Исследовательский проект Влияние музыки на жизнедеятельность организмов














































Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение

1. Роль и значение музыки для жизнедеятельности организмов

2. Актуальность проблемы

3. Цель, задачи, гипотеза исследования

4. Материал и методика исследования


II. Основная часть

Исследование влияния музыки разных направлений:

1. На жизнедеятельность учащихся 8 класса МБОУ Софьинской СОШ

2. На жизнедеятельность растений

3. На жизнедеятельность дрожжевых грибов


4. На поведение декоративных мышей Акомиксов



III. Заключение

1. Выводы по результатам проведенного исследования

2. Рекомендации по результатам проведенного исследования



IV. Литература

V. Приложения








Музыка – государственное дело. Разве можно допустить, чтобы каждый,
кто хочет, гипнотизировал один другого
или многих и потом делай, что хочешь?
Л.Н. Толстой
I. 1. Роль и значение музыки для жизнедеятельности организмов
С древних времен музыка сопровождала человека. Начиналось всё с простого постукивания палкой по выгнившему изнутри бревну. Затем древний человек стал использовать ритмичное стучание во всякого рода ритуалах. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. У кельтов в большинстве обрядов сопровождались песнопениями. Песни и музыка были неотъемлемой частью повседневной жизни многих народов во время посева или сбора урожая, подготовке к охоте. До сих пор в разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посевов злаков способствует их последующему росту и богатому урожаю.
Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека1. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие
___________________________________________________
№См.: Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков. Окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1980, с.121.
ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Есть свидетельства, что во время игры на арфе раскрывались розы на виду изумленных слушателей.
Животные тоже слышат и "понимают" музыку. На одном английском корабле жил пес, который забавлял матросов в часы досуга тем, что «пел» под аккордеон, задрав кверху голову1. Вокальными способностями славятся и обезьяны (в частности, орангутанги). Есть и любители хорового пения. Во Франкфуртском зоопарке, например, две пары сиамангов (человекообразных обезьян из семейства гиббонов) очень любят петь квартетом. Начинают обычно две самки, потом к запевалам непременно присоединяются два самца. Поскольку обезьяны - общественные животные, развитие у них навыков хорового пения вполне объяснимо. Замечено такое явление в природных условиях среди некоторых видов обезьян, а также и у гиен, волков, шакалов и других животных, образующих стаи. Так акулы, услышав классическую музыку, собираются, чуть ли не со всего океанского побережья.
Растения реагируют на музыку, как на раздражитель, по-разному. Например, под воздействием мажорных мелодий мимоза и петуния растут значительно быстрее (и даже расцветают на 2 недели раньше). Один фермер из Канады под скрипичные сонаты Баха увеличил урожайность своего поля пшеницы в 1,5 раза. А американский бизнесмен А. Карлсон создал фирму с названием "Озвученный цветок", занимающуюся разработкой, производством и продажей тематических аудиозаписей музыки для целенаправленного воздействия на растения. Эта продукция пользуется успехом во многих странах мира.
Индийские ботаники первыми установили, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на рост растений. Причем одни растения любят негромкую, мелодичную музыку, а другие начинают пышно цвести от
____________________________________________
1См.: З. Паулин. Чудеса звука. М.: Наука , 1965, с.22.

