бокалом вина пылко спорит с друзьями ...Вот он, молодой завсегдатай театров и начинающий сердцеед... Вот он, порывистый и страстный «бурный гений», уже известный автор исторической драмы о Гёце и романа о Вертере...Вот он «дитя земное» — так ... окрестил он себя, ... полно жил, столь щедро раздаривал свой талант... Иоганн Готфрид Гердер Многие, казалось бы, прозорливые и доброжелательные люди столь часто называли поэта «легковесным». Так считал даже его старший друг и почитаемый наставник Иоганн Готфрид Гердер («Гёте и вправду хороший человек, только крайне легкомыслен»). В юности поэт получал определения и пожестче: «сумбурная голова», «в котелке винтиков не хватает»... А как на самом деле? Те, кто знал его близко, отмечали повышенную впечатлительность и ранимость — признак как раз самого серьезного и глубокого восприятия жизни. Его ощущение бытия словно мечется между полюсами восторга и отчаяния (записи в юношеском дневнике: «Как все сумрачно на этом свете»; чуть позднее: «Мир так прекрасен! Так прекрасен!..»). Гёте в Палермо Дом во Франкфурте-на-Майне, где родился Гёте. Восстановлен в 1947—1949 годах. Фото из Википедии. Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье», – писал он . Первые стихотворные опыты Гёте относятся к 8 -летнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом 3 года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование и некоторое время занимался адвокатской практикой во Франкфурте. В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером, ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Гёте помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. «Страдания молодого Вертера» или «Страдания юного Вертера»— вызывает огромный скандал. Книгу запрещают, аргументируя это тем, что она «опасна для общественной нравственности». Роман в письмах, самое совершенное создание Гёте периода «бури и натиска». «Вертер» дал автору мировую славу. В романе изображен конфликт между человеком и миром, принявший форму любовной истории. Вертер — слабый человек, неспособный отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности. Он — натура пассивная, не столько действующая, сколько переживающая. Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, Гёте, с одной стороны, находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. С другой стороны, он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государствен-ными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая разнообразные науки. Чего только не говорили о «министерских» годах Гёте! «Княжеский прислужник», «измена собственному призванию», «погоня за чинами»... Но, философски рассуждал Гёте, «отдавая, я и приобретаю: опыт, постижение жизни...» И.-В. Гёте за открытием межчелюстной кости человека. Идея прогресса была в высшей степени близка поэту. Отсюда — широта интересов, ведь Гёте был естествоиспытателем, занимался геологией, минералогией, ботаникой, анатомией, открыл наличие «межчелюстной» кости у человека, создал оригинальное учение о цвете, спорил с «корпускулярной» теорией Исаака Ньютона, интересовался астрономией, астрологией, химией, а также мистикой... И сам гравировал, рисовал, оставил свыше полутора тысяч рисунков; одно время даже колебался — не избрать ли вместо литературного труда путь художника? Многочисленные служебные обязанности Гёте препятст-вовали завершению начатых им крупных произведений, он отправляется в Италию. Здесь поэт наслаждается солнцем, морем, прекрасным климатом. Гёте занимается лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства. Через 2 года он возвращается в Веймар. Вскоре началась многолетняя, сильная и нежная дружба Гёте и Фридриха Шиллера. В статьях и художественных произведениях, написанных Гёте (как и Шиллером, нередко совместно с ним) в 1780-е годы на смену недавней юношеской вере в энергию «броска», в способность человеческого разума и действия быстро и резко изменить жизнь приходят идеалы созерцательной сдержанности, самовоспитания посредством изучения классики, где все соразмерно, взаимообусловлено и стройно, соблюдаются принципы порядка, последовательности и гармонии. Фридрих Шиллер Немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе. Гёте не мог назвать себя другом Великой французской революции с ее кровью и разрушениями , и именно в годы столь радикальных потрясений в центре Европы призвал сменить идею борьбы идеей нравственного самосовершенствования (драма «Торквато Тассо»). Гёте сердился, когда его называли «другом существующего порядка». Разве он не боролся, не действовал в альтруистическом порыве созидателя? Гёте именно правителей обвинял в ненавистных ему восстаниях черни — ибо те не проводили сверху требуемых изменений. Для Гёте все в мире было достойно уважения и, в конечном счете, равновелико: Христос и Будда, Прометей и Магомет, масонство и суфизм; китайская поэзия интересовала его ничуть не меньше, чем, например, английская. Именно Гёте принадлежит идея всемирной литературы как целого, имеющего общие законы развития. Гёте не признавал границ между