Урок производственного обучения ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СТЯЖНОГО, СОСТОЯЩЕГО ИЗ ДВУХ ПЛАСТИН, ДВУХ ШПИЛЕК, ЧЕТЫРЕХ ГАЕК


МОГА ПОУ «Магаданский промышленный техникум»
Методическая разработка открытого урока производственного обучения
по теме:
«Изготовление ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СТЯЖНОГО, СОСТОЯЩЕГО ИЗ ДВУХ ПЛАСТИН, ДВУХ ШПИЛЕК, ЧЕТЫРЕХ ГАЕК»
Разработал:
Яковлев Н.Н.,
мастер п/о
План-конспект урока
Группа № 14
Профессия: «Слесарь по ремонту строительных машин»
Дата
Тема программы: Комплексные работы
Тема урока: Изготовление сборочной единицы, состоящей из деталей: 2 пластины, 2 шпильки, 4 гайки.
Цель урока: Формировать у учащихся умения организации труда, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приёмов и операций при выполнении простых комплексных работ
Тип урока: Урок применения трудовых приемов и операций
Вид урока: Урок – практическая работа
Формы организации: урок производственного обучения
Методы обучения: Проблемный
Средства обучения: оборудование и инструмент слесарной мастерской, чертеж, макет, технологическая карта изготовления изделия
Межпредметные связи: предметы: «Слесарное дело», «Черчение» и «Материаловедение»
ХОД УРОКА
№ Структура урока Время этапа (мин) Деятельность
Средства обучения
Мастера п/о Учащихся 1 2 3 4 5 6
1. Организационный момент
1 Приём рапорта о готовности группы к уроку. Приветствие.
Рапорт командира группы о готовности к уроку.
. Экраны на верстаках.
2.
2.1. Вводный инструктаж
Мотивация учащихся
Текст. Вступительные слова мастера:
Мастер п/о напоминает задание:
На прошлом уроке вам была дана возникшая в реальности производственная ситуация.
Вы должны были обсудить предложенную проблему, разработать способы ее решения и предложить ваши варианты ремонта.
Напоминает: В течение года вы работали в бригадах.
Ребята, сегодня на уроке вы тоже будете работать в бригадах. Состав бригад остается прежним. Располагаются бригады по рядам (подписаны №№ бригад), бригадиры занимают первые верстаки.
Бригадир бригады № 1: -----------------
Бригадир бригады № 2:----------------
Бригадир бригады № 3: --------------.
Роль бригадиров: они помогают обратившимся за помощью учащимся, т е берут на себя роль помощника мастера.
Сегодня мы увидим презентации каждой бригады по решению предложенной проблемы и вместе их обсудим.
Давайте заслушаем предложение бригады №1
В чём преимущество вашего способа?
Отмечаю достоинства, сказанные бригадиром №1:
Давайте заслушаем предложение бригады №2
В чём вы видите преимущество этого способа?
Отмечаю достоинства, сказанные бригадиром №2:
Давайте заслушаем предложение бригады №3
В чём преимущество вашего способа?
Отмечаю достоинства, сказанные бригадиром №3
Предлагаю учащимся обсудить все три варианта ремонта и выбрать из предложенных способов самый рациональный. Время на обсуждение в бригадах 1 мин.
Давайте заслушаем предложение бригады №3
Мастер на рисунках показывает достоинства и недостатки, высказанные во время обсуждения,
отмечает на рисунках возможные дефекты, возникающие при применении предложенных вариантов ремонта бруса.
Управляет возникшей дискуссией.
Подводит обучающихся к принятию правильного решения (если есть необходимость).
Давайте заслушаем предложение бригады №1
Давайте заслушаем предложение бригады №2
Выбор правильного решения проблемы:
Таким образом, обсудив все три варианта, мы с вами остановили свой выбор на применении в данной ситуации стяжного приспособления, разработанного бригадой №3 слушают
Бригадир №1 выходит к планшету (рис.1) и рассказывает свой вариант.
Мы предложили провести ремонт бруса, стянув его металлическими накладками и двумя болтами, предварительно просверлив брус.
Достоинства метода: на наш взгляд эта конструкция достаточно прочная. Болты плотно стянут образовавшуюся трещину. Металлические накладки придадут жесткость.
Бригада № 2:
Предлагаем провести ремонт трещины бруса с помощью небольших деревянных накладок, с обеих сторон зафиксированных гвоздями.
Достоинства метода: на наш взгляд наш метод значительно ускоряет ремонт, дает определенную прочность и жесткость.
Бригада № 3
Предлагаем применить стяжное приспособление, состоящее из двух пластин, двух шпилек и гаек.
Достоинства метода Стяжное приспособление прочно и надежно зафиксирует треснувший брус, что позволит эксплуатировать автомобиль до серьезного ремонта.
----------и т д
Обсуждают:
Бригады по очереди высказывают свое мнение по всем представленным презентациям.
Бригада №3
На наш взгляд скрепление бруса гвоздями по методу бр.2) может добавить треснувшему брусу и деревянным накладкам дополнительные трещины продольного характера, то есть будет быстро потеряна прочность.
А применение металлических накладок и болтов(по методу бр.1) тоже на наш взгляд ненадежно, т. к. сквозное просверливание бруса ослабит прочность самого бруса и при движении получится эффект расщепления древесины.
Мы уверены, что наш способ самый рациональный.
Бригада № 1.
Мы согласны с тем, что в нашем варианте действительно могут быть дополнительные расколы и расщепление древесины. Считаем что, то же самое может произойти с брусом и деревянными накладками при применении способа ремонта, предложенного бригадой №2. Наша бригада считает, что лучший способ бригады №3.