«убойных» звуков «металла» и джаза. Многие цветы, особенно тропические, «заслушиваются» рэпом. А самыми чувствительными к музыке растениями признаны табак и рис. Если на плантациях этих растений включать их любимые мелодии, они растут быстрее. Следовательно, музыка обладает способностью влиять на жизнедеятельность организмов.
Актуальность проблемы
Способность восприятия звуков имеет исключительное значение для жизни и общения человека. Хорошее здоровье и самочувствие требуют чистой окружающей среды, в которой присутствуют все значимые физические, психологические, звуковые, социальные и эстетические факторы1.
Мы живем в очень громком обществе, для человека нормальным является куда меньший уровень звукового давления, чем тот, который мы испытываем сейчас. Современный шумовой дискомфорт действует на нервную систему, а во время прослушивания громкой музыки на рок-концертах, дискотеках или через наушники на уши воздействует большая пиковая нагрузка. Современная молодежь любит слушать разную музыку и активно использует в повседневной жизни наушники. Поэтому исследование проблемы, связанной с воздействием музыки разных направлений на организм человека, в настоящее время актуально. Давно известно, что растения и животные реагируют на свет, температуру, влажность, механические и химические раздражители своей среды обитания. Однако, звук и музыка также являются в той или иной степени раздражителями. Влияние звуков на растения и животных в науке изучено слабо и в литературных источниках очень редко встречаются материалы этих исследований. Меня эта проблема заинтересовала, и я решила самостоятельно разобраться, зависит ли жизнедеятельность растений, грибов и животных от влияния музыки и различных звуков.
____________________________________________
1См.: Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: «Академия», 2007, с. 30 - 31.
Цель работы
Изучить влияние музыки разных направлений на жизнедеятельность разных организмов. Задачи работы: I. Изучение научной информации:
- звуки и здоровье человека;
- ритмы вокруг растений, грибов и животных;
- влияние различных музыкальных мелодий на организмы.
II. Исследовать и проанализировать влияние различных музыкальных звуков:
- на состояние здоровья учащихся 8-класса;
- на рост и развитие черенков спатифиллума;
- на жизнедеятельность дрожжевых грибов;
- на поведение мышей.
III. Исследовать и проанализировать влияния музыки разных направлений
IV. Углубление биологических знаний о влияния музыки разных направлений для жизнедеятельности организмов на основе проведенного исследования.
V. По результатам исследования разработать рекомендации правильного прослушивания музыки для учащихся 8 класса.
Гипотеза
Так как изучаемые организмы являются неотъемлемой частью окружающей среды и обладают способностью слышать звуки, то возможно музыка разных направлений будет оказывать влияние и на их жизнедеятельность.
Материал и методика
Объектом данного исследования является музыка разных направлений.
Свое исследование проводила с учащимися 8 класса МБОУ Софьинской СОШ; черенками спатифиллума; дрожжевыми грибами и мышами Акомиксами.

При работе над проектом были использованы следующие методики:
Теоретическая
- изучение специальной литературы по данной проблеме
Статистическая
- анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся.
Визуальный метод
- наблюдение за ростом и состоянием растений
- наблюдение за скоростью реакции подростков
- наблюдение за поведением мышей
- наблюдение за жизнедеятельностью дрожжевых грибов
Сравнительный метод
Музыкальный фон
II. 1. Исследование влияния музыки разных направлений на жизнедеятельность подростка.
Любой звук достаточной интенсивности и длительности может привести к различной степени снижения слуховой активности (приложение № 1). Орган слуха человека может приспосабливаться к некоторым постоянным или повторяющимся звукам (слуховая адаптация)1. Но эта приспособляемость не может защитить от патологического процесса – потери слуха, а лишь временно отодвигает сроки его наступления. Шумная музыка притупляет слух. Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушающих модную современную музыку. У 20 % юношей и девушек слух оказался притупленным в такой степени, как у 85-летних стариков.
1. Для изучения влияния музыки разных направлений на здоровье подростка я провела анкетирование (приложение №2) учащихся 8 класса. Результаты анкетирования занесла в таблицу № 1.
Таблица № 1
Вопрос
Результат анкетирования

1. Какую музыку вы слушаете чаще всего?
«Попса» - 38,5 %. «Рок» – 20 %. «Тяжелый металл» - 8,5 %. «Рэп» - 17,6 %. Разную –15,4 %.

2. С какой громкостью вы слушаете музыку?
Громко – 66 %. Не очень громко – 24 %. Тихо – 10 %

___________________________________________________
№См.: Н.А. Пугал, Р.Д. Марш, В.И. Беляев. Биология. – 9 (8). Человек. Практикум по гигиене. М.: АРКТИ, 2002, с. 42.
3. Слушаете ли вы музыку в наушниках?
89 % предпочитают слушать музыку в наушниках; 11 % слушают музыку в наушниках иногда.

4. Сколько времени в день вы слушаете музыку?
Практически весь день – 35 %. Более 6 часов – 10 %. Около 4 часов – 21 %. Около 3 часов – 27 %. Не более 1 часа – 4 %. Меньше одного часа – 3 %.

