Конспект по математике для 4 класса «Действия с величинами»
Математика
Тема: Действия с величинами.
(4 класс)
Педагогическая цель
Создать условия для практического применения знаний о действиях с величинами.
Планируемые результаты
Оборудование.
Предметные УУД: научатся решать задачи с использованием величин: площади, массы, стоимости.
Метапредметные УУД:
регулятивные: с помощью учителя определяют тему и цель урока, самостоятельно определяют цель своей деятельности, планируют её достижение, самостоятельно двигаются по заданному плану, оценивают и корректируют полученный результат;
познавательные: самостоятельно пользуются предложенной информацией, определяют этапы решения учебной задачи, устанавливают истинность утверждений о величинах, зависимость между величинами, определяют количество и порядок действий для решения задачи.
коммуникативные: высказывают суждения с использованием математических терминов и понятий, формулируют вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, взаимодействуют в ходе работы в парах, группах, стараются донести свою позицию до других.
Личностные УУД: проявление интереса к способам решения новых учебных задач, оценивание результатов учебной деятельности группы, самооценка.
1. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина «Математика», 4класс (таблицы)
2. Карточки основных понятий для доски.
3. Раздаточный материал в виде карточек для работы в группах.
4. Карточки для действий с величинами для индивидуальной работы.
5. Технические средства – компьютер, телевизор.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Организационный
момент, эмоциональный
настрой.
- Поприветствуем гостей, сядем на рабочие места.
Ещё раз проверим готовность к уроку.
Приветствуют гостей урока.
Настраиваются на урок.
Проверяют готовность принадлежностей.
Личностные: проявляют положительный настрой на работу.
Регулятивные: обеспечивают организацию своей учебной деятельности.
2. Формулирование
темы урока.
- Посмотрим на доску и определим тему урока.
Смотрят на представленный на доске материал, определяют тему урока.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
3. Актуализация опорных знаний,
определение целей урока.
1) 15 см · 3 см 27 кв.см · 9 дм
16 мм · 4 96 кв.м : 12 м
125 куб. дм : 5 дм 90 см : 15 см
-Какое число отличается от других?
(После ответа на доске появляются карточки со словами «отвлеченные числа», «именованные числа»)
2) Организует самостоятельную работу детей и последующую проверку.
- У кого не так?
С какими величинами мы работали?
(длины, площади, объёма)
3) Подводит детей к обобщению и определению темы урока.
- Что найдём, выполняя данные действия?
Показ на экране формул:
S = a · b V = S · h a = b · 4
а = S : b S = V : h a : b = ?(раз)
- Для чего нам нужны эти знания?
Три ученика работают у закрытой доски, остальные дети выполняют работу на листочках, записывая ответы.
Проверяют работу одноклассников, сравнивая со своей работой.
Записывают формулы в тетради.
Определяют цель урока.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель урока после вывода формул – использовать данные знания для решения практических задач.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осознанно владеют способами действий с именованными числами.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, развивают умение слушать.
Личностные: проявляют познавательный интерес.
4. Создание условий для решения учебных задач.
Организует работу по преобразованию и сравнению величин:
9 т 56 кг956 кг 261962 г = кгг
204 ц 2 т 4 ц
86553 кг =тцкг
- Чем эти меры отличаются от тех, с которыми мы работали?
( длины и массы; простые именованные числа и составные именованные числа – на доске таблички)
Сравнивают величины.
Производят преобразования самостоятельно
Осуществляют взаимопроверку в парах.
Регулятивные: сравнивают и анализируют различные действия с величинами.
Познавательные: проводят наблюдения, выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют выслушивать мнения других, отстаивают свою точку зрения.
Личностные: осознают свои возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
5. Физкультминутка.
Организует проведение и выполнение физических упражнений.
Выполняют упражнения, которые показывает физкультурник.
Коммуникативные: слушают и выполняют упражнения по команде одноклассника.
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.
6. Применение знаний на практике.
7. Домашнее задание.
Организует самостоятельную работу в группах.
