Урок-турнир по физике Давление твердых тел, жидкостей и газов
Урок-турнир "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"
по физике
7 класс
Цели:
Образовательные .Систематизировать знания учащихся о давлении оказываемыми в различных агрегатных состояниях; умение применять имеющие знания для решения качественных задач; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету закрепить новинки в группе.
Воспитательные.
Способствовать воспитанию навыков коммуникативного общения.
Развивающие.
Развивать внимание, мышление, работать над развитием представления о применении знаний о давлении различных тел в быту и в технике.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: урок-турнир
Оборудование: Магнитофон (тихая музыка, журчание воды), тесты, задания, кросфорд, логотипы.
Оформление доски:
Эпиграф
Науку все глубже постигнуть стремись,Познанием вечно жаждой томисьЛишь первых познаний блеснет тебе светУзнаешь предела для знания – нет. (Фирдоуси.)
О сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенье духИ опыт, сын, ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель. (А.С. Пушкин)
Давленье как определить?Должны мы силу разделитьСпокойно, не спеша на площадь.Во всем нужна в науке точность!
Вниманье! Дальше продолжаем:В Ньютонах силу выражаем.В том совершенно нет секрета,Что площадь здесь в квадратных метрах.
Стихи учить мы не устали!Ответ получится в Паскалях.
Ход урока.
Ι. Организационный.
Разъяснение целей учебной деятельности и правил игры.
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разъясненные факты им наблюдаемые
Наша жизнь – это крепкая цепь событий, предметов, явлений ощущаем ли мы воздух вокруг себя? Даже наше дыхание настолько нам привычно, что мы даже не замечаем, как втягивается и выталкивается легкими воздух.
Из курса биологии вы знаете, что увеличивается объем легких, давление уменьшается производим вдох, объем легких уменьшается давление увеличивается и мы производим выдох. Но стоит провести рукой, воздух становится осязаемым.
Из химии мы знаем, что каждая молекула, каждый атом имеют свою массу и давят на поверхности тел, создавая тем самым давление.
При сводке погоды ежедневно сообщают об атмосферном давлении.
А задумываемся ли мы, насколько она велика?
1654 году проведены опыт с магденсбургским полушарием от которых откачен воздух, атмосферное давление насколько сильно сжало, что снова разделить полушария не могли даже несколько пар лошадей.
ΙΙ. Подготовительный.
Актуализация опорных знаний (в форме разминки).
Сегодня повторим, как оказывают давление на тела находящиеся в различных агрегатных состояниях. Ваша задача за 3 минуты дать на вопросы правильные ответы.
За каждый правильный ответ 1 балл. За подсказку и нарушение в ходе урока вычитается 1 балл.
1) От каких величин зависит давление, над уровнем моря, и от каких величин зависит давление глубины на теле с увеличением погружения в жидкость?
Ответ: (от температуры, объема, высоты, глубины).
2) Как давление зависит от площади опоры?
Ответ: (чем больше площадь опоры, тем производимое давление меньше).
3) Почему реактивные самолеты могут летать с большими скоростями в высоких слоях атмосферы?
Ответ: Плотность воздуха на больших высотах меньше и сопротивление воздуха самолетах меньше, чем в низких слоях атмосферы.
4. Одинаковую ли массу имеет один и тот же воздух, взятый на разных высотах над уровнем океанов?
Ответ: (нет, чем больше высота, тем масса одного и того же воздуха меньше).
5. Почему пловец, нырнувший на большую глубину испытывает боль в ушах?
Ответ: (давление в жидкости пропорционально глубине погружения)
6. Воду, которая была в мензурке, перелили в широкую банку, изменилось ли давление воды на дно сосуда?
Ответ: ( Да, давление уменьшилось, давление обратно пропорционально площади, чем больше площадь, тем меньше давление)
7. Почему плохо накаченный мяч, полежав на солнце “раздулся” так, как будто его подкачали?
Ответ (С с повышением температуры увеличивается движение молекул газа внутри мяча, вследствие чего они чаще ударяются о стенки баллона мяча. Давление газа внутри мяча возрастает, и мяч увеличивается в объеме).8.Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту, когда он стоит или когда делает шаг? Почему?
