Отчет учителя начальных классов по теме самообразования в рамках ГОСО РК


Отчёт по теме самообразования
учителя начальных классов  Донсковой Л.В.
2015-2016 учебный год
Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации РК», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
Приказом Министерства образования и науки РК государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей: на первой ступени обучения важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.
В этом году наша школа продолжила работу в направлении повышения качества образования обучающихся средствами инновационных технологий. Была определена тема школы: «Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в урочной и внеурочной деятельности как условие повышения функциональной грамотности школьников».
Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.
Эффективным современное начальное образование может быть только при максимальном развитии познавательной активности младших школьников, их творческих способностей.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.
В этом году я продолжала работу по реализации нового образовательного стандарта.На данный период определила тему своей профессиональной деятельности: 
«Проектирование уроков в рамках системно-деятельностного подхода для формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы ».ЦЕЛЬ:
Изучение теоретических наработок по данному вопросу, повышение эффективности обучения, выработка новых педагогических приёмов и методик.
Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики.
В процессе реализации личного плана самообразования проведена работа по:
-Изучению литературы1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н. А. Назарбаев. 
- Формированию обучающих компетенций у учащихся через сознательную самостоятельную познавательную деятельность на уроках. 
- Планированию работы со способными учениками и слабоуспевающими детьми.
- Проведен открытый урок по литературному чтению в рамках недели МО учителей начальных классов «Братья Гримм. Король Дроздобород».
- Разработала и представила презентацию на семинаре классных руководителей школы «Проектная деятельность учащихся и планирование воспитательной работы в классе».
-Подготовила выступления на МО начальных классов по вопросам проектирования уроков в рамках системно-деятельностного подхода для формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы .-В своей педагогической деятельности использую современные технологии
системно-деятельностного подхода: метод проектов, групповые формы работы, проблемного обучения, исследовательская деятельность. Обобщаю данный опыт работы и представляю его педагогическому сообществу на школьном уровне. 
-Посетила открытые уроки лучших педагогов нашей школы. Это дало мне возможность познакомиться с опытом работы своих коллег.-Большую помощь в моей педагогической деятельности оказывает родительский коллектив.
На собраниях и заседаниях родительского комитета класса мы обсуждаем различные вопросы:
от организации и проведения праздников до контроля успеваемости в классе.
-Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Стараюсь вести работу на персональных сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», размещаю публикацию наглядных пособий ( «Книга памяти»), конспектов уроков и внеклассных занятий.
-В этом году я активнее использовала информационную среду интернета для поиска необходимой информации в целях повышения профессиональной компетентности.
В начале учебного года, начав работу по новому стандарту, я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке уроков в рамках системно-деятельностного подхода и определила круг задач, которые нужно решить:
1. Подробнее изучить принцип системно-деятельностного и компетентностного подхода в обучении.
2. Проектировать уроки и задания в рамках системно-деятельностного подхода.
3. Собирать дидактическую копилку материалов.
4. Найти единомышленников среди коллег в школе.
5. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
Конечно, за первое полугодие 2015-2016 года все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой и принципами проектирования урока, начала активно применять их на своих уроках.
Позволю себе отметить, что системно-деятельностный подход в обучении изменяют традиционные подходы к уроку. Он базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение урока в новых рамках – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Литература: 1.   Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» (27 января 2012 года)
2.  «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы»
3. Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности школьников» (collegy.ucoz.ru);4. Республиканский журнал «12-летнее образование» № 6, № 8 2010 г, 2011г;5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Учебное пособие – СПБ, 2004 г.
6. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Асмалов А.Г. Педагогика. 2009.№4.С.18-22.
7.Видеоуроки, сеть интернет http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98680669