План-конспект занятия по предмету «Рисунок» (6 класс) Тема: «Тематическая постановка из 2-4 предметов на фоне ткани со складками»

План-конспект занятия по предмету «Рисунок» (6 класс)

Тема: «Тематическая постановка из 2-4 предметов на фоне ткани со складками»


Разработал: преподаватель
Дечев И.В.











Армянск
2016 г.




Цель:
Развитие цельности видения.
Требование максимальной законченности в натюрморте.
Передача материала и пространства.
Задачи:
Обучающие
систематизировать и закреплять знания, полученные ранее
закрепление навыка пользоваться методом визирования
Воспитательные
Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели
Развивающие
Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память, моторику руки

Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.
Работа строится на основе взаимного сотрудничества.
При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:
Словесные - объяснение, беседа
Наглядные - рисунки
Практические – показ, объяснение, выполнение рисунка

Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.

Материальное обеспечение:

- Натурная постановка (натюрморт на фоне драпировки со складками);
- методическая таблица «Последовательность ведения работы».
- Бумага (формат А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2 ).
- Доска, мел

План занятия:

1 этап – Организационный момент 2-3 мин.
Приветствие

2 этап – Введение 5-7 мин.
Сообщение темы занятия
Ознакомление с целью занятия
Повторение пройденного материала

3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.
Понятие ПРОПОРЦИИ
Анализ форм предлагаемого натюрморта
Объяснение порядка определения пропорций предмета

4 этап – Практическая работа - 65 мин
Поэтапное построение предметов с определением пропорций методом визирования

5 этап – Заключительный 5 мин
Анализ результатов работы
Подведение итогов.


Ход занятия:

1 этап
Организационный
момент
Здравствуйте, ребята.
Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.
Здороваются
Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап
Введение
После разработки эскиза, мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Выясним, как определить пропорции предметов с учетом их характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и «строить» предметы, предварительно закомпоновав все объекты изображения.
А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?
Воспользуемся методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.
Один или несколько учащихся показывают суть метода.

3 этап
Изучение нового материала
Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.
Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.
Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.
Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 предмета в нашем натюрморте. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких? (шар, цилиндр, конус)
Совершенно верно, но они разные. Различия в пропорциях посмотрите, ваза широкая и сложной формы, а коробка имеет простую форму - форму параллелепипеда. Яблоко имеет самую простую конструкцию и самое мелкое в натюрморте. Говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения и разные геометрические тела в их конструкции.
Кувшин. Цилиндр – горлышко и шар – тулово кувшина.
Коробка. Параллелепипед в положении – три четверти к наблюдателю
Яблоко – шар.
Усвоение нового материала через практическую деятельность обучающихся.

4 этап
Практическая работа
Перейдем непосредственно к изображению нашего натюрморта. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе. Сначала выполним в уголке листа маленький эскиз, чтобы не ошибиться в компоновке.
Как мы расположим наш лист? И почему?
Посмотрите на доску и подскажите мне, как мы изобразим наши предметы в листе (несколько вариантов положения предметов в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Прежде всего, необходимо сказать, что наши предметы довольно симметричны. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы это делали когда строили раньше. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка (показ на таблице поэтапного построения крынки).
После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.
Уточняем контур крынки и одновременно строим коробку, где используем линейную перспективу.
Вспоминаем, как проходит линия горизонта, выше предметов в нашем случае
Ищем угол разворота коробки относительно линии горизонта (который всегда на уровне глаз зрителя).
Кроме высоты находим пропорциональные соотношения ширины и длины.
Построение тонкими линиями может быть на этом этапе закончено, если вы не ошиблись в соотношениях пропорций и положения предметов по отношению друг к другу и линии горизонта.
Если понятно, то, посматривая выполненную нами последовательность, приступаем к работе.
Выбираем положение листа.
Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину
Приступают к рисованию, реализуя практические знания.

5 этап – заключительный
Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.
заключительный
Вот вы и построили натюрморт. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок на этапе компоновки и построения.
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.
Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая и высказывая свое мнение.
Оценка работы обучающихся, их самооценка.


Литература:

Образовательная программа по рисунку.
Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980
Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008
В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009







Приложение 1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Изображение очень маленькое

Изображение смещено в правый нижний угол
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Изображение очень большое


Правильное размещение в листе
Приложение 2


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки





















Объяснительная записка

Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.









13PAGE 15


13PAGE 141115




LEAD Technologies Inc. V1.01