государствами, устанавливаемых честолюбием и войнами, называя истинной трагедией не «гибель отечества», а разорение крестьянского двора. Он стал не только сыном своего народа и своего века, но и гражданином мира в самом высоком значении этих слов. Роман с Фридерикой Брион был первой счастливой любовью . Но Гёте бежал, сломав жизнь Фридерики. Многие склонны считать, что печальная судьба да и весь образ Маргариты в "Фаусте" - эхо этого увлечения. Шарлотта Буфф, в замужестве Кестнер - это и есть Лотта, героиня романа "Страдания юного Вертера". Именно ее гостеприимный вецларский дом, ее братьев и сестер описал Гёте. Во Франкфурте, Гёте был представлен юной Лили Шенеман, дочери преуспевающего банкира. Её яркость, живость, красота и совершенное довольство миром были притягательны для Гёте. Шарлотта фон Штейн - Этой умной, тактичной и светской статс-даме удалось из юного поэта-бунтаря, каким Гёте приехал в Веймар, вылепить блестящего придворного, деятельного министра вполне консервативных взглядов. Ее влияние распространялось даже на сферу его научных интересов. Гёте почти случайно познакомился с 25-летней Христианой Вульпиус, работницей с цветочной фабрики. Этой простолюдинке и было суждено стать спутницей поэта на долгие годы. Лишь живость, веселый нрав и преданность позволяли ей переносить нелегкий характер Гёте. Именно она стала матерью его единственного сына Августа. Ульрика Леветцов - последнее страстное увлечение Гёте. Когда они познакомились на Мариенбадском курорте, ей было 17 лет, ему - 72. Позднее Гёте предложил 19-летней девушке руку и сердце. После длительных раздумий семья Ульрики ответила отказом. Гёте Самым грандиозным созданием Гёте является трагедия «Faust» («Фауст»), писавшаяся в течение почти 60 лет (с перерывами), была начата в период «бури и натиска», окончена же в эпоху, когда в немецкой литературе господствовала романтическая школа. Фауст — обречённый бунтарь, напрасно стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «я» над окружающим миром. В 1831 году Гете завершил вторую часть «Фауста» и завещал опубликовать ее после его смерти. Весной 1832 года Гете серьезно простудился. Произошло резкое ухудшение здоровья. Сердце Гете остановилось 22 марта, ровно в полдень, в час его рождения. Преданность творчеству, непоколебимая твердость духа его еще при жизни породили легенду о Гете-Олимпийце, что словно айсберг в бушующем океане слез и скорби совершенно безразличен к жизненным интересам общества.. В 1847 году прозвучал голос Н. Огарева, который писал, что Гете и Шиллер - люди того времени, «когда писатель считал за великую честь, почти за событие играть в бостон с каким-нибудь графом Гох-Пфифпфальцгаузриц-крейцбург- зондербрюген. Но взгляни в «Фауста» и ты найдешь все общечеловеческое страдание сильной личности... Что ни говори об олимпийском спокойствии Гете, оно не представляет холодности к миру человеческому, это есть ширь понимания и только, следственно, далеко не эгоистическое чувство». Далеко заглянувший за границы собственного века, Гёте с почтением и восторгом был принят культурами многих стран мира — в том числе и России (он знал «Древне-российские стихотворения Кирши Данилова», труды М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина и А.С.Пушкина, которому через В.А.Жуковского, встречавшегося с Гёте неоднократно, передал в дар свое перо). Гёте высоко ценил реформаторскую деятельность Петра I, упоминая его, как и Наполеона, в ряду «демонических» (могучих, величественных, до конца не познаваемых) деятелей истории. Примечательна и дружба поэта с великой княгиней Марией Павловной, вышедшей в Веймар замуж за наследного принца Карла Фридриха. На русский язык Гёте переводили Жуковский и Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов и А.К.Толстой, А.Н.Майков и А.А.Фет, Б.Л.Пастернак и Н.А.Заболоцкий — и, начиная с пушкинских «Сцен из «Фауста», сколь многие в вечно ищущей и дерзающей России вдохновлялись его образами и мыслями! Что и неудивительно — ибо, как справедливо отметил в стихах к портрету Гёте первый из его горячих русских почитателей, Жуковский: Свободу смелую приняв себе в закон,Всезрящий мыслию над миром он носился,И в мире все постигнул он —И ничему не покорился. Кто же он? Равнодушный олимпиец или страстный мечтатель? Поэт или естествоиспытатель? Типичный немец или гражданин мира? «Друг существующего порядка» или скептический философ? Использованные материалы http://www.free-time.ru/razdels/!anzikl/g_5.html http://www.nudecelebs.ru/bio/8106/ http://www.c-cafe.ru/days/bio/32/goethe.php Т. Маркинова « Каким был И.-В. Гёте?» Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GETE_IOGANN_VOLFGANG_FON.htmlМатериалы Википедии. http://www.artsait.ru/art/e/ezuchevsky/art1.php - картины - Езучевского М. Д.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A4.%20%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%20-%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82&stype=imageС. Тураев «Поэт, мыслитель, человек». Из книги «И.-В. Гёте. Избранные произведения», М., 1963.