5. Как влияет на ваше состояние прослушивание классической музыки?
Помогает расслабиться – 62 %. Улучшает настроение – 9 %. Придает бодрость – 14 % . Помогает сосредоточиться – 5 %.
Раздражает – 10 %.

6. Как влияет на ваше состояние рок-музыка?
Помогает расслабиться – 16 %. Улучшает настроение – 12 %. Придает бодрость – 18 % . Помогает сосредоточиться – 0 %. Раздражает – 54 %.

7. Как влияет на ваше состояние прослушивание «Попсы»?
Помогает расслабиться – 26 %. Улучшает настроение – 21 %. Придает бодрость – 5 % . Помогает сосредоточиться – 5 %. Раздражает – 43 %.

8. Как вы чувствуете себя после посещения дискотеки?
Прекрасно – 2 %. Уставшими – 97 %. Не посещаю дискотеки – 1 %.

9. Знаете ли вы, как громкая музыка влияет на здоровье человека?
Да – 8 %. Нет – 92 %.

Вывод.
По результатам анкетирования было выявлено:
- чаще всего учащиеся слушают «Попсу» - 38,5 %;
- громко слушают музыку – 66 % учащихся 8 класса;
- 89 % учащихся предпочитают слушать музыку в наушниках;
- практически весь день слушают музыку – 35 % учащихся;
- благотворно влияет на состояние здоровья прослушивание классической музыки у 90 % учащихся;
- прослушивание рок-музыки вызывает раздражительность у 54 % учащихся;
- благотворно влияет на состояние здоровья прослушивание «Попсы» у 57 % учащихся;
- 97 % опрошенных учеников чувствуют себя после дискотеки уставшими (от громкой музыки болит голова);
- 92 % учащихся не знают о разрушительном воздействии громкой музыки на здоровье.
2. Изучение влияния громкой музыки на скорость реакции учащихся 8 класса.
В ходе этого эксперимента перед учащимся 8 класса на уровне глаз держится ученическая линейка. Затем, линейка отпускается из руки без предупреждения, а испытуемый должен суметь поймать линейку на лету. Исследование было проведено на школьной дискотеке (октябрь 2011 г.).
Результат эксперимента показал:
- до начала дискотеки не смогли поймать линейку 6 человек из 32 учащихся 8 класса (19 %);
- после 1 часа прослушивания громкой музыки на дискотеке не смогли поймать линейку 17 учеников из 32 учащихся 8 класса (53 %).
Вывод.
По результатам эксперимента было выявлено:
- длительное прослушивание громкой музыки снижает устойчивость рефлекторной деятельности учащихся.
2. Исследование влияния музыки разных направлений на жизнедеятельность растений.
Растения - неотъемлемая часть окружающей среды. Растения очень чувствительны к музыке. Я бы выделила понятие о так называемых плохих, резких и хороших, чистых звуках. Первые отравляют окружающую среду. Именно на них очень остро реагируют растения. Наиболее угнетающе действует на растения дисгармоническая музыка, например, тяжелый рок.
Как показали эксперименты, проведенные во многих странах1, эти звуки оказывали на растения столь губительное воздействие, что некоторые из них теряли листья и засыхали. Не выдерживали звуки рока даже корни растений. Они начинали расти в противоположную от источника звука сторону. По-иному реагировали растения на гармоническую музыку. Когда из репродуктора звучала музыка Бетховена, Гайдна, Шуберта или Брамса, растения вытягивали свои побеги в сторону динамика. Пришлась им по душе и индийская классическая музыка. Стоило включить динамик, как растения склонялись к нему чуть ли не горизонтально. А одно из них, как описывают эксперимент индийские исследователи, стоящее ближе других к динамику, буквально обвило его своей листвой.
