Проблемы семьи и семейных отношений как один из факторов девиантного поведения подростков.

Проблемы семьи и семейных отношений как один из факторов девиантного поведения подростков.

Исследованию семьи, внутрисемейных связей, трансформации семьи под воздействием изменения общественных отношений, морально- нравственных принципов общества, посвящены работы многих ученых социологов, психологов в разные периоды развития общества, таких как Л. Морган, Ф. Энгельс, Питирим Сорокин, С.И. Голод, А.Г. Харчев, А.С. Макаренко и многих других. Работы этих ученых, подчеркивают влияние внутрисемейных отношений, как отражения экономического, социокультурного уровня развития общества, на формирование личности ребенка, его профессиональную ориентацию, его социализацию.
М.С. Коган в своем труде, посвященном культуре образования, отмечает, что прежде чем на индивид начнет воздействовать социокультурная среда, определяемая как внешнее воздействие, не него воздействует семья, внутренняя среда, семейная атмосфера – воспитывает и формирует индивидуальность юного члена общества с самого рождения. Вот почему семья была и есть - первичное и важнейшее звено в системе становления личности, в формировании «тела, социального поведения и духа» Понятие «семья» является предметом рассмотрения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогики, соответственно у каждой группы ученых свои критерии, подходы к исследованию семьи. Так, Б.Малиновский, рассматривает семью, как тип связей, присущих только человеку, подчеркивая, институциональность этих связей. П.А. Сорокин, подчеркивает, что семья – это тройственный союз членов семьи, супругов, родителей и детей, и родственников. Известный социолог, С.И. Голод, рассматривает семью, как группу людей, объединенных родством или свойством.
Некоторые авторы рассматривают семью, например, с позиций малых групп или как ячейку общества, с позиций теории конфликтов .
Итак, семья-это институт, это союз, это группа, это ячейка.
Общим во всех определениях семьи является то, что семья, исключительно, человеческое образование, призванное выполнять совершенно определенные задачи, функции, имеющее свою внутреннюю структуру и, кроме того, это система, которая развивается под воздействие внешней среды, во взаимодействии с ней.
Существует ряд подходов к классификации семьи:
1.функциональный: исследуется семья как социальный институт
2. системно – структурный: исторический тип семьи, структура
3. с позиций «теории конфликтов»: теория конфликта «малых групп»
4.социологический: изучается социальная сущность семьи
5.деятельстный: рассматриваются основные виды деятельности в семье
6 ценностный: семья рассматривается как лично- значимая ценность
7. системный: исследуется многообразие типов связей
В.Н. Дружинин, Н.Я. Соловьев, в своих работах отмечали, что семья призвана удовлетворять все потребности своих членов, как культурные, так и бытовые, и естественные. Сколько видов устойчивых, повторяющихся потребностей у членов семьи, столько функций по их удовлетворению данная семья осуществляет. Не удовлетворение каких - либо потребностей, ведет к нарастанию внутрисемейной напряженности, которая, в свою очередь, может перейти в перманентный или открытый конфликт. Современные социологи различают следующие функции, реализуемые семьей:
Воспитательная – удовлетворение родительских потребностей
Эмоциональня - потребность в уважении, симпатии, признании
Духовная – взаимное духовное обогащение, духовное развитие
Хозяйственно - бытовая – удовлетворение материальных потребностей
Первичный социальный контроль – формирование и поддержание моральных и правовых норм, применение санкций при недолжном поведении
Сексуально-эротические – удовлетворение половых потребностей членов семьи, регулирование полового поведения в обществе.
Экономическая
Социально-статусная
Досуговая
(в других источниках - репродуктивная, хозяйственно-бытовая, экономическая, коммуникативная, первичного социального контроля, духовного общения, организации досуга, психотерапевтическая, гедоническая.
Из анализа различных подходов к изучению семьи можно заключить, что, семья обладает структурой, целостностью, функциональными
характеристиками, коммуникативными свойствами, историчностью, интегративностью, другими словами, - своей средой взаимоотношений, своей атмосферой (эмоциональной близостью), законами развития, традициями, ценностями, принципами взаимодействий между членами семьи, системой взаимоотношений с социумом. Семья решает задачу передачи социального опыта, культуры, знаний, умений. С изменением структуры семьи меняется и тип межличностных взаимоотношений в семье.
П.К. Анохин отмечает, что системообразующим звеном в семье является достижение положительного результата ведущей цели.
«Семья – это педагогическая система, которая складывается из единства всех ее компонентов, находящихся в определенных связях и отношениях, направленного на образование, развитие, формирование личности каждого члена семьи».