Бригада № 2.
Присоединяемся к мнению бригад № 1, 3.
.
Фото места возможной поломки элемента кузова автомобиля (бруса)
Плакат «Рис. № 1»
Рис. № 2
Рис.№3
2.2. Актуализация опорных знаний. Для изготовления стяжного приспособления вам необходимо соблюдать технологический процесс. Этапы технологического процесса представлены:
1. Разметка пластины и стержня по длине;
10.Сборка приспособления стяжного;
2. Резка заготовок ножовкой по металлу;
9. Нарезание внутренней резьбы в гайках;
3. Опиливание заготовок в размер;
8. Нарезание наружной резьбы на стержнях;
4. Разметка центров отверстий на пластинах;
7. Разметка длины резьбы на стержнях;
5. Кернение центров отверстий;
6. Сверление отверстий в пластинах в два прохода – свёрлами Ф5 и Ф8,5
Предлагает обучающимся расположить слесарные операции в правильной последовательности изготовления данного стяжного приспособления, то есть предлагает уч-ся пронумеровать данные технологические операции.
Присваивает слесарным операциям номера и выводит на экран технологическую карту изготовления стяжного приспособления.
Технологическая карта изготовления стяжного приспособления:
1.Разметка пластины и стержня по длине;
2.Резка заготовок ножовкой по металлу;
3.Опиливание заготовок в размер;
4.Разметка центров отверстий на пластинах; Определяют последовательность выполнения работы. Макет стяжного приспособления
Слесарные операции на экране записаны не в соответствии технологическому процессу.
На экране ТВ – технологическая карта изготовления
стяжного приспособления.
5.Кернение центра отверстий;
6. Сверление отверстий в пластинах в два прохода свёрлами Ф5 Ф8,5;
7.Разметка длины резьбы на стержнях;
8.Нарезание наружной резьбы на стержнях;
9.Нарезание внутренней резьбы в гайках;
10.Сборка стяжного приспособления.
2.3. Актуализация знаний по охране труда при выполнении слесарных операций.
Кратко напоминает об основных правилах по охране труда при выполнении слесарных работ комплексного характера.
Опрос обучающихся о возможных видах брака. Отвечают:
- Неточность разметки.
- Неправильно выбран диаметр сверла.
- Неверно выбран метчик и т д
- пережата гайка в тисках.
2.4. Режим труда и отдыха 1мин Объявляет: Норма времени на изготовления изделия -90 мин
Начало ___ вводный инструктаж - 45 мин
Перерыв - 5
Текущий инструктаж -45 мин
Перерыв - 5 (физкультминутка-1мин в том числе)
Текущий инструктаж – 45 мин
Заключительный инструктаж - 5 мин
Окончание работы Пишется на доске
2.5. Критерии оценок. Ваша деятельность будет оцениваться по следующим критериям:
1. Знание правил охраны труда (организация рабочего места; правильное использование СИЗ; правильность использования слесарного инструмента;).
2.Соответствие изделий чертежам.
3.Соблюдение технологического процесса.
4.Качество изготовленной сборочной единицы.
«Я буду следить за соблюдением правил охраны труда и правильностью выполнения технологического процесса (соответствие чертежам и качество изготовления)
По окончании работы изготовленное изделие вы будете сдавать бригадиру, который оценит его качество и сдаст мне….и т д.»
Лист «Критерии оценивания» находятся на защитных экранах
Перерыв 1 5 мин Уч-ся выходят
Проветривается помещение.
3. Текущее инструктирование. Прошу учащихся приступить к выполнению работы.
Контрольный обход № 1:
Организация рабочего места.
Контрольный обход № 2:
Соблюдение технологии выполнения работы.
Контроль соблюдения правил ОТ
- постоянно.
При контрольных обходах отвечает на вопросы учащихся, направляет их деятельность на самостоятельные решения возникающих вопросов.
Корректирует деятельность учащихся по ходу
выполнения ими задания.
Во время второго перерыва мастер проводит физкультминутку и проветривает помещение
По окончании работы предлагает учащимся привести свои рабочие места в порядок.
Уточнить свое положение на лесенке настроения.
Оценивает деятельность учащихся и заносит в таблицу на экране. Учащиеся, расходятся по своим рабочим местам.
Изучают чертежи, осмысливают свою деятельность.
Выполненные работы учащиеся сдают бригаду. Он контролирует правильность изготовления и предъявляет их мастеру.
Уточняют свое настроение на «Лесенке настроения».
Убирают свои рабочие места.
Бригадиры принимают рабочие места. Звучит музыка.
Верстаки, чертежи, слесарный инструмент, сверлильные станки, тиски.
Уч-ся выходят во время проветривания помещения.
Поимённые листы учёта и оценивания деятельности учащихся.
4.
4.1. Заключительный инструктаж.
Анализ деятельности группы на уроке мастером. 2 Анализирует деятельность учащихся на уроке.
Объявляет оценки. оценки в оценочной таблице на экране
2. Самоанализ деятельности учащихся. 2 Предлагает ответить на следующие вопросы:
Рефлексия:…………… Отвечают на вопросы Список вопросов на экране ТВ
4.3. Окончание урока. 1 Цель урока…задачи…..?
Мы выполняли…….
Говорим о настроении……
У кого плохое – тому вопрос Что не удалось?
Нам было приятно наблюдать за вашей работой.
Сегодня вы сделали ещё один шаг к овладению своей профессией.
Спасибо за урок.