Конспект родительского собрания «Развитие конструктивной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста на занятиях по самопознанию»
КГКП «Я/с «Балдаурен»
КОНСПЕКТ
родительского собрания
«Развитие конструктивной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста на занятиях по самопознанию»
Подготовили воспитатели старшей группы «Бабочка» Черепанова С.В., Крайнова С.В.
Риддер-2016
Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.
В. Зубков
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В большинстве случаев понимание потребностей ребенка происходит путем эмпатического контакта, но этого недостаточно. Недостаток теоретических знаний в области педагогики (притом нередко весьма значительный) приводит к тому, что родители упускают немало возможностей для воспитания своего ребенка, безболезненной коррекции его поведения и т.п. В результате богатый личностный потенциал ребенка остается нераскрытым либо раскрывается не полностью.
Основной целью настоящего собрания является:
Предоставление родителям теоретических и практических знаний о конструктивной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, видах упомянутой деятельности;
Расширение представлений родителей о предмете «Самопознание», его значение для нивелирования девиаций духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
Повышение уровня педагогической культуры родителей;
Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.
Наши задачи:
Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка,
Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
Пробудить у родителей желание увидеть проблемы своего ребенка изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Ход собранияУчастники родительского собрания приветствуют друг друга.
ВОСПИТАТЕЛЬ КРАЙНОВА С.В.: Вопросы развития детского творчества давно интересуют мир. Творческой называют такую деятельность человека, при котором создаётся нечто новое. Не важно, будет это новое материальным, доступным органам чувств или будет жить внутри самого человека – его мысли, чувства.
Любая ли деятельность человека является творческой?
В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приёмы и способы действия. Второй вид – творческий. Например, водитель сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполненным действиям, он всего лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь необычную ситуацию (застрял в грязи), происходит смена воспроизводящих действий творческими. В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧЕРЕПАНОВА С.В.: Каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети – большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторённой дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творческое мышление.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Как вы думаете, в каких видах деятельности может развиваться детское творчество детей?
Коммуникативная деятельность – продолжает совершенствоваться речь: совершенствуется связная, монологическая.
Продуктивная деятельность – дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, рисовать с натуры (например, «ветка тополя»), лепить из целого куска пластилина, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживая места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки.
Познавательно-исследовательская деятельность – расширяется общий кругозор детей. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
Конструктивная деятельность – дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение о пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции.
ВОСПИТАТЕЛЬ КРАЙНОВА С.В.: Да, перечисленные вами виды деятельности чрезвычайно важны для развития творческого мышления ребенка. Но едва ли не важнее прочих конструктивная деятельность.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧЕРЕПАНОВА С.В.: Конструктивная деятельность представляет наибольшую сложность для детей. Для нее характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании.
ВОСПИТАТЕЛЬ КРАЙНОВА С.В.: Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников, что, в свою очередь, тесно связано с духовно-нравственным развитием личности.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧЕРЕПАНОВА С.В.: Современные образовательные программы исповедуют в большинстве своем интегративный подход к обучению, однако в полной мере реализовать его удается разве что на занятиях по самопознанию, так как структура данных занятий предоставляет гораздо большие возможностей для раскрытия творческого потенциала детей. Такие структурные элементы самопознания, как круг радости, беседы, чтение художественных произведений, психологические упражнения, творческие игры позволяют детям более полно удовлетворять потребность в познании мира, реализовывать собственные творческие замыслы….
Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение «Вдруг талант мой потерялся» Е. Ранневой:Я ужасно испугался,
Я грущу четыре дня.
Вдруг талант мой потерялся,
Убежал вдруг от меня.
Я его искал повсюду:
В тёмной комнате, в саду.
Что теперь я делать буду?
Без таланта пропаду.
Не могу никак жирафа
Я теперь дорисовать.
Может, спит талант за шкафом?
Как же мне его достать?
Думал, думал я упрямо,
Как талант вернуть опять
И решил, что надо маму
Для него нарисовать.
Я в работу окунулся,
Рисовал портрет три дня,
И талант ко мне вернулся,
Мой талант нашёл меня.
ВОСПИТАТЕЛЬ КРАЙНОВА С.В.: Незадолго до нашей встречи, вы все, уважаемые родители, получили творческое задание по написанию рассказов «Что бы мы хотели уметь…». Возможно, некоторые виды творческой деятельности остаются недоступными для вас и ваших детей, но вы хотели бы узнать о них больше…
С вашего разрешения сейчас я зачитаю некоторые отрывки.