Родители обеспечивают духовное, социальное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка, формируют его характер, его ценностные установки, т.е. развертывают его личностный потенциал (осуществляют воспитание ребенка). Важной особенностью семейного воспитания является его эмоциональный, интимный характер отношений между взрослыми и детьми. Процесс воспитания в семье не имеет временных рамок, он осуществляется постоянно – интонацией, взглядом, прикосновением, личным примером. Принцип успешных семейных отношений - адаптация, интимность, автономность членов семьи. Понятно, что при деформации семейных отношений (утрата ряда функций, разводы, повторные браки, сожительство, зависимости родителей, конфликты), происходит отклонение в системе воспитания ребенка, что, в свою очередь, приводит к отклонению в поведении подростка (от замкнутости до повышенной эмоциональной реакции на действия окружающих до побегов из дома, суицида, разбойных нападений).
Процесс воспитания в семье имеет двустороннюю направленность, что следует непосредственно из определения семьи как системы. По мнению
Б.Г. Ананьев обращает внимание на то, что подросток не только объект воспитательного воздействия, но и активный участник всего процесса воспитания, таким образом, и воспитатель, и воспитанник могут быть как объектом, так и субъектом воспитания, следовательно в семье, имеет большое значение взаимосвязь родителей и детей, их взаимное влияние друг на друга, выражающееся как в психологическом состоянии, так и физическом здоровье.
Взаимоотношения в семье определяются воспитательным потенциалом семьи, ее структурой, уровнем семейной педагогики и педагогической культурой семьи.
Семейная педагогика (в этой области работали такие ученые как К.Д.Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко) выделяет следующие основные принципы воспитания детей:
1. прививание детям системы ценностей семьи, нравственных идеалов, традиций семьи, взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими людьми.
2. любовь и уважение к ребенку, баланс между требованиями и удовлетворением духовных и материальных потребностей ребенка,
между необходимым уровнем автономии, самостоятельности, свободы ребенка, сообразно возрасту и запретов.
3.согласованность и единство требований всех взрослых членов семьи к детям, опора на положительные стороны ребенка, что бы не допустить его как низкой, так и завышенной самооценки, что в равной степени приведет к нарушению его социализации и адаптации в детском коллективе, к психологическим срывам.
Не востребованность знаний родителями, нарушению ими принципов воспитания, влечет за собой конфликты между родителями и детьми, как следствие, - отклонению в поведении подростков, т.е. девиациям в поведении, дезадаптации к окружающей среде.
Каждая семья, в той или иной степени, обладает определенной педагогической культурой, педагогическим и воспитательным потенциалом.
К.В. Романов в своей монографии «Культурная антропология образования и семьи» поднимает тему ответственности родителей за воспитание детей.
и дает четыре признака педагогической культуры семьи
1.историзм,
2.избирательность,
3.упорядоченность,
4.символизм и долженствование.
Историзм в педагогической культуре семьи - фактор, влияющий на духовное отношение между детьми и родителями, на обычаи и традиции в воспитании
Избирательность – способность семьи к целеполаганию, именно целеполагание, позволит ребенку противостоять трудностям, способствовать самовыражению и получению образования.
Упорядоченье - материальные ценности, быт, ролевые притязания.
Символизм определяется наличием книг, словарей, музыкальных инструментов и (субъективно) интеллектуально-нравственной, эстетической атмосферой.
Большое значение в педагогической культуре семьи имеет способность ее членов к самоорганизации, где пример поведения родителей, закладывает у ребенка привычки и стереотипы поведения, т.е. осуществляется процесс социализации.
Долженствование является результатом и истоком взаимодействия всех перечисленных признаков педагогической культуры семьи.
Воспитательный потенциал семьи – это материальное и социальное положение семьи, фактическое мировоззрение, толерантность, преемственность поколений и т.д., под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей, т.е. с учетом конкретных социальных ограничений и уравновешенности материальных и нематериальных ресурсов семьи.
Воспитательный потенциал зависит от типа семьи, ее структуры, материального положения семьи, числа детей, условий проживания, психологической атмосферы в семье и окружающего социума.
На воспитательный потенциал влияют не только объективные, внешние факторы (разорилось предприятие, на котором работали родители), но и субъективные, внутрисемейные – недопонимание, нарушение ролевых функций, развод, алкоголизм и др. Воспитательный потенциал обусловлен общественными отношениями и социальной средой - это степень развития возможностей семьи в формировании личности.