Ответ (Когда делает шаг, так как на некоторый момент времени человек стоит на одной ноге, а значит площадь поверхности подошвы меньше и человек быстрее погружается в болото)
ΙΙΙ. Основной. Контроль и оценка промежуточных результатов.
Отгадайте загадки.
1. До чего народ доходит: паровоз по речке ходит (пароход). Пароход выходит из реки в море. Изменится ли сила Архимеда, действующая на пароход?(Нет.)
2. Два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы). Для чего лезвия режущих инструментов остро оттачивают? (Для того, чтобы увеличить давление.)
3. В огне не горит, в огне не тонет (лед). Почему лед не тонет? (Его плотность меньше плотности воды.)
4. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи). Почему лыжи в снег не проваливаются? (Площадь лыж большая, и давление на снег маленькое.)
5. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка, эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт. (Барометр)
6. Нынче всем на удивленье,
Игровое повторенье.
Через нос он входит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Конкурс “Найди правильную дорогу”
Команды получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначения физических величин с её единицей и названием.
V М Сила
P КГ Давление
S М/С Скорость
mС Время
vПа Масса
F Н Объём
tМ2Путь
hМ3 Площадь
S М Высота
Правильно расставь формулы
Конкурсы эрудитов “ Дальше… Дальше”
Эрудиты в течении 2 минут на вопрос ведущего. Если ответа нет. Говорят “Дальше” очки прибавляются правильных ответов.
№ вопрос № вопрос
1. Какой закон используют в устройстве гидравлических машин
/Закон Паскаля/ 1 Как называется прибор для измерения атмосферного давления
/Барометр/
2 Единица измерения давления
/Паскаль/ 2 Единица измерения силы
/Ньютон/
3 Мельчайшая частица вещества
/Молекула/ 3 Молекула состоит из мельчайших частиц
/Атомов/
4 От чего зависит давление газов?
/Температуры, объема/ 4 Почему на одной и той же глубине давление воды может больше чем в реке?
/Разная глубина/
5 Если при неизменной силе площадь уменьшить в 3 раза, то давление…
/ увеличится в 3 раза/
5 Настил из хвороста (гать) облегчает переход по болоту? Почему?
/ чем больше площадь, тем меньше давление/
Задачи на сообразительность.
1.Вы в походе. Надо в бутылку набрать воды. Имеется резиновая трубка, но ручеек мелкий, дно каменистое. Как быть? (в бутылку ввести резиновую трубку, горлышко бутылки опустить в воду, высосать воздух из бутылки).
2.Как измерить высоту пещеры, до свода которой не находит даже свет фонарика ,а вскарабкаться по стене невозможно? Нужен простейший способ, причем вес «прибора» должен быть близок к нулю. (надуть ртом воздушный шарик, привязать нитку)
3.В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Как достать мяч, не переворачивая сосуда? (долить воды).
4. Каким образом можно найти емкость кастрюли, пользуясь весами и набором гирь? (определить m пустой кастрюли и наполненной водой m полная – m пустой = m воды в кастрюле. V= m воды/р)
5.Стеклянная пробка от графина имеет внутри полость.. Как определить объем полости, не разбивая пробки? (V полости =V пробки- V стекла ,V пробки – можно мензуркой, а можно с помощью выталкивающей силой )6. Уронили термометр, которым обычно измеряют температуру фотореактивов. Термометр не разбился, но столбик спирта разорвался. Как починить термометр? (поместить в морозильную камеру)
Кроссворд:
Единица измерения давления
Величина, характеристика вещества которой зависит давление.
Физическая величина, о которой мы сегодня говорили.
Физическая величина, от которой зависит давление жидкости на определенном уровне.
Агрегатное состояние вещества, о давлении которого мы говорили.
Рыба, живущая на дне, которая может переносить огромное давление воды.
Прибор, при помощи которого измеряется давление.
Ответ: 1. Паскаль, 2. Плотность, 3. Давление, 4. Высота, 5. Жидкость, 6. Камбала, 7. Манометр.
(Ключевое слово: “Спасибо”)ΙV. Заключительный. Подведение итогов. Выставление оценок.