Урок математики в 4 классе на тему Задачи на движение по реке


Открытый урок по математике
в 4 классе по теме
«Задачи на движение по реке».
Учитель: Мингазова Фания Ризвановна10.04.2014
Тема: Задачи на движение по реке.
Цели:
1)Ввести правило нахождения скорости движения по течению / против течения реки; раскрывать значение понятий «собственная скорость», «движение по течению реки», «движение против течения реки» и использовать их в активном словаре.
2)Повторить и обобщить знания, умения и навыки  решения задач на движение . 3) Развивать кругозор, мышление, внимание, культуру математической речи; прививать интерес к математике.
Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация к уроку, приложение на электронном носителе (CD) к учебнику для 4 класса по программе “Перспектива» (авторы ; Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука), карточки с заданиями, листы самооценивания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятного психологического настроя на работу .
- Ребята, сегодня у нас много гостей, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.
- Давайте все вместе прочитаем строки, написанные на экране. 3слайд
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука -
Это математика!
- Ребята, вы согласны с этими словами? Вы любите математику?
- У каждого из вас на столах лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. После решения каждого задания, вы должны оценить свою работу. Как оценивать себя вы знаете.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Устный счёт. Математическая разминка. 5слайд.
- А теперь у нас математическая разминка- устно выполняем примеры и ответы записываем в порядке уменьшения.
Математическая разминка
57:3 19х4 25х3 91:7 78:13 64:4 95:19 12х7
жвиниеед- выполнение заданий в группах ( решение примеров, заполнение таблицы, отгадывание слова )
- Какое слово получилось?
- Движение. 7 слайд
Оцените себя.
- А что такое движение? 9 слайд
- Движение – это перемещение в нужном направлении.
- А из каких величин состоит процесс движения?
- Процесс движения – скорость, время, расстояние.11слайд
- Какими буквами из латинского алфавита мы обозначаем их?
- скорость –V
- время – t
- расстояние – S
- Назовите единицы измерения. 13 слайд
- Вспомним правила нахождения скорости, времени, расстояния.
- Соедини части одного и того же правила 15 слайд
- Запишите формулы на листочках, рядом записываем единицы измерения
- Обменяйтесь между собой листочками, возьмите карандаши и проверяем.
Без ошибок- 5
1 ошибка -4
2 ошибки- 3
Больше 2 ошибок- 2
- Проверьте себя по экрану. слайд 16
Запишите баллы на листах самооценки.
- Какие виды движений мы знаем?
- Встречное , в противоположных направлениях, в одном направлении.18 слайд
- А движение по какой поверхности?
- По земле, по воздуху, по воде.19 слайд
- А теперь я вам предлагаю отгадать загадки.22 слайд
- А как они называются?
- Водоёмы.
- А теперь посмотрите следующий слайд и подумайте .Чем отличаются река и озеро? 25 слайд
- Озеро –это природный водоём со стоячей водой. Река- это постоянный водоток.
- А какие реки и озёра вы знаете?
- …
- - А какие реки протекают в нашем городе?
-Кама, Мелекеска, Челнинка- А что вы знаете о реке Кама?
- А что вы знаете о значении водоёмов?
- Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи, для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Водоёмы – дом для растений и рыб. Без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные .- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоёма? Как вы можете помочь в охране наших водоёмов.
-Надо следить за чистотой воды, нельзя в воду бросать мусор и оставлять на берегу. Соблюдать правила безопасности во время купания.
- Защита группами экологических плакатов на тему «Вода –жизнь», «Берегите наши реки», выполненных на уроках изобразительного искусства.
3.Постановка проблемы.
- Итак, тема сегодняшнего урока – задачи на движение по реке.27 слайд
- Ребята, какое сейчас время года?
- Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй - в ручей. Что же произойдет с каждым из корабликов?
- В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке - поплывет, так как вода в нем "бежит" к более низкому месту и несет его с собой. То же самое будет происходить с плотом или лодкой.
В озере они будут стоять на месте, а в реке – плыть.
Рассмотрим первый вариант: лужа и озеро. Вода в них не движется и называется стоячей.
Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер. А лодка начнет двигаться в озере при помощи весел или если она оснащена мотором, то есть за счет своей скорости.
Такое движение называют движением в стоячей воде.
Следует запомнить, что скорость катера в стоячей воде называют собственной скоростью.
- Как вы думаете, отличается ли движение по озеру от движения по реке? Чем же ? - Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется.
Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону –  движением против течения.
Каждый из вас плавал в реке и помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему? Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает".
- Ребята, помните, когда мы с вами решали задачи на движение в одном направлении, в рабочих тетрадях выполняли вычисления и прочитали китайскую пословицу? Кто помнит эту пословицу, о чём она?
- Учиться – это всё равно, что плыть против течения: остановился – тебя отнесло назад.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
- …
Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки. ( Как ее измерить?)
Остановимся на движении по течению реки. Мы уже говорили о бумажном кораблике в весеннем ручье. Вода понесет его вместе с собой. И лодка, спущенная на воду, поплывет со скоростью течения. Но если у нее есть собственная скорость, то она поплывет еще быстрее.
4. Работа по электронному приложению ( теоретический материал) (2 мин)
5.Первичное закрепление нового материала. Решение задач по электронному приложению.
Каждую задачу соедини линией с подходящим ответом
Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?
Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?
Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?
6.Физкультминутка.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) работа по учебнику
- выполнение заданий №1,2.4 –устно
- №3 - письменно
2) Выполнение проверочной работы по электронному приложению. Оцените свою работу.
Для каждой задачи подбери подходящий ответ:
1)Собственная скорость теплохода 46 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?
2) Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?
3) Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?
4) Собственная скорость теплохода 48 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?
Выводы:  
- Как найти собственную скорость, если известна скорость по течению и скорость течения реки?
- Как узнать скорость течения, если известна скорость по течению и собственная скорость?
- Как найти собственную скорость, если известна скорость против течения и скорость  течения?
3) Самостоятельная работа. На слайде и на карточках.31 слайд
Собственная
скорость Скорость
течения Скорость  по   течению Скорость против течения
Яхта 24 км/ч 19 км/ч
Теплоход 50 км/ч 52 км/ч Катер 3 км/ч 34 км/ч
После того, как учащиеся закончили решение , выполняем самопроверку: учащиеся по очереди комментируют свои ответы, на экране с помощью анимации появляются правильные ответы.34 слайд
После проверки учащиеся оценивают свою работу по следующему критерию:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«2» - 3 и более ошибки.
8. Объяснение домашнего задания: решить задачи №1,2 в рабочей тетради на печатной основе.
9. Итог урока:
Что узнали сегодня на уроке?
испытывали ли вы затруднение при работе ?была ли интересна для вас информация, которую вы получили?
где вы можете применять полученные знания?
Выставление оценок.