- Я прошу вас помочь мне и родителям рассчитать расход материалов для ремонта класса и их стоимость.
Организует проверку групповой работы.
Организует коллективную работу по обобщению результатов групповой деятельности (в приложении).
-При каком условии дешевле материалы?
Как ещё можно сэкономить? (паркет заменить линолеумом)
Даёт задание по выбору:
1) Расход материалов и их стоимость для ремонта вашей комнаты.
2) Рассчитать количество линолеума на пол и его стоимость.
Каждая группа получает карточки с заданиями (в приложении).
Составляет план выполнения задания.
Производит нужные измерения.
Распределяют, кто какой пункт выполняет, кто проверяет.
Производят расчеты.
Представляют всему классу результаты своей практической работы (в приложении).
Вносят свои данные в общую таблицу.
Производят вычисления.
Сравнивают результаты.
Определяют, какое задание будут выполнять дома и записывают его в дневник.
Регулятивные: составляют план действий, планируют учебное сотрудничество, определяют функции участников, способы взаимодействия.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых практических результатов.
Коммуникативные: умеют донести свою позицию до других, владеют приёмами диалогической и монологической речи.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: принимают новую учебную задачу.
Личностные: самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор.
8. Итог. Рефлексия.
Организует обсуждение вопросов:
- Мне на уроке больше всего понравилось.
- Меня больше всего удивило.
- Чему главному научились на уроке?
Размышляют, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий действия.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют своё мнение.
Личностные: определяют самооценку, следуют в поведении моральным нормам.
Задания группам:
1 группа - Рассчитать количество плит для потолка и их стоимость.
Плитка – квадрат со стороной 50 см
Цена одной плитки 15 руб.
2 группа – Рассчитать количество плит для пола и их стоимость.
Плитка квадратная со стороной 30 см
Цена одной плитки 25 руб.
3 группа - Рассчитать количество краски для стен и стоимость краски.
Количество краски на 1 кв.м – 100 г
Цена краски за 1 кг – 60 руб.
4 группа – Рассчитать количество обоев и их стоимость.
Ширина обоев 50 см
Цена 1 м – 20 руб.
Результаты работы групп:
1 группа – 1) 6 · 9 = 54 (кв.м) – площадь потолка
2) 50 · 50 = 2500 (кв.см) = 25 (кв.дм) – площадь плитки
3) 54 кв.м = 5400 кв.дм
5400 кв.дм : 25 кв.дм = 216 – количество плит
4) 15 · 216 = 3240 (руб.) – стоимость плит для потолка
2 группа – 1) 6 · 9 = 54 (кв.м) – площадь пола
2) 30 · 30 = 900 ( кв.см) = 9 кв.дм – площадь плитки
3) 5400 : 9 = 600 (пл.)
4) 25 · 600 = 15000 (руб.) – стоимость плитки для пола
3 группа – 1) 9 ·2 + 6 · 2 + 6 · 3 = 48 (кв.м) – площадь стен
2) 100 · 48 = 4800 (г) = 4кг 800г – краски
3) 60 · 4 = 240 (руб.)
60 : 10 · 8 = 48 (руб.)
240 +48 = 288 (руб.) – стоимость краски для стен
4 группа – 1) 9 · 2 + 6 · 2 + 6 · 3 = 48 (кв.м) – площадь стен
2) 50 см = 5 дм
48 кв.м = 4800 кв.дм
4800 : 5 = 960 дм = 96 м – обоев
3) 20 · 96 = 1920 (руб.) – стоимость обоев
Общая стоимость материалов для ремонта.
Потолок
3240 руб.
3240 руб.
Пол
15000 руб.
15000 руб.
Стены
1920 руб. (обои)
288 руб. (краска)
Общая стоимость
20160 руб.
18528 руб.
Урок математики. 4 класс. «Действия с величинами». Учитель начальных классов. Соломахина Надежда Николаевна (высшая квалификационная категория). МБОУ гимназия № 120. г. Екатеринбург
15