Проведенные исследования и вся практика использования музыки в растениеводстве и цветоводстве служат развитию науки. Они помогают лучшему пониманию того, что представляет собой сознание, в чем отличие живой материи от неживой, каковы формы и виды сознания. Они расширяют наше познание мира, раскрывают новые глубины в понимании единства и многообразии черт и свойств живой материи, обогащают наше знание и снимут покровы с еще одной тайны природы.
Для проведения этого опыта я взяла девять одинаковых 60-дневных черенка спатифиллума и разделила на три опытных группы по 3 черенка.
Спатифиллумы стали популярны как комнатные растения сравнительно недавно. В зависимости от вида и сорта высота растений колеблется в пределах 25 – 80 см. Зимой их содержат при комнатной температуре, но не ниже + 16 0С. Спатифиллумы хорошо растут и цветут при искусственном освещении. Они подкупают не только неприхотливостью, достаточной теневыносливостью, красивыми глянцевитыми листьями, но и душистыми, очень долговечными
соцветиями, которые хорошо держатся и в срезке. Листья спатифиллумов
продолговато-ланцетные, собраны в прикорневую розетку. Цветки ароматные.
___________________________________________________
№См.: С.В. Аудиоэкология: ритмы вокруг нас. Иркутск, 2004, с.18 – 19.
Присоцветный лист обычно белый, имеет свойство со временем изменять свою окраску на светло-зеленую.
Спатифиллум обладает фитонцидной активностью, насыщает воздух озоном. Уменьшает содержание бензола и трихлорэтилена в воздухе. Обладает мощной энергетикой, устремленной вверх. Повышает умственную и физическую работоспособность. В интерьере спафиллумы могут быть как скромным, почти незаметным, фоновым дополнением, так и ярким акцентом, привлекающим всеобщее внимание1.
Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 12см, и у них было по 5 листьев разной величины. Все черенки были посажены в одинаковые горшки, использовался одинаковый грунт (рыхлая почвенная смесь). Поливы и подкормка проводились в одно и тоже время у всех растений. В течение 4 месяцев (с 27.03. по 27.07. 2011 г.) каждый день на 2 часа включалась музыка.
Место наблюдения:
- жилая комната.
Условия для развития растений:
- растения находились в обычных для комнатных растений условиях, рядом с окнами. Я старался не изменять условия произрастания комнатных растений, чтобы исключить побочные факторы, могущие повлиять на чистоту эксперимента.
Растениям № 1 в каждой опытной группе включалась классическая музыка – Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пергюнт». Растениям № 2 в каждой опытной группе включалась рок музыка – Tracktor Bowling «Снег». Растения № 3 в каждой опытной группе было контрольным, музыку ему не включали. После окончания эксперимента проанализировала полученные данные из каждой опытной группы и занесла их в таблицу № 2.
_______________________________________
1См.: Ю. Фомина, В. Молодов. Фитодизайн. Энциклопедия комнатных растений. М.: Издательский дом «Ниола 21-век», 2004, с. 160 – 161, 304.
Таблица № 2
Образцы № 1
Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пергюнт»
Образцы № 2
Tracktor Bowling
«Снег»
Образцы № 3
(без музыки)

