Урок математики система Эльконина Вычисление значения целого, состоящего из нескольких равных частей и одной отличной от них части

УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ ПРОИЗВОЛЬНЫМИ МЕРКАМИ.
ГРАДУС, ТРАНСПОРТИР».
ЦЕЛЬ: Выведение способов измерения углов и их осмысление.
ЗАДАЧИ: - вывести наиболее удобный способ измерения углов;
- осмыслить общепринятую единицу измерения углов – градус, измерение ее с помощью транспортира;
- развивать
- воспитывать культуру труда.

Ход урока:
I. Вводно-мотивационный этап.
Цель этапа: положительный эмоциональный настрой учеников, установление контакта с учителем, заинтересованность в продолжении работы.
1 слайд:
Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.
У: Ребята, как вы понимаете эти слова?
Д: 2-3 высказывания
У: Мы с вами сейчас отправимся в путешествие в математическую страну Геометрию, где оказались ваши друзья: Вини – Пух, ослик Иа и Пятачок. Ослик Иа праздновал свой день рождения. Жители страны подарили ему торт и сказали, что разделить его он должен на три равных куска. Но наши друзья не знали как это сделать. Готовы ли вы помочь им?
У: Зачем помогать друг другу?

II. Актуализация знаний.
Цель этапа: Восстановление в памяти детей того материала, который поможет восприятию нового.

Наши друзья прислали нам карту, чтобы мы быстрее добрались.
(карту можно нарисовать на ватмане)

А
·

·К




·
·В
С


·Е








С кочки А на кочку В бросили дощечку. Какая геометрическая фигура получилась? (отрезок АВ) Как узнать его длину? (измерить линейкой – 5см)
Соедините кочку С с кочкой А и В. Какая геометрическая фигура получилась? (треугольник АВС) Что о нем можете рассказать? (три стороны, три угла, один угол прямой, треугольник – прямоугольный) Вычислите его периметр (Р = 5см + 4 см + 3 см = 9 см )
С кочки К бросили дощечку в сторону дороги. Как называется данная геометрическая фигура? (луч КО) Проведите еще один луч КМ. Какую фигуру получили? (угол) Какие виды углов вы знаете? (острый, прямой, тупой)
У: поставьте знаки сравнения (>, < , =)
Острый угол прямой угол
Тупой угол острый угол
Прямой угол тупой угол
Острый угол прямой угол тупой угол
Прямой угол прямая линия
Мы прошли «математическое болото», следующий этап – «числовая дорога». Определите последовательность и продолжите:
1 11 2 22 3 . .

И с этим заданием вы справились. Молодцы! Мы оказались в математической стране «Геометрия».

III. Открытие нового знания.
2 слайд. (герои рядом с тортом)
У: показывая детям модель торта, предлагает разделить его на три равных части. Дети работают в группах, делают вывод: каждый кусок торта – это угол. Значит круг нужно разделить на 3 равных угла (дети делят «на глаз»)
У: Как проверить равенство углов?
Д: предлагают решения ( с помощью линейки, веревочки, модели угла)
У: сравните результаты каждой группы (скорее всего они будут различными, какой вывод можно сделать?
Д: делить углы, используя разные мерки долго и неудобно. Нужен другой способ (более удобный и точный)
У: Что это за способ?
3 слайд:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
4 слайд:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



У: много тысяч лет тому назад древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году (они думали, что в году 360 дней, поэтому разделили круг на 360 равных частей). Такое изобретение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Измеряют ее с помощью транспортира.
5 слайд:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

У: давайте рассмотрим этот инструмент (обсуждение устройства тр-ра)
6 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



У: у вас на столах есть модели углов, выберите один угол и измерьте его величину (градусную меру)
У детей на столах модели углов: синий угол – 60 градусов, красный угол – 100 градусов, желтый угол – 120 градусов.
Числовая
дорога


Геометрия









математическое болото15