Психолого-педагогическая характеристика ученика для ПМПК
Психолого-педагогическое представление на ПМПК
для школьника.
Фамилия, имя, отчество ребенка: Иванов Иван Дмитриевич.
Дата рождения: 19.11.1999г.
Дошкольное образовательное учреждение: посещал д./сад № 47 с 1г. 8м.
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № ------
Класс: 9«В» общеобразовательный
В МБОУ СОШ № --- обучается с 01.09.2014 года.
Домашний адрес: --------------------------------
тел.: 8------------------ (мама)
Мать: Иванова Анна Ивановна, 14. 04. 1980г.р., образование средне-специальное, мастер цветовод-декоратор.
Отец: Иванов Дмитрий Иванович, 21.04.1977 г. р., образование средне -техническое, строитель.
Родители в разводе.
Мальчик в данный момент проживает с матерью в 3-х комнатной квартире, площадью 63,5 кв.м. Санитарные условия удовлетворительные. Материальный достаток семьи средний. Режим дня школьника соблюдается не всегда. Иван иногда пропускает уроки без уважительной причины. Отношения родителей с классным руководителем и учителями доброжелательные. Вопросами воспитания, развития и здоровья ребёнка в семье уделяется достаточное время.
Внешний вид подростка опрятный, ухоженный.
В беседе со взрослыми Иван старается быть корректным, эмоционально сдержан, напряжён, не склонен к открытому искреннему разговору. Для установления доверительных отношений с подростком требуется время. В ходе непринуждённой беседы со сверстниками в доброжелательной обстановке мальчик активен и эмоционален, с удовольствием разговаривает на увлекающие его темы.
Особенности психофизического развития: работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти: ведущая рука правая, мелкая моторика руки развита достаточно. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны удовлетворительно.
Работоспособность невысокая, заметно снижается к концу занятия/урока. Общий темп деятельности ближе к медленному.
Иван допускает ошибки чаще в заданиях, требующих концентрации и устойчивости внимания. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. В процессе выполнения задания и при его проверке может не замечать ошибок. Обычно трудности возникают во время самостоятельных и контрольных работ, где не предусмотрена направляющая и организующая помощь учителя.
Наблюдается недостаточная активность внимания, объём зрительного внимания соответствует нижней границе возрастной нормы.
У Ивана повышенная утомляемость при выполнении интеллектуальных заданий, что отрицательно сказывается на качестве их выполнения: снижается темп деятельности, заинтересованность.
У мальчика лучше развита зрительная, моторная память. Воспроизведение учебной информации (правил, точных формулировок, текстов, содержания задач) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке подросток может, но часто необходима направляющая и стимулирующая помощь учителя. Объём оперативной и долговременной памяти соответствует возрастным нормам.
Учебная мотивация: у подростка общее положительное отношение к пребыванию в школе, классному руководителю, общению со сверстниками и учителям. По отношению к учёбе выражена скорее внешняя мотивация – подчинение требованиям взрослых. Учебно-познавательный мотив развит слабо. Иван редко стремится узнать что-то новое в учебном материале. Как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. Трудности, с которыми сталкивается Иван в процессе обучения, вызывают у него неуверенность в собственных силах, желание отказаться от работы вообще. Для продолжения учебного процесса учителю приходится оказывать подростку психологическую поддержку.
Наибольший интерес вызывают задания занимательного и игрового плана.
Особенности обучаемости: насколько быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, самостоятельности, использует, не использует помощь: направляющую, обучающую, прямую подсказку: учебная деятельность у мальчика на низком уровне.
У подростка возникают трудности в овладении программным материалом, что обуславливает низкую успеваемость по предметам.
Ивану необходимо многократное повторение для осмысления и закрепления пройденного учебного материала. Уже отработанные навыки также могут требовать повтора. В первую очередь, подростку необходима стимулирующая и направляющая помощь в учебной деятельности.
Стимулирующая помощь взрослого и ситуация успеха вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание двигаться дальше.
Способность к волевому усилию снижена, так как мальчик склонен останавливаться и отказываться от работы при возникновении трудностей. Доводит до конца задуманное в том случае, если сложность его выполнения незначительна (явно соответствует его возможностям), требует кратковременных усилий, есть личная заинтересованность.
Сформированность учебных навыков: общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы): познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Самостоятельно применить изученный материал на уроке Иван может, но требуется организующая, направляющая и стимулирующая помощь учителя, так как интерес, личная заинтересованность подростка в активном усвоении учебного материала недостаточная.
Таким образом, Иван обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки.
Математика (порядковый счет, вычислительные навыки, их автоматизация, состав числа понимание программного материала: может самостоятельно изучить новый материал, необходима помощь, только при объяснении учителя): элементарные вычислительные навыки у Ивана есть. Осмысление нового материала и приобретение новых навыков требует обучающей помощи со стороны учителя, многократного повторения и систематического возвращения к нему. Задачи решает медленно, предпочитает использовать известные «шаблоны». Трудности вызывает решение логических задач. Быстро устаёт от вычислительной деятельности разного рода.
Чтение (тип, темп, осознанность, выразительность, возможности пересказа): Иван читает бегло, но невыразительно. При чтении незнакомых, длинных слов может допускать ошибки. Пересказ прочитанного не вызывает у подростка трудностей, даже если текст объёмный, и его содержание не вызывает у него интерес. Иван точно определяет основную мысль прочитанного, может дать подробный пересказ.