Через 4 недели:
увеличилось количество листьев, стебель стал длиннее на 3 - 5 см. и толще. Визуально все растения выглядели хорошо.
Через 4 недели:
листья опустились, некоторые стали желтеть и опадать, стебли были тонкими и немного кривоватыми. Растения выглядели ослабленными и больными.
Через 4 недели: количество листьев увеличилось, стебель стал длиннее на 2 – 3 см. и толще. Выглядели, все растения этой группы хорошо и не сильно отличалось, от растений первой группы.

К концу 4 месяца:
зацвели на 9 - 10 дней раньше, чем растения из группы № 3. Соцветие у растений были крупными, аккуратными и красивыми.
К концу 4 месяца:
зацвели на 15 - 17 дней позже, чем растения из группы № 3. Соцветия у растений были слабыми, маленькими и кривоватыми.
К концу 4 месяца:
зацвели на 10 - 12 дней позже, чем растения из группы № 1. Соцветия у растений были среднего размера и красивыми.

Вывод: 1) Растения из группы № 1 в течение всего опыта развивались хорошо, зацвели на 9 - 10 дней раньше контрольных. Это доказывает, что классическая музыка положительно влияет на развитие и жизнедеятельность растений.
2) Растения из группы № 2 развивались в течение всего опыта плохо, зацвели на 5 - 7 дней позже контрольного. Это доказывает, что рок-музыка отрицательно влияет на развитие и жизнедеятельность растений.
3. Исследование влияния музыки разных направлений на жизнедеятельность грибов (дрожжи).
Представители класса Аскомицеты (Сумчатые грибы) относятся к высшим грибам1. Аскомицеты объединяют 25 – 30 тысяч видов. Дрожжи – одноклеточные аскомицеты, произошедшие от многоклеточных предков, - настоящего мицелия не имеют, а вегетативное тело представлено одиночными клетками, активно размножающиеся делением. Дрожжи (более 350 видов) широко распространены в разных природных местообитаниях. Некоторые из них культивируются человеком и используются в хлебопечении, пивоварении, виноделии. Дрожжевые клетки имеют форму шариков и живут в питательной жидкости, богатой сахаром. В тесте дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Освобождающаяся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его легким и пористым.
Для опыта мне понадобилось дрожжевое тесто классического (традиционного) рецепта. Я замесила тесто, разделила его на девять частей и разложила по посуде. Три части теста - образцы № 1 поставила «подходить» под классическую музыку - полька-галоп И. Штрауса «Трик-трак».
Три части теста – образцы № 2 поставила «подходить» под рок-музыку - Rammstein – «Links 2 3 4». А три части теста – образцы № 3 были контрольными, поэтому влиянию музыки не подвергались. Полученные данные занесла в таблицу № 3.
Таблица № 3
Образцы № 1
Полька-галоп
И. Штрауса «Трик-трак».
Образцы № 2
Rammstein –
«Links 2 3 4».
Образцы № 3
(без музыки)

Тесто «подошло»:
- за 1 час 20 минут
- за 1 час 18 минут
- за 1 час 25 минут
Тесто «подошло»:
- за 6 часов 05 минут
- за 5часов 50 минут
за 6 часов 20 минут
Тесто «подошло»:
- за 4 часа 20 минут
-за 4 часа 10 минут
- за 3 часа 55 минут

___________________________________________
1См.: А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина и др. Справочник студента. Биология. М.: «Слово», 2001, с. 59 – 60.
Вывод:
1) Дрожжевое тесто (Образцы № 1) «подошло» в 3,25 раза быстрее контрольного образца. Это доказывает, что классическая музыка положительно влияет на жизнедеятельность дрожжевых грибов.
2) Дрожжевое тесто (Образцы № 2) «подошло» в 1,38 раз медленнее контрольного образца. Это доказывает, что рок-музыка отрицательно влияет на жизнедеятельность дрожжевых грибов.
4. Исследование влияния музыки разных направлений на поведение животных (мышей).
Мыши относятся к семейству Мышиные, отряд грызуны. Мышевидные грызуны – многочисленная группа мелких, а иногда и средней величины грызунов, насчитывающая около 1500 видов. К ним относятся хорошо известные всем домовые и декоративные мыши, крысы, лесные и полевые мыши, хомяки, полевки (они похожи на мышей, но отличаются более коротким хвостом). Это – зверьки с удлиненной мордой, далеко выступающими ушами и длинным, в основном голым хвостом. Мышиные питаются растительной и животной пищей. Отличаются высокой плодовитостью, ранним половым созреванием. Декоративная мышь достигает половой зрелости в возрасте двух месяцев. Самки рождают в среднем 7 – 9 детенышей 4 – 5 раз в году. Интенсивное размножение характерно для особей всего семейства1.
Для опыта я взяла двух домашних декоративных мышей Акомиксов. Сначала я описала их поведение до воздействия музыки. Затем клетку с мышами я поставила рядом с колонкой компьютера и на среднюю громкость включила классическую музыку - Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пергюнт» на 30 минут и описала их поведение. На следующий день я включила им рок-музыку - Rammstein – «Links 2 3 4» на такой же громкости на 30 минут и описала их поведение. Опыт повторила через два дня, а затем через три дня.
___________________________________________
1См.: А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина и др. Справочник студента. Биология. М.: «Слово», 2001, с. 292 – 293.
Полученные данные занесла в таблицу № 4.
Таблица № 4
Поведение мышей
до воздействия музыки

Поведение мышей прослушивающих
Э. Грига «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пергюнт»
Поведение мышей прослушивающих
Rammstein –
«Links 2 3 4»


В состояние покоя мыши вели себя спокойно, периодически подходили к миске с кормом и ели, потом подымались в домик и через несколько минут спускались обратно.
Во время прослушивания классической музыки мыши вели себя более чем спокойно. Первые
5 - 8 минут мыши безмятежно бродили по клетке, прислушивались к музыке, ели. Через 5 - 10 минут мыши, забирались в домик и спали.
Там они проспали до окончания опытов.

