Урок: «Раскрой подбортов, воротника, рукавов и манжет»
Дата: 02.12. 2010
Класс: 8 «В»
Тема урока: Раскрой подбортов, воротника, рукавов и манжет.
Цель урока: 1) дополнить знания учащихся о подготовке выкройки, настила ткани, закрепить понятия о необходимости сохранения рисунка, учить экономному раскрою дополнительных деталей, отрабатывать умения и навыки раскроя;
2) создавать условия для развития умения анализировать и объяснять выполнение данной операции, определять ее особенности, сравнивать ее с выполнением раскроя швейных изделий, изученных ране; способствовать коррекции мышления с помощью ребусов, проблемных вопросов и проблемных ситуаций; речь через умение высказать своё мнение, составлять текст-описание, словарную работу; память через актуализацию прошлого опыта; пространственную ориентацию при раскрое.
3) способствовать воспитанию культуры труда и аккуратности и чувства требовательности к себе, экономичность.
Оборудование урока: профессиограмма, карточки, раскладка деталей выкройки на ткани, образцы деталей кроя халата, технологическая карта
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Настрой на урок.
3. Профориентационная работа.
Составь профессиограмму «Закройщик».
характеристика профессии
должен знать
требования профессии к человеку
пути получения профессии.
II. Повторение.
1. Фронтальный опрос.
- Над каким изделием мы работаем?
- К какому виду одежды относится халат?
- В чём состоит особенность халата?
-Как различают халаты по назначению?
- Для людей каких профессий используются халаты?
- Как используются халаты в условиях школы?
- Какие виды отделки применяют для пошива халата?
2. Работа по карточкам.
КАРТА №1. (1 группа).
1. Как подготовить ткань к раскрою.
2. Какие линии выкройки сорочки укладывают вплотную к сгибу тканей?
3. Для чего обводят выкройку по контуру?
КАРТА №2. (2 группа).
1. Для чего определяют направление долевой нити в ткани перед раскроем?
2. Как учитывается односторонний рисунок ткани при раскрое?
3. По какой линии делают разрез ткани?
КАРТА №3. (3 группа).
1. Как надо утюжить ткань перед раскроем?
2. Почему перед раскроем ткань складывают лицевой стороной внутрь?
КАРТА №4.(4 группа).
1. Для чего прокладывают контрольные линяй на деталях кроя?
Раскладка выкроек на ткани
3. Реферативное сообщение. «Раскладка выкроек на ткани».
Приступая к раскрою, необходимо учитывать направление долевой нити в деталях изделия, симметричность расположения рисунка на них, направление ворса ткани и целесообразность раскладки выкроек с точки зрения экономии материала.
При раскрое ткани с крупным рисунком, в клетку и полоску нужно предусматривать дополнительный ее расход на подгонку рисунка и симметричность расположения его на деталях. Если ткань с крупным растительным или геометрическим рисунком, следят за тем, чтобы он располагался симметрично по отношению к середине переда и спинки, т. е. одинаково на левой и правой стороне изделия, а если в полоску или клетку, - также и за симметричностью их расположения на деталях.
Ткань с рисунком в полоску при раскрое удобнее сложить поперек так, чтобы рисунок полоски на верхнем и нижнем слое ткани совпадал.
На тканях с односторонне направленным рисунком, так же как и в ворсовых, выкройки деталей следует располагать таким образом, чтобы в изделии направление рисунка или ворса не нарушалось. Направление ворса в деталях должно быть снизу вверх, если ткань длинноворсовая (бархат, плюш и др.), и сверху вниз, если ткань коротковорсовая (байка, фланель, сукно и т. д.).
Раскладку выкроек на ткани начинают с крупных деталей - спинки,переда, рукавов, а между ними, в выпадах, располагают мелкие детали - воротники, манжеты, подборта, карманы, обтачки и др. В нижних (скрытых) деталях (нижний воротник, подборта ниже верхней петли, обтачки) допускаются швы посередине и надставки.
Выкройки прикалывают булавками в двух трех местах и обводят топко заточенным мелом или сухим мылом по контуру сплошной линией; припуски на швы отмечают пунктирной линией (чертежи выкроек строят без припусков на швы). Перед раскроем выкройки снимают, ткань скалывают в нескольких местах булавками (предварительно уточняется совмещение рисунка на верхнем и нижнем слое, если это полоска, клетка или крупный орнамент). Резать нужно по пунктирным линиям.
После раскроя на нижний слой ткани переносят резцом, булавками или силками контурные линии деталей, контрольные знаки, вытачки и другие линии на деталях (места расположения карманов, складок, рельефов и т. и.).
4. Беседа с учащимися
- Для чего учитывают долевую нить?
- Что произойдёт, если не закройщик не учтёт рисунок ткани?
- Почему раскладку выкройку начинают производить с крупных деталей?
Обобщая ответы, учитель поясняет, что раскрой проводить необходимо на столе. Но прежде всего нужно подумать, как правильно и экономно расположить выкройку. Нельзя спешить с раскроек ткани. Перед тем, как начать ее резать, нужно проконтролировать, соблюдены ли все правила раскладки лекал на ткани; учтена ли возможность усадки ткани, экономно ли разложены лекала, точна ли линия обводки, соблюдены ли технические условия при выкраивании различных срезов.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока. Разгадайте ребусы.
НИК
ЖАBА
В
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЖЕR
- Тема нашего урока - раскрой подбортов, воротника, рукавов и манжет.
І^.Объяснение нового материала.
1. Вводная беседа.
- Обобщите понятия: рукав, воротник, подборт, манжета.
- Из скольких слоев тканей могут состоять эти детали?
- Как называются детали воротника, состоящего из 2-х слоёв тканей?
- Что вставляют между ними?
- Что будет, если между деталями не положить прокладку?
2. Работа по таблице припусков.
Рукав
Внизу- 3см
По краям – 1см
Карман
Вверху – 3 см
По краям – 1см
Воротник
Со всех сторон 7 мм
Подборт
Со всех сторон 7 мм
3. Работа в тетради (словарная работа).
- Запишите тему, дайте определения словам.
Настил, выкройка.
^. Показ учителя.
^І. Работа по технологической карте.
- Прочитайте технологическую карту.
- Какие инструменты нам нужны для раскроя.
^ІІ. Повторение правил по т/б.
Расскажите правила т/б при работе с ножницами
YIІI. Динамическая пауза.
YIII. Практическая работа.
2 гр.- самостоятельно раскроить детали.
3 гр.- спомощью.
1.Работа с учебником.
IХ. Проверка качества работы.
Х. Итог урока. Рефлексия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рефлексия по предмету15