Психолого — педагогическая характеристика для представления ребёнка на ПМПК
Психолого-педагогическая характеристика
Лукина Ольга Сергеевна родилась 18.01.2005 г. Детское дошкольное учреждение не посещала. 1.09.2012г. поступила в вышеуказанную школу в 1 класс. Обучалась по программе 8 вида. В настоящее время обучается в 3 классе на дому по адаптированной программе.
Семья состоит из 3-х человек.
Отец – Лукин Сергей Владимирович, 1967г.р., инвалид 3 группы (шизофрения).
Мать – Лукина Надежда Александровна, 1981г.р., основное образование, не работает.
Девочка родилась от второй беременности, роды первые. Беременность протекала с осложнениями: в течение семи месяцев у матери было высокое давление. Роды преждевременные, кесарево сечение. Ребёнок закричал после первичной и реанимационной помощи. Из роддома выписали через две недели.
В шесть месяцев Оля начала держать голову, первые зубы прорезались в семь месяцев. Пошла девочка в возрасте год и два месяца. Первые слова произнесла в полтора года.
Семья проживает в частном доме. При доме есть приусадебный участок. В хозяйстве имеются домашние птицы, корова. Семья малообеспеченная. Бытовые условия плохие, но родители стараются поддерживать чистоту в доме, создать ребёнку условия для занятий. Режим дня школьника не всегда соблюдается, вопросам воспитания и развития ребёнка времени уделяется недостаточно.
Внешний вид у девочки не всегда опрятный и ухоженный. Со сверстниками ребёнок малообщителен, предпочитает игры с детьми дошкольного возраста. В общении с взрослыми часто бывает навязчива (многократно повторяет интересующую её информацию, не требуя разъяснений). У Оли наблюдается слабость волевых процессов. Она безынициативна, несамостоятельна, импульсивна. Зачастую не может контролировать свои эмоции: бывают вспышки гнева, агрессии.
В свободное время девочка любит играть с животными, кататься на велосипеде, играть в песочнице.
До поступления в школу ребенок воспитывался дома, стихийно. Положение его в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к девочке противоречивы, отношения – в зависимости от ситуации: или излишне мягкие, попустительские, или излишне строгие, придирчивые. Индивидуальные особенности девочки родители не учитывались. Оля часто грубит родителям, не слушается их. У девочки есть дедушка – пенсионер, который пытался заниматься с внучкой, однако, положительного результата это не дало.
Перед поступлением в 1 класс Оля один раз в неделю посещала подготовительные занятия, однако шла на них с неохотой, плакала. По дороге в школу устраивала истерику, просилась домой. Перед началом обучения была направлена на областную психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению комиссии девочке было рекомендовано обучение и воспитание в ДОУ по программе для детей с нарушением интеллекта.
При поступлении в школу девочка не знала цифр, букв, не различала цвета, не умела воспроизводить увиденное, плохо ориентировалась в пространстве.
В настоящее время Лукина Ольга обучается в 3 классе. За всё время обучения Оля запомнила три буквы – а, у и о. С опорой на картинку может назвать ещё несколько букв. Навык написания элементов букв не усвоен. Девочка может обвести букву по контуру, навыком самостоятельного написания букв не владеет. Слияние букв в слоги не усвоено.
Уровень математических знаний очень низкий: с помощью учителя может посчитать до пяти, обратного счёта не знает. Складывать и вычитать в пределах десяти не может. Оля не может записать математическое выражение и найти его значение. С опорой на наглядность может выполнять вычисления в пределах пяти. Цифры путает. Из геометрических фигур может начертить по трафарету круг, треугольник и квадрат.
Девочка путает цвета, графически сходные геометрические фигуры, сходные по звучанию звуки. Испытывает трудность в восприятии пространства и времени, не различает правую и левую стороны. Анализ предметов проводит бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяет лишь наиболее заметные части.
Во время уроков может отказаться делать задание, выполняет то, что ей нравится (лепила из пластилина, раскрашивала). Были случаи неадекватного поведения (девочка могла расплакаться, взять в руки какой-нибудь предмет и размахивать им, громко кричать).
Девочка не запоминает буквы и цифры, читать и писать не может. Из положительного можно отметить незначительное развитие мелкой моторики рук, хотя точные движения мышц кисти и пальцев не совершенны. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны недостаточно.
Овладение интеллектуальными операциями отсутствует. С трудом включается в образовательный процесс. Внимание неустойчивое, переключаемость снижена. Девочка рассеяна, часто отвлекается. На занятиях быстро устает, истощается. Оля плохо запоминает даже небольшой по объёму материал. Память кратковременная.
Уровень познавательной активности низкий. При выполнении учебных заданий Оле требуется постоянная, детальная помощь учителя. Часто не слышит взрослого с первого раза, инструкции для выполнения задания
приходится повторять многократно.
Ребенок в основном понимает содержание иллюстраций, на вопросы по ним отвечает односложно. Не всегда может сравнить предметы с целью выявления сходства и различия между ними.
Интереса к учению нет. Любимые предметы – рисование, труд. На уроках рисования изобразить предмет самостоятельно не может, её деятельность сводится к раскрашиванию. На уроках труда любит заниматься лепкой.
Девочка плохо воспроизводит содержание художественных текстов; ей требуется помощь в виде вопросов по содержанию. Ответы ее просты, односложны. Связное высказывание затруднено. Словарный запас беден, ограничен. Пересказ осуществляется отдельными словами – ответами на вопрос педагога и простыми предложениями. Эмоциональная окраска речи чаще всего отсутствует. Оля не владеет навыком полного ответа.
Девочке была оказана помощь в адаптации. Проводилась работа с родителями, постоянно давались консультации.
Программу восьмого вида для 2 класса девочка не усвоила.
За время обучения выявлено, что у Лукиной Ольги не сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала.
В мае 20 года была направлена на ПМПК, где было решено продолжить обучение на дому по адаптированной программе.
Директор школы: / /
Учитель: / /
15