Во время прослушивания рок-музыки у мышей первые 3 - 5 минут наблюдается сильное беспокойство. Мыши метались по клетке. То подходили к кормушке, пытались, есть, то резко меняли свое решение и забирались в домик. После примерно 5 - 10 минут мыши забивались в домик и не выходили до тех пор, пока я не отключала музыку.

Вывод:
1) Во время прослушивания классической музыки мыши вели себя спокойно, а под конец даже уснули. Это доказывает, что классическая музыка положительно влияет на самочувствие животных.
2) Во время прослушивания рок-музыки мыши сильно беспокоились, метались по клетке. Это доказывает, что рок-музыка отрицательно влияет на самочувствие животных.
III. 1. Выводы по результатам проведенного исследования
1. По результатам исследование влияния музыки разных направлений на жизнедеятельность подростка было выявлено:
- благотворно влияет на состояние здоровья учащихся прослушивание классической музыки (приложение № 3);
- большинство учащихся не соблюдают установленные безопасные для слуха и организма нормы прослушивания музыки (приложение № 4);
- длительное прослушивание громкой музыки снижает устойчивость рефлекторной деятельности учащихся (приложение № 5).
2. Исследование влияния музыки разных направлений показало, что классическая музыка положительно влияет на развитие и жизнедеятельность спатифиллума.
3. Исследование влияния музыки разных направлений показало, что классическая музыка положительно влияет на жизнедеятельность дрожжевых грибов.
4. Исследование влияния музыки разных направлений показало, что классическая музыка положительно влияет на самочувствие декоративных мышей Акомиксов.
Следовательно, классическая музыка благотворно, влияет на развитие и жизнедеятельность исследованных организмов, а рок-музыка влияет на них отрицательно. Она замедляет их развитие и плохо отражается на жизнедеятельности организмов. Таким образом, гипотеза о воздействии музыки на организмы подтвердилась.
2. Рекомендации по результатам проведенного исследования
I. Рекомендации учащимся 8 класса:
- слушать спокойную классическую музыку; классическая музыка всегда будет актуальна и ценима человечеством, так как она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость;
- заниматься прослушиванием музыки не больше 1 – 2 часов в день;
- использовать при прослушивании музыки прижимные наушники с хорошим качеством воспроизведения;
- ограждать себя от громких звуков;
- часто и много слушать звуки природы.
II. Рекомендации учителям и классным руководителям:
- проведение в школе лекций, бесед, посвященных проблемам негативного влияния шума и громкой музыки;
- необходимости внимательного, предусмотрительного отношения к звуковому окружению (приложение № 6).
III. Рекомендации всем кто имеет домашних животных и разводит комнатные растения:
- подбирать музыкальные мелодии (ритм и музыкальный рисунок должны быть подчинены законам гармонии) для имитации естественной среды обитания растений и животных;
- ограждать своих домашних питомцев от громких звуков и рок-музыки.
IV. Рекомендации домашним хозяйкам:
- для быстрого использования дрожжевого теста можно использовать классическую музыку.














IV. Литература

Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачёв. Основы общей экологии». Изд-во «МОСКВА», 1998.
Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков. Окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1980.
З. Паулин. Чудеса звука. М.: «Наука», 1965.
О. Е. Аверчинкова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. М.: Айрис Пресс, 2007.
Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: «Академия», 2007.
Н.А. Пугал, Р.Д. Марш, В.И. Беляев. Биология. – 9(8). Человек. Практикум по гигиене. М.: АРКТИ, 2002.
С.В. Аудиоэкология: ритмы вокруг нас. Иркутск, 2004.
В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2001.
Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Экология человека. Практикум.
М.: Владос, 2005.
Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростка. М.: Вентана-Граф, 2006.
Ю. Фомина, В. Молодов. Фитодизайн. Энциклопедия комнатных растений. М.: Изательский дом «Ниола 21-век», 2004.
А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина и др. Справочник студента. Биология. М.: «Слово», 2001.