Воспитатели зачитывают заранее отобранные отрывки из рассказов родителей, после чего начинается свободная дискуссия, обмен опытом развития творческого потенциала в семье. Обсуждается возможность использования отдельных идей на занятиях по самопознанию
Музыкальная пауза
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧЕРЕПАНОВА С.В.: А теперь давайте ненадолго вернемся в чудесный мир детства….Словесная игра «Предложение – чайнворд»
Называются разные слова, причем каждое новое слово должно начинаться на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. По законам этой игры можно составить целое предложение. Например, такое: «КарлсоН НарисоваЛ ЛасточеК КлюющиХ ХалвУ». Или такое: «ДюймовочкА АккуратнО ОчистилА АпельсиН». Родители и дети должны составить аналогичное предложение-чайнворд про героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». При этом предложения должны состоять не менее чем из пяти слов и начинаться с имени героя:
БуратинОМальвина
Карабас-БарабаСПьерОАртемоНДуремаРБазилиОАлисАВОСПИТАТЕЛЬ ЧЕРЕПАНОВА С.В.: Великолепно! Но когда дети поют, рисуют, читают стихи, танцуют, гримируются, слушают музыку – разве они не развивают таким образом эстетический и художественный вкус?
ВОСПИТАТЕЛЬ КРАЙНОВА С.В.: Творческий потенциал детей поистине бесконечен… И сегодня они подготовили инсценировку «Незнайка учится рисовать»
СЦЕНА «НЕЗНАЙКА-ХУДОЖНИК»
Тюбик. Посиди еще чуточку. Скоро закончу.
Торопыжка. Ничего. Посижу уж. Только рисуй получше.
Тюбик. Не беспокойся. Хорошо будет.
Входит Незнайка, смотрит на работу Тюбика
Тюбик. Вот и конец!
Торопыжка. Хорошо! Замечательно! Очень похож! Правда, Незнайка?
Незнайка. Вроде, похож. А, вроде, нет.
Торопыжка. Да что ты «вроде» да «вроде». Очень похож! Замечательно нарисовал. Спасибо тебе, Тюбик. Всю жизнь мечтал о таком портрете.
Торопыжка берет портрет и убегает
Незнайка. Слушай, Тюбик, дай мне каких-нибудь красок и кисточку. Я тоже хочу быть художником.
Тюбик. Рисовать - надо долго учиться.
Незнайка. Я и буду долго учиться.
Тюбик. Ну, хорошо. Вот тебе задание: нарисуй этот кувшин! Даю тебе на это два часа. Потом приду, проверю.
Тюбик уходит. Незнайка начинает рисовать
Незнайка. Что тут уметь, раз-два – и готово! Я сейчас всех коротышек нарисую!
Развешивает подписанные портреты. Отходит в сторонку и любуется. Приходит доктор ПилюлькинПилюлькин. Послушай, Незнайка ты, говорят, Пончика нарисовал?
Незнайка. Да, нарисовал.
Пилюлькин. Ну и голова! Как горшок! А это кто? Знайка! Почему у него уши как у осла?
Незнайка. Чтоб он не задавался, что самый умный.
Пилюлькин. А это кто? Винтик! А это что у него вместо носа? Винт торчит? А это Шпунтик? А на носу у него гайка! Молодец, Незнайка! Никогда в жизни так не смеялся. А это кто? Доктор Пи… Доктор Пилюлькин! Неужели это я? Нет! Это очень плохой портрет! Сними его!
Незнайка. Зачем? Пусть висит.
Пилюлькин. А зачем ты мне вместо носа градусник нарисовал? Придется тебе на ночь касторки дать.
Незнайка. Теперь я и сам вижу, что портрет плохой.
Винтик. Мой портрет тоже неудачный. Ты лучше сними его.
Шпунтик. И мой сними. Он тоже не вышел.
Незнайка. Почему не вышел? Хорошие же портреты.
Винтик. Мы тебя больше на машине катать не будем.
Шпунтик. Никогда не будем.
Незнайка. Ну, ладно, сниму.
Незнайка. Ну почему же мне тогда все время не везет! За что не берусь – у меня ничего не получается! Со мной никто не хочет дружить!
Кнопочка. Просто тебе терпения не хватает. А для того чтобы учиться чему-нибудь, необходимо запастись терпением, и все у тебя будет получаться!
Незнайка. Ты правду говоришь?
Кнопочка. Да!
Незнайка. Я. кажется. все понял! И буду терпеливо учиться!
Коротышки. Молодец, наш знаменитый Незнайка!
ВОСПИТАТЕЛЬ КРАЙНОВА С.В.: Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧЕРЕПАНОВА С.В.: Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.