«Формирование навыков правильного чтения у младших школьников» (отчёт по теме самообразования)
Методическое объединение учителей начальных классов
Отчёт по теме самообразования:
«Формирование навыков правильного чтения у младших школьников»
Учитель начальных классов:
Берестовая И.Н.
2015-2016 учебный год
На протяжении всей моей педагогической деятельности решала вопрос, как помочь ученикам преодолевать возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес и желание встречаться с книгой как можно чаще. Именно эта проблема: формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе постоянного роста интереса к чтению является актуальной.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил:«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».
Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.
Стала знакомиться с новинками литературы, читала статьи из газет, журналов, осмыслив, что-то взяла на вооружение. Начала работать на каждом уроке со слоговыми таблицами, использовала таблицы Шульте, собирали алфавит за определённое время. Но результата как такового не было. Что же делать?
Продолжала повышать свой методический уровень.
Посещала уроки коллег.
Принимала участие в работе МО учителей начальных классов.
Проводила работу с родителями.
Начала проводить уроки, используя полученные знания.
Всё это привело к работе над методической темой: «Формирование навыков правильного чтения у младших школьников». В процессе учебно-познавательной деятельности ученик осваивает теоретические знания, развивает мышление, память. Почему же некоторые мои дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин:
Общий спад интереса к чтению;
Обилие источников информации;
Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.
Поэтому поставила перед собой следующие задачи:
Сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене.
Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения школьника.
Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданского чувства и активное отношение к читаемому.
Научить работать с учебной, детской книгой и справочным материалом.
Новизна моего опыта проявляется на уровне усовершенствования и разнообразия приёмов, методов, упражнений в развитии навыков правильного чтения, а также в их систематичности. У детей развиваются важнейшие интеллектуальные качества: восприятие, внимание, память, речь, наблюдательность, различные виды мышления.
В своей работе использую:
- идею сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, родитель-ученик);
- идею гуманизации: каждый ученик индивидуален, поэтому стараюсь каждому ребёнку найти ту «ниточку», которая привела бы к желаемому результату. Для ребёнка важно, что его понимают, всегда выслушают, дадут нужный совет, подбодрят и помогут, если что-то не получается. Поэтому мои дети всегда доброжелательны, помогают друг другу, радуются своим и чужим успехам. И это, я считаю, немаловажный фактор в достижении успеха.
В своей работе я использую личностно-ориентированный подход в обучении, т.к. в классе дети с разным уровнем развития и сформированности навыка чтения.
Мотивируя деятельность учащихся, использую сказочных героев, которые дают задания, проблемные вопросы, на которые нужно найти ответ.
На этапе целеполагания учу детей ставить разноуровневые цели. Сначала они записаны на доске, и дети выбирают сами, а потом ставят самостоятельно.
На этапе актуализации дети вспоминают изученный материал, тоже каждый на своём уровне (пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть, выразительное чтение и т.д.), а также идёт подготовка речевого аппарата.
При изучении нового материала использую различные формы:
чтение в парах, чтение по цепочке, чтение за учителем, выборочное чтение, комментированное чтение и другие.
Закрепляя материал, дети пересказывают в парах по частям, читают по ролям, придумывают вопросы по тексту разные по степени сложности, работают с пословицами, высказывают своё отношение к прочитанному, составляют характеристику героя и т.д.
На этапе рефлексии дети оценивают себя и друг друга, намечают что нужно делать, чтобы достичь поставленной цели.
Домашнее задание даю дифференцированно, по выбору.
Интерес к чтению развиваю на уроках чтения, которые провожу в форме КВНа, викторины, путешествия по сказкам, юбилеи писателей и т.д. Уроки внеклассного чтения провожу не только в классе, но и в библиотеке. Библиотекарь старается заинтересовать детей книгами, журналами, справочной литературой.
Литература, изученная в процессе работы над темой:
В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.
Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.
Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период.
Результатом работы являются следующие показатели:
У детей появился интерес к урокам чтения.
Дети больше читают дома и делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах.
Уменьшилось количество ошибок при чтении.
Постепенно из речи исчезает монотонность.
Постепенно чтение становится более выразительным.
Повысилась техника чтения.
Медведев Д. переведён с индивидуального маршрута обучения на общий по адаптированной программе.
Мои ученики активные участники художественной самодеятельности. Участвуют в различных конкурсах на неделе начальных классов.
За годы своей работы выработала заповеди, по которым живу и работаю:
-люби своих учеников;
-помогай ребёнку чувствовать себя уверенно;
-найди самое лучшее в ученике и постарайся развить;
-делай добро людям, не ожидая ничего взамен;
-нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды мной профессия -Учитель.
15