Конспект урока на тему Моделирование рукава (9 класс)
Открытый урок в 9 классе на тему:
«Моделирование.
Моделирование рукава.»
Подготовила:
Михина Г.И.- учитель высшей квалификационной категории
Тема урока: Моделирование. Моделирование рукава.
Цель урока: 1.Сформировать понятия: «мода», изменение моды и виды рукавов в разные исторические эпохи.
2. Сформировать понятие «дизайнерская бионика».
3. Формировать понимание основных принципов моделирования – для кого, для чего, из чего.
4. Научить выполнять выкройки в соответствии с изображением модели. Научить вносить необходимые изменения и дополнения на чертеже выкройки основы рукава в соответствии с рисунком модели.
5. Развитие навыков работы по моделированию.
6.Воспитание эстетических вкусов, аккуратности в работе, внимания, творческих способностей.
7.Привитие интереса к моделированию.
8.Профориентация – знакомство с работой художника- модельера.
Оборудование: 1. Индивидуальные карточки для оценивания.
2. Шаблоны выкройки-основы рукава.
3. Цветная бумага, клей, бумага А-4( 25 листов), карандаши, линейки, ножницы, коробки для отходов.
4. Образцы рукавов.
5. Презентации: «Что такое мода»,
«Мода – это часть истории»,
«Рукав в разные исторические эпохи»,
«Виды рукавов»,
«Стили в одежде».
6. Таблица «Чертеж основы втачного рукава».
7.Таблица «Моделирование рукава».
8.Стенд «Дизайнерская бионика».
9. Карточки с заданием на дом.(выбрать из журналов мод фасон платья с оригинальным рукавом (воротником) и выполнить его моделирование).
10. Иллюстрации фасонов платья с различными видами рукавов
11.На доске – «Критерии оценивания».
Пословицы и поговорки о рукаве.
12. Мультимедийное оборудование.
13. Вопросы для тестирования на компьютере (карточки – тестирование).
14.Карточки с заданием по моделированию рукавов.
План проведения урока:
1.Вступительное слово учителя (приветствие уч-ся, представление гостей, постановка цели урока, критерии оценивания на уроке, подписывание фамилии на индивидуальных листочках).
2. Актуализация опорных знаний (разговор о художнике-модельере, о моделировании на уроках в 6-8 классах). Дизайнерская бионика.
3.Презентация учениц «Мода- это часть истории»
4. Презентация «Стили в одежде».
5.Презентация «Рукав в разные исторические эпохи».
6.Презентация «Рукав в современной одежде».
7.Практическое задание в группах – выполнить моделирование одного вида рукава.( см. слайд)
8.Прктическое задание в тетрадях – выполнить моделирование 3-х видов рукавов. (По карточкам)
9. Тестирование.
10. Презентация- вывод «Что такое мода».
11. Задание на дом. Найти в журналах мод интересный фасон рукава (воротника) и выполнить его моделирование.
12. Подведение итогов. Вопросы по компьютеру. Рефлексия. (см .Презентацию «Задание и повторение по моделированию»)
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас на уроке присутствуют: методист Института последипломного образования Синявская Любовь Петровна, учителя школ города, администрация и учителя нашей школы.
Тема нашего урока: Моделирование. Моделирование рукава.
Цель нашего занятия в том, что, выступая в роли художников- модельеров, вы должны выполнить модели разных видов рукавов.
Перед вами листочки для оценивания, которые будут заполняться в течение урока.
Работа в группе-
Работа в тетради-
Тестирование-
Презентация
(сообщение)-
Подпишите свою фамилию на них. Вы сможете сами подсчитать, какое количество баллов вы заработаете на уроке. Дополнительный балл вы сможете получить, выполнив домашнее задание. Критерии оценивания: (на доске)
Критерии оценивания:
1.Работа в группе
2. Индивидуальная работа в тетради
3. Тестирование
4.Презентация, сообщение
Итого-
Итак:
Как вы думаете, каким должен быть художник- модельер?
