Технологическая карта урока Обработка накладного кармана.
Урок технологии в 5 классе
Тема урока:
«Обработка накладного кармана»
Выполнила: учитель технологии
Чернякова Наталья Ивановна
Интегрированный урок в 5 классе.
Тема: «Обработка накладного кармана»
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала с применением ИКТ и выполнением практической работы.
Цель урока:
- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде;
- Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов; срезов и углов, с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, требовательности к себе.
Задачи урока:
- Формировать у учащихся знания, умения, навыки выполнения поузловой обработки кармана;
- Развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему;
- Закрепить умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения обработки карманов.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Оборудование:
Учебник,
рабочая тетрадь,
набор ручных инструментов,
детали кроя,
шаблон прямоугольного кармана,
ПК (с презентацией по обработке кармана),
инструкционные карты-схемы,
карточки-задания «1» с пословицами,
карточки – задания «2» с кроссвордом,
синквейн (дополнительное задание),
швейная машина,
утюг,
гладильная доска.
Ход урока:
Организационная часть
Приветствие учащихся
Проверка посещаемости
Проверка готовности к уроку
Произвольное разделение учащихся на две группы.
Проверка знаний предыдущего урока: (Поднятая рука-ответ)
Вопросы к учащимся:
Какое изделие мы с вами шьём? (ответы детей)
Каково его назначение? (ответы детей)
Величина, прибавляемая к выкройке изделия на обработку. (припуск)
Место соединения двух или нескольких деталей строчкой. (шов)
Ряд повторяющихся стежков на ткани. (строчка)
Каким швом обработаны края фартука. (швом в подгибку с закрытым срезом)
Сообщение познавательных сведений (мотивация):
Групповая работа по карточки-задания «1» с пословицами.
Спасибо в карман не положишь.
Считай деньги в своем кармане!
Тем хорошо, другим хорошо, а не плохо и нам, коли полон карман.
За словом в карман не полезет.
Беден карман, зато сердце богато.
В одном кармане смеркается, а в другом заря занимается
В одном кармане сочельник, в другом чистый понедельник.
Держи карман шире.
У Варвары все в кармане (о запасливом человеке).
Если у учащихся возникли затруднения в выполнении задания, то:
Учитель: Я дам подсказку, но вы ответ не произносите вслух, а просто дальше продолжаете работать.
Потайная кладовая и чего в ней только нет,
Здесь и ручки, и конфетки, и «копейка» на обед,
Ключ, мобильник, ластик, пульки,
В общем - всякие бирюльки.
С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле, которых, мы сейчас поговорим. Слово «карман» в них имеет как прямой, так и переносный смысл. (слайд: 1)
Капитан группы зачитывает получившиеся пословицы. Рассуждает о том, как понимает смысл пословиц.
Учитель: Для того чтобы узнать какой карман мы будем сегодня изучать, нужно разгадать ребус. (слайд: 2)
Сформулируйте тему урока.
Тема: “Обработка накладного кармана”. Работа с технологической картой. (Запись числа и темы урока в технологическую карту).
Вчитайтесь внимательно в тему урока.
Вопрос: Поставьте пожалуйста цель?
Цель: Обработать накладной карман. (ответ детей)
Вчитайтесь в тему урока и скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?
По какому плану будете работать на уроке?
Карточки на доске.
1. Познакомимся с историей.
2. Узнаем какие бывают (виды и формы карманов)
3. Научимся обрабатывать карман.
4. Обработаем карман.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей появления и видами карманов, с технологией обработки накладного кармана и самостоятельно обработаем карман.
Переходим к первому этапу.
(слайд: 3)
Немного истории:
Карманы не всегда имели место на одежде, прежде это было самостоятельное изделие - карман надевался и носился на поясе.
В до-карманную эпоху наличные деньги укладывали в «кармашек для добра» (Gurteltasche), который крепился к поясу, а наряду с ним к поясу крепился и кожаный мешочек для мелких денег.
В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка. Нужные им вещи носились просто за пазухой.
(слайд:4) Карман в 14 веке.
Сначала это был карман-мешочек, чаще всего кожаный, который пришивали к одежде.
(слайд:5) У мужчин карманы висели на поясе, а у женщин под юбкой или фартуком. Карман- лакомник располагался на поясе.
(слайд:6) Карман как таковой появился только в последней трети 17 века. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика 14.
(слайд:7) Позднее карманы стали пришивать к жилетам и брюкам. В 18 веке появились карманы, изготавливаемые вместе с одеждой.
(слайд:8) 20 век- торжества одежды с карманами. Они используются в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
(слайд:9) Еще некоторые современные способы использования кармана.
Карманы имеют как утилитарное, так и декоративное назначение.
Вопросы к учащимся: (работа по группам)
Какие по форме карманы вы знаете?
Где могут располагаться карманы?
(слайд:10) Какие бывают виды карманов.
(слайд:11) Формы и виды накладных карманов.
