Конспект внеклассного занятия на тему Неизвестный солдат
Классный час «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна»
Цель: содействовать становлению личности воспитанников через ознакомление с историческим наследием нашей Родины.Задачи: 1) познакомить детей с новой памятной дате; 2) воспитать чувства патриотизма за свою Родину; 3) сформировать интерес к истории России и малой РодиныФорма проведения: презентация, рассказ.Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Вхождение в тему. Актуализация знаний о Великой отечественной войне.
- Почему война с германским фашистом, которую вел в 1941-1945 гг., называется Великой Отечественной?
- Когда она началась? Сколько длилась?
- Какой город первым принял на себя удар врага?
- Знаете ли вы имена героев Великой Отечественной войны?
- Как вы думаете: все ли имена погибших за свободу Родины, нам известны?
Символ всех безымянных героев - памятник Неизвестному солдату.
Сколько их, неизвестных героев, погибших в атаках на безымянных высотах
или до последнего патрона, сражавшихся в безвестных окопах? Нам известно
самое главное: ценой своей жизни эти солдаты спасали Родину, защищали
мир на земле.
Он той Войны остался болью -
Незримой, как бы неуместной,
став для неё на ранах солью,
вошедший в память -
Неизвестным.
Информационный блок.
В мире было много войн, в ходе которых армии несли огромные потери в живой силе. Многие солдаты остались в памяти близких как без вести пропавшие, потому что останки их не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, личность которого невозможно установить. При погребении проводятся многочисленные исследования, для того чтобы удостовериться, что солдат погиб в бою или умер от ран, не был дезертиром или пленным, принадлежит к соответствующей армии и т.п.
День Неизвестного Солдата в России (слайд – памятник неизвестному солдату в Александровском саду)
1-ый ученик:
3 декабря – День памяти всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. С 2014 года в России отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны ил за её пределами. Решение об его учреждении было принято Госдумой в октябре 2014 года, а соответствующий указ был подписан президентом РФ 5 ноября 2014 года. «На территории России, в местах, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны, имеется бесчисленное множество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа», - говорится в пояснительной записке к закону. По мнению законодателей, установление памятной даты «обосновывается необходимостью увековечения памяти, воинской доблести и бессмертного великого подвига российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным».
2-ой ученик читает стихотворение Юрия Шмидта «Вечный огонь»
Вечный огонь. Александровский сад.Вечная память героям.Кто же он был, неизвестный солдат,Чтимый Великой страною.Может, он был, еще юный курсант,Или простой ополченец.Может, убит потому, что не всталПеред врагом на колени.Может, в атаку он шел в полный рост,Пуля в излете достала.Или он был неизвестный матрос,Тот, что погиб у штурвала.Может, был летчик, а может танкист;Это сегодня не важно.Мы никогда не прочтем этот лист,Тот треугольник бумажный.
Вечный огонь. Александровский сад.Памятник тысячам жизней.Вечный огонь, это память солдат,Честно служивших отчизне.
Страницы истории.
Дата для праздника – 3 декабря – была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1966 году, в ознаменовании 25-ой годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был торжественно захоронен у стен Московского Кремля в Александровском саду. Но, как отмечают учредители даты, День неизвестного солдата – это не только день памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, но и дата, которая объединит всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. Это дань благодарности всем, кто погиб на фронтах, память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, и на чьи могилы не могут прийти их родственники и потомки. Но все они – герои своей страны – живы в памяти людской, поэтому важно бережно хранить и передавать от поколения к поколению эту память.
Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» стало символом этого памятного дня.
К сожалению, и сегодня, через 70 лет после победного мая, многие герои остаются неизвестными. На крохотном клочке официального бланка аккуратным почерком выведено имя : Александров Пётр Трофимович. Для родственников это всё равно, что письмо с фронта – солдата 70 лет считали пропавшим без вести где-то под Ржевом. Пока на солдатскую капсулу чудом не наткнулись поисковики на перепаханном поле. На военном кладбище в Новгородской области останки советских солдат хоронят каждый год. На гранитных плитах – тысячи фамилий. Но ещё больше в списках не значатся.
«В одной могиле 300-500 человек, дальше – 2-3 тысячи. Тут во всех могилах, считай, 5-10 имён и человек 100-200 безымянных», - рассказывает командир поискового отряда Александр Орлов. Всего за годы войны без вести пропали 4,5 миллиона человек по разным причинам.
Безвестные захоронения. Братские могилы. Сюда чаще приходили и приходят с цветами те, кто так и не дождался с войны близкого человека. Но есть солдаты, у которых даже нет могил. Они остались на войне, на поле боя, где пошли в последнюю атаку. По предложению Поискового движения страны впервые в 2014 году в нашей стране стал отмечаться День памяти Неизвестного солдата.
Страницы Памяти.
8 мая 1967 года был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». На могиле был зажжён Вечный огонь славы. На гранитной плите надгробия начертано: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от него на стене из малинового кварцита – надпись: «Павшим за Родину. 1941-1945».
Справа на невысоком гранитном постаменте вдоль Кремлёвской стены поставлены в ряд блоки, под которыми в урнах хранится земля городов-героев: Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости, Тулы и Смоленска. На каждом блоке написано название города и выгравировано чеканное изображение медали «Золотая Звезда». На надгробной плите могилы-памятника помещена бронзовая композиция: на боевом знамени лежат солдатская каска и лавровая ветвь. С 12 декабря 1997 года у Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата стоит постоянный пост почётного караула из состава Президентского полка. В дни праздника к «Могиле Неизвестного солдата» возлагают венки. Её также посещают прибывшие в Москву многочисленные делегации, главы иностранных государств и правительств.
Ученики читают стихи
1-ый чтец.
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
2-ой чтец.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат,
Чей –то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернётся назад.
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
3-ий чтец.
Мы здесь не потому, что дата,
Как осколок, память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
«Неизвестный солдат» Ю.Коринец.
IV. Итог занятия. Рефлексия.
- Мир подвига неисчерпаем, и все в нём связано крепчайшими нитями: прошлое, настоящее и будущее. Мы не можем не помнить о сотнях людей, которые в трудные для Родины дни проявили лучшие человеческие качества: чувство долга, честь, достоинство, справедливость, патриотизм, готовность к самопожертвованию.
- Что главного было на занятии?
- Какие знания занятия лично значимы для меня?
- Какая работа на занятии была для меня интересной?
Воспитатель Карсанов И.Ф.