Рассказ девочек:
Художник-модельер – не ограничивается изображением костюма на бумаге, а разрабатывает модель в объеме, т.е. придает одежде те формы, которые подсказывает ему фантазия. Таким образом, он должен уметь конструировать одежду и знать технологию ее пошива.
Художник-модельер должен знать свойства волокон и тканей из них, основы изобразительного искусства, законы света и тени и много другого.
Он должен творчески мыслить, быть очень внимательным, уметь выбирать фасон в зависимости от вида ткани, фигуры и возраста человека, соединять разные цвета.
А кого из художников- модельеров Украины вы можете назвать?
Ответы девочек ---------------------------------------
Учитель. Прежде, чем мы приступим непосредственно к работе по моделированию, попробуем решить вопрос: что такое мода? Как она менялась в разное историческое время? По этому вопросу у нас есть презентация. Слово предоставляется
Как изменялась мода в разные исторические эпохи
Для костюма древних египтян и древнегреческого костюма характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скреплённые в некоторых местах застежками, не подчёркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.
Готический стиль – стиль Средневековой Европы 12 – 13 вв. – заключается в подчёркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлинённой формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причём юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой до 70 см), который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь.
Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки.
Одежда стиля барокко(17 – 18 вв.) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали ещё более изощрённо изящными
Классицизм (конец 18 в.) в одежде характеризуется строгостью линий, чёткостью пропорций, простотой форм.
Стиль ампир (19 в.) освободил женское тело от корсета. Платье лёгкое, прозрачное из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчёркивая естественную стройность фигуры
Романтизм (19 в.). Вновь в платье появляется кринолин – бёдра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.
Стиль модерн (конец 19 – 20 вв.) характеризует стремительное изменение форм платья – от легкого, полуприлегающего к тяжёлому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса.
Учитель. История моды связана с историей изменения костюма, который имеет свой стиль. И о стиле в современной одежде нам расскажет:
Презентация «Стили в одежде».
Костюм (от фр. costume – “одеяние”) – это устойчивые формы одежды определённого народа, сословия, эпохи. Костюм выражает эстетический идеал эпохи.В отличие от более ранних исторических этапов, когда на протяжении довольно долгого времени в костюме и искусстве в целом господствовал лишь один какой-либо стиль, в моде 20-21 века сформировались, прочно утвердились и существуют одновременно следующие стилевые направления:1) Классический (иначе строгий, деловой, элегантный) стиль. К нему относится всё наиболее устойчивое, “отобранное” веками, почти не меняющееся то, что “вне моды”.2) Одежда спортивного стиля (необязательно для спорта) удобна для движения, разнообразной работы, активного отдыха.3) Романтический стиль – это область “фантазий”, “воспоминаний”, “поисков”, тяготеет к историческому костюму и часто заимствует у него форму, покрой, декоративную отделку.4) Фольклорный стиль принято называть этническим. Одежда, относящаяся к этому стилю, выполнена в духе национальных костюмов разных народов и эпох.5) Стиль в современной бытовой одежде, с которыми мы познакомились, довольно редко используются сегодня в чистом их проявлении – чаще всего наблюдается смешение стилей. Это явление называется эклектикой.
Учитель. Очень важно всегда знать: для кого, для чего предназначен тот или иной костюм, чтобы комфортно чувствовать себя в любой обстановке.
Изменение стиля в одежде всегда связано с изменением ее элементов: воротника, рукава. О том, как изменялся рукав в разные исторические эпохи, нам расскажет Ярмошук Настя:
Презентация Как изменялся рукав в одежде в разные исторические эпохи.
1.Самая разнообразная форма рукава в средневековой европейской одежде.
2.В XV- XVI вв.рукава пышно украшаются тесьмой, узором, вышивкой.
3. В XVIII в. Типичными для женской одежды стали полудлинные рукава с кружевной оборкой, а также очень короткие – буфы.
4.В начале XIX в.появились очень широкие и пышные рукава, которые имели много названий (Жито, бараний окорок,
слоновые).