(слайд:12) Расположение карманов.
Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.
Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.
Ну а сейчас нам предстоит подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта. Откройте учебники на странице 57. (Изготовление макета из бумаги)
(слайд:13) Технологическая карта изготовления кармана. Разметка кармана.
(слайд:14-17) Обработка верхних углов кармана.
(слайд:18) Обработка верхнего края кармана.
(слайд:19) Обработка нижних углов кармана.
(слайд:20) Обработка сторон кармана (заутюживание припусков).
(слайд:21) Разметка на детали фартука, приметывание.
(слайд:22) Настрачивание кармана на изделие.
(слайд:23) Карман в готовом виде.
Физминутка:
Поработали мы с вами
И, конечно же, устали.
Дружно все тихонько встали.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Руки вверх поднимем выше
И легко, легко подышим
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Отдохнули? Можете садиться,
Продолжаем мы учиться.
(слайд:24) Повторяем ТБ.
Прежде чем преступить к работе, нужно сдать экзамен по ТБ. Я читаю стихотворение, а вы дополняете.
Сели шить мы за машину.Держим ровно корпус, спину.Пальцы – дальше от иголки,
Поскорей убрали челки.
Давайте, повторим все вместе:
Хранить булавки в определённом месте.
Чтобы не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницыКольцами к себе.Передаю я ножницыКольцами к тебе.Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, На подставку поскорей поставь утюг!
Я экзамен принимаю и к работе допускаю.
Переходим к самостоятельной практической работе. Можно воспользоваться технологической картой в учебнике или последовательностью обработки, которые лежат на ваших рабочих местах.
(слайд:25) Последовательность выполнения работы.
Последовательность выполнения работы:
Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону и приутюжь.
Подверни припуск верхнего среза на 10 мм и заутюжь.
Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым срезам кармана по проложенным ручным строчкам.
Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.
Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.
Заметай нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
Приутюжь карман с изнаночной стороны.
Наметь расположение кармана на изделии.
Наколи булавками по намеченным линиям, приметай карман к изделию.
Настрочи карман на изделие на расстоянии 2 мм от края, сделай закрепки в начале и конце строчки.
Во время выполнения практической работы учитель проводит целевые обходы:
Организация рабочего места:
Соблюдение правил техники безопасности
Выполнение работы в последовательности
Помощь (с помощью наводящих вопросов)
Ошибки (если одна общая ошибка у всех обучающихся, учитель останавливает работу и снова проводит инструктаж).
(слайд:26) Критерии качества выполненной работы.
ИГРА-ТЕСТ
Для проведения игры делим класс на 2 команды. Каждая команда совещается и отвечает на вопросы. Потом обмениваются и проверяют ответы друг друга. (5 мин на выполнение теста). Вопрос №1
Укажите правильную последовательность технологических операций при изготовлении кармана:
а) заметать нижние и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
б) приутюжить карман с изнаночной стороны
в) заметай и застрочи верхний срез кармана
г) сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым срезам (вгаб)
Вопрос №2
Каким швом обрабатывают верхний срез кармана?
а) сметочным
б) наметочным
в) швом в подгибку с закрытым срезом (в)
Вопрос №3
Название изделия, которое мы шьем?
а) халат
б) фартук
в) рабочая одежда
г) брюки (б)
Вопрос №4
Название операции влажно – тепловой обработки, при которой уменьшается толщина шва?
а) приутюжить
б) заутюжить
в) разутюжить (а)
Вопрос №5
По окончании работы нужно?
а) оставить все на местах
б) убрать рабочее место
Рефлексия:
Эмоциональное восприятие урока. (Голосование цветными квадратами)
Красный- урок не понравился. Было трудно, не понятно.
Желтый- испытывали трудности при работе. Было скучно.
Зеленый- урок понравился. Мне изученный материал пригодится в жизни.
Самооценка. (Голосование цветными квадратами)
Какую оценку поставите себе при работе в группах?
Какую оценку поставите себе при самостоятельной работе?
Красный- 3, желтый- 4, зеленый- 5.
(слайд:27) Домашнее задание:
Разгадать кроссворд (раздать карточки – задания).
сочинить СИНКВЕЙН про карман. (слайд:28)
Уборка рабочих мест.
Приложение 1
Карточка – задание
Вопросы:
1. Что поможет раскроить карман? (выкройка)
2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана? (закрытым)
3. Что нужно прибавить при раскрое кармана? (припуски)
4. При подготовке кармана, что нужно сделать с боковыми и нижним срезами? (заметать)
5. Кружева к краям кармана нужно, что сделать? (приметать)
6. Инструмент бывалый – не большой, не малый. у него полно забот- он и режет, и стрижёт. (ножницы)
Приложение 2
Синквейн по теме карман
одно существительное
два прилагательных
три глагола, характеризующие его действия
фраза из четырех слов
одно слово, синоним к существительному из первой строки.
Рисунок 1