Письмо: характер ошибок письменной речи (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ; при списывании: пропуски, замены, перестановки букв, аграмматизмы, не соблюдение режима пунктуации при письме под диктовку, в творческих работах, соотнесение печатных и письменных букв, возможности копирования, списывания, письма под диктовку): при письме под диктовку допускает орфографические, синтаксические ошибки, связанные с неумением применять изученные правила.
Списывание, длительная работа с образцом сопряжены с напряжением, неустойчивостью внимания, быстрым утомлением и ошибками.
Словарные слова запоминает легко.
Владислав не аккуратен в письменных работах, в их оформлении.
Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, грамматическое и информационно-выразительное оформление, состояние связной речи): уровень развития речи подростка соответствует возрастной норме (средний).
Иван по прослушанному тексту отвечает на вопросы распространённо, может составить последовательный точный пересказ. Правильно произносит звуки русского языка. В речи использует сложные предлоги, определения, дополнения. В меру эмоционален. Речь спокойная, логические связи и переходы в изложении событий (мыслей) не нарушаются.
Получал ли логопедическую помощь (в каком возрасте, причина, результативность коррекционной работы): -//-
Социально-бытовая ориентировка: (уровень развития культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение пользоваться учреждениями социально-бытового обслуживания): двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны удовлетворительно. Сформированы основные представления о себе, своей семье, родственниках, окружающем мире. Навыки пространственной ориентировки сформированы хорошо. У Ивана не возникает трудностей при пользовании учреждениями социально-бытового обслуживания. Подросток достаточно самостоятелен в быту.
Общетрудовые умения: за работу (физический, общественно-полезный труд) охотно берётся нечасто. Помогает приводить в порядок общественное имущество скорее по обязанности или просьбе. При этом проявляет старание.
Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями): Иван ч со сверстниками общителен, может быть конфликтным, предпочитает свободное времяпрепровождение (чаще находится дома). Не принимает участие в общественных делах. Преобладающий тип настроения в коллективе сверстников – активный, эмоциональный, может быть импульсивным. Иван склонен к привлечению внимания скорее через сопротивление, отстаивание своих интересов.
Среди сверстников больше пользуется симпатиями, чем стойким авторитетом. Длительных крепких дружеских связей у подростка среди сверстников нет. Недоверчив, неуверен в себе (хотя внешне может этого не показывать), тревожен, раним, мнителен.
В общении со взрослыми подросток склонен проявлять сдержанную вежливость, некоторую отстранённость.
Спокойное, уважительное, доброжелательное и терпимое отношение взрослого к Ивану вызывает у него эмоциональную привязанность, потребность в поддержке и одобрении.
Давление, принуждение, ограничения или побуждение к чему-либо со стороны взрослого человека может вызывать у подростка сопротивление, избегание, негатив.
Иван эмоционально остро реагирует на несправедливое отношение к себе, критику в свой адрес, неудачи. Внешне это может выглядеть как импульсивность по отношению к окружающим, упрямство, капризность, повышенная речевая активность или, наоборот, избегание контакта, уход в себя.
Подросток склонен занимать самооправдывающую позицию и избегать ответственности.
Выводы:
За время учёбы в7-9 классах Иван показал слабые знания по основным учебным предметам (главным образом, из-за отсутствия личной заинтересованности в учении). У подростка недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала, что ведёт к низкой успеваемости. Наблюдается низкая учебная мотивация на фоне общего положительного отношения к школе, учителям, коллективу сверстников. Уровень развития высших психических функций соответствует возрастной норме (или находится на нижней границе нормы). Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы.
Рекомендации специалистов:
1. Способствовать развитию когнитивных процессов, необходимых для дальнейшего обучения, социального интеллекта, постепенное профессиональное ориентирование.2. Способствовать формированию познавательной активности в учебной деятельности. 3. Способствовать созданию ситуации успеха в учебно-познавательной и творческой деятельности. 4. Способствовать воспитанию уверенности в себе, уменьшению чувства тревожности в учебных ситуациях. Избегать публичной критики, сравнений, поддерживать инициативность в достижении лично значимых целей. Поощрять любые усилия подростка в учебной деятельности и отмечать малейшие успехи.
5. Отношения с подростком строить на убеждении, спокойном доброжелательном тоне, разумной требовательности. Родителям иметь единое отношение, мнение по принципиальным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка. Родительско - детские отношения требуют гармонизации.
8. Способствовать обеспечению здоровьесберегающего режима дня (щадящее - развивающий), оптимальной учебной нагрузки на ученика. Разумно организовывать: досуг подростка исходя из его интересов, потребностей; родительское сопровождение подростка.
9. Поощрять волю, исполнительность, проявление самоорганизации, справедливые критические суждения, творческую деятельность.
10. Регулярные консультации (по возможности - занятия) у психолога, узких медицинских специалистов.
Классный руководитель Т.А. Колупаева
Педагог – психолог ------------------------------------------------------------------------------
Социальный педагог --------------------------------------------------------------------------------
Директор --------------------------------------------------------------------------------------------
8 мая 2014 года
М.П.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15