5. В конце XIXв. главенствует конусообразный рукав, широкий в плечах, суживающийся к запястью и плавно обтягивающий его.
6. XX в. умерен в экспериментировании с рукавами.
7. В наши дни используется большое разнообразие форм и покроев рукавов, отличающихся красотой и комфортностью
Презентация «Рукав в современной одежде
Учитель. По покрою различают рукава: втачные, реглан, кимоно (цельнокройный)(демонстрирую на стенде, объясняю различие).
К моделированию рукава применимо понятие «дизайнерская бионика». Как вы понимаете слово «бионика»? (объясняю понятие на примере создания Эйфелевой башни). Демонстрация рукава «крылышко», «летучая мышь»(«кажан»).
Перед вами чертеж выкройки- основы прямого рукава (таблица на доске). Давайте вспомним название основных линий чертежа рукава.
Ответы девочек: линия оката, линия низа, линия локтя, линия локтевого сгиба, линия переднего сгиба.
Учитель. Вот рисунок прямого рукава, а вот рисунки разных видов втачных рукавов. Скажите, по каким линиям чертежа необходимо внести изменения, чтобы получить новую модель?
Ответы девочек: По линии оката, по длине, добавить манжет
Учитель. А теперь мы переходим к практической части нашего урока. Ваши группы получают задание: выполнить моделирование одного вида рукава.( см. слайд)
(Бригадиры выбирают конвертики с названием (буквы разрезаны) видов рукавов).
Учитель. Вы должны быстро сложить название рукава и выполнить его моделирование.
Выполняете задание на большом листе бумаги, а затем прикрепляете на стенд. Работайте все вместе в своей группе, а бригадир затем поставит вам балл за участие в работе. Работайте аккуратно, отходы собираете в коробочку. (Объявляю оценки за работу)
А теперь выполняем практическое задание в тетради: запишите тему урока, выполните моделирование трех видов рукавов, подпишите название модели и выполните рисунок-схему. Тетради сдадите на проверку.
Тестирование. (по карточкам или на компьютере):
1.Как называется этот рукав? (рис.1)
А. Прямой Б. Крылышко В.Фонарик13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Как называется этот рукав?(рис.2)
А. Фонарик
Б. Прямой
В. Буфы
3. Какая мерка человека определяет размер одежды человека?
А. Ст
Б. Сг
В. Сб
4. Из каких исходных продуктов вырабатываются ткани: капрон, лавсан, нитрон?
А. Уголь, нефть, газ
Б. Хлопок, лен
В. Асбест
5. У какого волокна и ткани самая высокая температура эксплуатации?
А. Хлопок
Б. Лен
В. Лавсан
6. Как называется эта линия рукава?( рис.3) ---------?
А. Линия плеча
Б. Линия верха
В. Окат рукава
Учитель. . Презентация- вывод1. «Что такое мода».
Вывод 2. О значении рукава. Пословицы о рукаве. Сообщение - Что означает выражение «Спустя рукава».
«Работать спустя рукава». В Рязанской губернии бытовали рубахи с узкими у кисти длинными рукавами – от 1.5 до 3 метров длиной – в которых у локтя прорезались специальные небольшие отверстия «окошечки» (так называемая «рубаха-долгорукавка»). Смотря на эту «долгорукавку», вспоминается пословица «работать спустя рукава». Такие рукава носились собранными на предплечье, а при работе руки продевали в окошечки, свободные же концы рукава связывались сзади узлом. Широкие прямые рукава собирались у кисти на манжеты. А распускались такие рукава во время ритуальных плясок, и они символизировали собой струи дождя. Ученые также предполагают, что это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие.
10. Задание на дом. Найти в журналах мод интересный фасон рукава (воротника) и выполнить его моделирование.
11. Подведение итогов. Вопросы по компьютеру. Рефлексия.
(см .Презентацию «Задание и повторение по моделированию»)
Собрать карточки для оценивания и объявить предварительный балл.
15