Открытый урок по теме Гидролиз солей


(урок на основе проблемно - исследовательской технологии)
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Проблемно-исследовательский.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока: 1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами. 2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии. З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
Оборудование: Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютерный терминал, дискета с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов
Реактивы: растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы лакмус, фенолфталеин. План урока 1. Повторение опорных знаний.
Электролиты и неэлектролиты. Понятие степени электролитической диссоциации.
Таблица сильных и слабых электролитов.
Работа индикаторов в различных средах.
2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта. З. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей). 4. Схема эксперимента и выводы из опыта. 5. Доказательство через уравнения реакции. 6. Определение понятия гидролиз солей. 7. Выполнение упражнений. 8. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека. 9. Домашнее задание.
Ход урока:
I этап урока - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта
Содержание урока работы учителя
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся

1.Опорные вопросы:
Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
Что показывает степень электролитической диссоциации?
Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
Какие вы знаете индикаторы?
Фронтальный опрос в форме беседы Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов
На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах

Устные ответы на вопросы учителя
Объяснение формулы у доски. Запись на доске и в тетради Делается вывод о том, какие ноны отвечают за цвет индикаторов

2.Подготовка таблицы для занесения результатов опыта
Таблица заранее нарисована на доске
Построение таблицы в тетради


3.Проведение лабораторного опыта учащимися.
Правила техники безопасности при работе с химическими веществами
Проведение лабораторного опыта




Занести результаты опытов в таблицу на доске .
При проведении лабораторного опыта учащиеся исследуют изменение цвета выданных индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в водной среде





II этап урока - проблемная задача. Обсуждение в парах. Ответ формулируется учащимися
Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию. Учитель задает вопросы: 1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет? 2. Какие ноны отвечают за цвет индикатора в щелочной среде? З. Есть ли эти ионы в солях? 4. Является ли вода электролитом? 5. На какие ионы диссоциирует вода? Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей. Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:
Формула соли
фенолфталеин
лакмус
Метиловый оранжевый
реакция
Какие ионы

AlCl3
--


кислая
Н+ >

Na2CO3



щелочная
OH->

NaCl
--


нейтральная
H+= OH-

III этап урока - самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме. На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране компьютера с заранее созданными слайдами.
AlCl3

Al(OH)3 HCl
слабое основание сильная кислота
[ ОН]- < [H]+
Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избы ток ионов водорода. Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.
Na2CO3

NaOH H2CO3
cильное основание слабая кислота
Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов. Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.
NaCl

NaOH HCl
сильное основание сильная кислота
ОН- = Н+
IV этап урока - формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов. Делается вывод, что гидролиз - это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение. Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов.
Избыток инов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет. Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым.
V этап урока - закрепление изученного материала 1. На экран компьютера проецируется задание:
Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей: 1 вариант 2 вариант а) нитрата цинка а) карбоната калия б) сульфата калия б) сульфита натрия в) сульфида натрия в) нитрата бария Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей. Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
2. Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку). З. Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4, и левую руку, которые получили «З». 4. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания. VI этап урока - подведение итогов Беседа учителя с учащимися. Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе. Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз: амилаза фермент крахмала целлюлаза фермент целлюлозы протеаза фермент белка Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды. В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти. В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей. Продукты гидролиза целлюлозы это бумага, хлопчатобумажные ткани. Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. Домашнее задание. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.

Основания
Кислоты
Соли

Сильные
· > 30%
Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, KOH, NaOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2
HCl, H2SO4, HNO3, HIO3, HI, HBr, HClO4, HBrO3, HClO3
Все растворимые соли: хлориды, бромиды, Йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония

Средние
3% <
· < 30%

H3PO4, H2SO3


Слабые
· <3%

NH4OH и все труднорастворимые основания
H2CO3, H2S, HCN, HClO, HClO2, HBO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4




Что сильнее, того и больше!

Что сильнее, того и больше!



Гидролиз солей15