Базовыми положениями, способствующими раскрытию воспитательного потенциала семьи подростка, можно назвать искренность взаимоотношений, уважение ребенка, поддержка самостоятельности и творчества, совместная деятельность, ответственность за свои действия (их последствия), осознание желаемого результата в воспитании. Особенности семейных отношений между родителями и детьми приводят к формированию определенного характера ребенка и, как следствие, возможным отклонениям в его поведении, девиантному поведению:
диктат родителей - нарушается формирование инициативности, веры в себя, страдает чувство собственного достоинства, проявляется фрустрация саморазвития, самоутверждения, самореализации
опека – развивается неспособность адаптироваться к жизни, безответственность, деспотичность
невмешательство - дети и взрослые живут независимо, у них нет эмоциональных точек соприкосновения. Результат – отчуждение детей от родителей (ложная свобода)
конфронтация – наличие в семье перманентного конфликта (межличностный, межгрупповой, внутриличностный), как результат формирование негативных качеств личности: грубость, скандальность, цинизм
сотрудничество – опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, общими ценностями и смыслами.
Последний тип отношений позволяет говорить о гармоничном воспитании.
О.Е. Зверева, ссылаясь на А.Я. Варга и В.В. Столина, выделила следующие критерии отношений родителей к детям:
принятие- отвержение: ребенок воспитывается таким, какой он есть, в любви и уважении, или родители воспринимают ребенка как неудачника, испытывают к нему злость, проявляют недовольство, обиду, не уважают
кооперация - родители заинтересованы в делах ребенка, высоко ценят его интеллект и творческие способности, испытывают чувство гордости
симбиоз - родители постоянно испытывают тревогу за ребенка, они лишают его всякой самостоятельности, он кажется им маленьким и беззащитным
авторитарная гиперсоциализация- требуется безоговорочное подчинение родителю, навязывание воли родителей, применяются наказания, требуется социальный успех
маленький неудачник- стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, родители ограждают его от жизненных трудностей и строго контролируют его действия.
Р.В. Овчарова, Т.А. Маркова, Н.А. Разгонова и др. выделяют такие стили воспитания, как:
тревожный (родители необоснованно тревожатся за ребенка, предупреждая все его желания) – не дает развиваться самостоятельности ребенка, формирует иждивенчество;
подкупающий – (ребенка хвалят, не критикуют, не жалеют денег) формируется лицемерие, приспособленчество;
подчиняющий – (близок к авторитарному) ребенок вынужден приспосабливаться под требования, он несамостоятелен, пассивен, но со временем поведение ребенка может вылиться в открытый протест;
небрежный – (невнимание к нуждам ребенка, непоследовательность в требованиях, незаслуженные наказания) дети вырастают лишенные внутренней культуры, способные к нарушению правил и норм поведения в обществе;
угрожающий – (воспитание строится на наказании) дети ориентированы на избегания наказания, легко идут на компромисс, отказываются от своей точки зрения;
грубый стиль – (помимо грубости, процветает полное неуважение к личности ребенка, отсутствие любви) развивается замкнутость, угрюмость, озлобленность ребенка, т.е. адаптивность к детскому коллективу низкая
контролирующий стиль – дети внушаемы и послушны, стараются избегать неудач.
Таким образом, можно заключить, что отклонения в межличностных отношениях «родитель – ребенок» может служить одной из причин девиантного поведения:
- жесткая вертикаль формирует агрессивность, пассивность, конформность, иждевенчество
- либеральные (индифирентные) отношения приводят к эмоциональному отвержению, агрессии, замкнутости, побегам, возможно развитие суицидальных наклонностей.
- взаимодействие, взаимопонимание, взаимоуважение позволяет развивать инициативу, творчество, трудолюбие, чувство долга, стремление к саморазвитию и самопознанию.
М.С. Панич, отмечает, что в семейной педагогике, как методе формирования личности ребенка главное – это внимательное, уважительное отношение взрослых и детей, растворение педагогики в семейной жизни. Именно уважительное, внимательное отношение взрослых и детей позволит избежать, предотвратить, снизить вероятность девиантного поведения подростков.
На основании анализа теоретической литературы можно сделать следующие выводы:
1.Семья, исключительно, человеческое образование, призванное выполнять совершенно определенные задачи, функции, имеющее свою внутреннюю структуру и, кроме того, это система, которая изменяясь, развивается под воздействием внешней среды, во взаимодействии с ней.
2. Семья обладает педагогическим, культурным и воспитательным потенциалом.
3.Семья характеризуется внутрисемейными отношениями, деформация которых может стать причиной отклонений в поведении ребенка:
- жесткая вертикаль «взрослый-ребенок»: формирование нежелательных черт личности: агрессивность, пассивность, конформность, иждивенчиство
- индифирентное отношение – ребенок замкнут, агрессивен, либо подавлен, депрессивен, склонен к проявлению зависимостей, бродяжничеству.
- взрослый и ребенок взаимодействуют, являются равноправными участниками воспитательного процесса: ребенок развивается способным к инициативе, умеет отстаивать свою точку зрения, трудолюбив, с развитым чувством ответственности, стремится к саморазвитию и самопознанию.



15