V. Приложения


Приложение №1

Шум от различных источников, дБ



170
Выстрел из орудия

Выстрел из винтовки
160



150
Старт космической ракеты

Взлет реактивного самолета
140



130
Молния


120


Концерт рок-группы
110



100
Тяжелый грузовик


90



80


Салон автомобиля
70



60



50
Школьный класс


40


Сельская местность
30



20
Шепот


10


Зимний лес в безветренную погоду
0



От 170 до 110 дБ – недопустимый уровень шума.
От 100 до 80 дБ – предельно допустимый уровень шума.
От 70 до 0 дБ – допустимый уровень шума.
Приложение №2
Анкета «Я и музыка»
Дорогие ребята! Перед вами анкета, которую используют для изучения влияния музыки разных направлений на здоровье подростка. Ваши ответы должны быть именно вашими, а не подсказанными друзьями. Ваши ответы будут сохранены в секрете.

Вопрос
Ответ

1
2
3

1
Какую музыку вы слушаете чаще всего?


2
С какой громкостью вы слушаете музыку?
Громко.
Не очень громко.
Тихо.

3
Слушаете ли вы музыку в наушниках?
1. Да.
2. Нет. 3. Иногда.

4
Сколько времени в день вы слушаете музыку?
1. Практически весь день.
2. Более 6 часов.
Около 4 часов.
Около 3 часов.
Не более 1 часа.
Меньше одного часа.

5
Как влияет на ваше состояние прослушивание классической музыки?
1. Помогает расслабиться.
2. Улучшает настроение.
3. Придает бодрость.
Помогает сосредоточиться.
Раздражает.

6
Как влияет на ваше состояние рок-музыка?
1. Помогает расслабиться.
2. Улучшает настроение.
3. Придает бодрость.
Помогает сосредоточиться.
Раздражает.

7
Как влияет на ваше состояние прослушивание «Попсы»?
1. Помогает расслабиться.
2. Улучшает настроение.
3. Придает бодрость.
Помогает сосредоточиться.
Раздражает.

8
Как вы чувствуете себя после посещения дискотеки?
1. Прекрасно. 2. Уставшим.
3. Не посещаю дискотеки.

9
Знаете ли вы, как громкая музыка влияет на здоровье человека?


Приложение №3



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Приложение №4

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
№ 1 - громко слушают музыку;
№ 2 - предпочитают слушать музыку в наушниках;
№ 3 - от громкой музыки болит голова после дискотеки;
№ 4 - учащихся не знают о разрушительном воздействии громкой музыки на здоровье.
Приложение №5


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Приложение №6

Реакция организма человека на шумы


Источник
Уровень
Шума, дБ

Влияние

Шум листвы, прибоя
20

Успокаивает

Средней силы звуки в квартире,
групповых комнатах

40
Гигиеническая норма

Шум внутри здания, расположенного
на магистрали

60
Чувство раздражения

Телевизор

70
Утомляемость

Поезд, кричащий человек

80
Головная боль

Летящий, реактивный самолет
(на высоте 300 м)

95
Ослабление слуха, угнетенное
состояние

Шум станков
110
Возбужденность, агрессивность,
гипертония


Звук плеера
114
«Звуковое» опьянение, сходное
с алкогольным


Отбойный молоток
120
Межклеточный резонанс


Реактивный двигатель
140
Глухота


Шум дискотеки
175
Нарушение психического
здоровья














13PAGE 15


13PAGE 14715




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Софьинская средняя общеобразовательная школа
Наро-Фоминского муниципального района
Московской области



ПРОЕКТ






Автор Муравская Маргарита,
ученица 11 класса

Руководитель Лебедева Людмила Лаврентьевна,
учитель биологии




2011 – 2012 гг.



Root EntryArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1.
·Times New Roman1ИArial Cyr1"бArial Cyr1 
·
·Arial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"ИArial Cyr1"ИArial Cyr1"
·Arial Cyr1"
·Arial CyrО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-О#¤