Примерная программа по ОРКСЭ для класса ОВЗ
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена на заседании МС
протокол № __ от __________2015 г.
Рассмотрена на заседании ПС школы
Протокол № __ от _________2015 г.
Утверждена приказом
образовательного учреждения
МОУ СОШ № 2
№ _______ от ___________2015г.
Директор школы: Л.П.Семёнова
Рабочая программа
учебного курса ОРКСЭ 4класс(ОВЗ)
Учитель: Кузнецова Е.А
Ярославль, 2015 год
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики составлена с учетом особенностей детей ОВЗ.
1.Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» составлена на основе следующих нормативных документов:
- основной образовательной программы начального общего образования ОУ № 2, (Приказ 01-02/297 от 01.09.15 « О внесении в Основную образовательную программу школы»)
Документы федерального уровня
Письмо МОиН от 28 октября 2015 года №о8-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред.от 18.05.2015) «об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Приказ МОиН РФ от 18.12.2012 №1060 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»
Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательнях программ начального общего, среднего общего образования»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.Протокол заседания от 8 апреля 2015 № 1/15
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ 136-08 «О федеральном перечне учебников»
Приказ МОиН РФ № НТ-530/08 от 07.05.2015 « О примерных основных образовательных программах»
Приказ МОиН РФ № 08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Документы регионального уровня
Письмо Департамента образования ЯО «О примерных основных образовательных программах» от 11.06.2015 г. № 1031/01-10 от 11.06.2015 г.;
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г. Составитель: Харитонова Л.А., ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.
Письмо ДО ЯО № 123/01-10 от 18.01.2011 г. «Дополнение к письму департамента от 15.10.2010 № 4063/01-10» О ведении классных журналов по предмету «ОРКСЭ».
Основными задачами реализации содержания обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» учебного плана НОО (п.19.3 ФГОС НОО) являются – «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».
Содержание рабочей программы адаптировано к уровню классов ОВЗ с учетом рекомендаций и изменений. В ее основу положен коммуникативный, личностно ориентированный подход. Для детей, характерно нарушение деятельности, что создает проблему не только в усвоении учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств детей. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объем восприятия и сохранения информации, а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих заданий.
Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.
Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития. Совершенствуя психические процессы, учитель тем самым закладывает фундамент успешности учебной деятельности. Задания должны быть направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала. Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по предмету.
Целью изучения учебного модуля «Основы светской этики» (далее «ОСЭ») является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачами изучения модуля :
формирование элементарных сведений об основах светской этики;
развитие элементарных представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Содержание программы ОРКСЭ способствует реализации подпрограммы ООП НОО «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» за счет предлагаемого авторами содержания:
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей ОВЗ младшего школьного возраста:
-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
-формирование учебной мотивации;
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;
-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
-коррекция индивидуальных отклонений;
-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
-организация благоприятной социальной среды;
-системный и планомерный контроль за развитием детей ОВЗ педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
2. Общая характеристика учебного предмета «ОРКСЭ»,
модуля «Основы светской этики»
Учебный предмет «ОРКСЭ» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Предмет «призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина».
Учебный предмет «ОРКСЭ» является единой учебно-воспитательной системой и состоит из 6 модулей, которые согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Согласно ст. 87. п.2 ФЗ «Об образовании в РФ» о принципе выборности «одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные образовательные программы» родителями (законными представителями) обучающихся», в МОУ СОШ № 2 был осуществлен выбор модуля «Основы светской этики».
В связи с тем, что предмет «ОРКСЭ» в целом, и модуль «Основы светской этики», в частности, является безотметочным в конце года и четвертей детям выставляется зачет.
В процессе изучения предмета ОРКСЭ, модуля «ОСЭ» предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Темы см. в прил. № 1.
Основные направления коррекционной работы:
1) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
2) Коррекция и развитие речи.
3) Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
4) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общие подходы в работе с детьми ОВЗ
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Основные виды учебной деятельности:
-осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
-формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
-развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания;
-формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему;
-формирование социально-коммуникативных умений: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
3. Место учебного предмета «ОРКСЭ»,
модуля «Основы светской этики» в учебном плане
Учебный предмет «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» изучается в 4 классе начальной школы. По учебному плану МОУ СОШ № 2 на изучение данного предмета отводится 34 часа в течение 1 учебного года - 1 час в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ОРКСЭ»,
модуля «Основы светской этики»
Ценностными ориентирами содержания учебного предмета «ОРКСЭ» (модуль «ОСЭ») является система «базовых национальных ценностей», определенных и закрепленных в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» - важной составной части новой концепции стандартов общего образования и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - методологической основе разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В последнем документе говорится о том, что воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Здесь же обозначены и базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
В «Программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» среди направлений обозначено «воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике».
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета «ОРКСЭ»,модуля «Основы светской этики»
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики-рефлексивная самооценка каждого ребенка(по знаниям и умениям каждого из линии развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики-экспертная оценка учителем в результатае наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
6. Содержание учебного предмета «ОРСКЭ»,модуля «Основы светской этики». Состав УМК:
.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 229), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
Основное содержание курса (34 часа)
Россия
· наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы
Дидактические
материалы
Материалы
для контроля
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
Шемшурина А.И.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2013.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем
7.Тематическое планирование
№ блока
Наименование блок
Всего часов
Блок 1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1 час
Блок 2
Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1
16часов
Блок 3
Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2
12часов
Блок 4
Духовные традиции многонационального народа России.
5часов.
Календарно- тематическое планирование
№
п/п
Тема Урока
Формы и виды деятельности детей ОВЗ на уроке.
Планируемые предметные результаты освоения материала
Универсальные учебные действия
Личностные результаты обучения
1
Россия - наша Родина
Вести с учениками диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Игра «История моего города»
Высказывает предположения о том, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины.
Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план рассказа, пересказывает. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы.
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы,.
2
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика»
Объяснять понятия: «Мораль», «Этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика?
Объясняет понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника отвечает на вопросы: «Кто был основателем науки «Этика»?Составляет словарь положительных и отрицательных черт характера чело- века.
Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах
3
Добрым жить на свете веселей.
Работать в парах: готовить ответ на вопросы: «Что такое добро?» Подготовить пантамиму «Добрый поступок» По иллюстрациям называть примеры добрых поступков
Воспринимает текст учебника, высказывает своё мнение. Умеет выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока
Работает в паре по под- готовке ответов на воп росы: Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям.
Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
4
Правила общения для всех.
Участвовать в учебном диалоге:«Зачем нужны правила общения?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным? Какие правила общения Вы знаете?» Приводить примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.
Участвует в учебном диалоге: «Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?». Работая в парах, обсуждает и высказывает свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водит примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.
Выдвигает гипотезы. анализирует, обобщает, оформляет вывод на основе наблюдений, принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: само- оценка
Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. стре миться иметь высокий уровень учебной мотива ции, самоконтроля и само оценки.
5
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и, какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом.»
Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Характеризует главные моральные понятия – добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
6
Каждый интересен.
Пересказ текста учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выражений «добро пожаловать». «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками».
Различает понятия «добро» и «зло». Пересказывает текст учебника. Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока.
Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Учится владеть навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
7
Премудрости этикета.
Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое этикет?»
Работать с иллюстративным материалом: составить рассказ-рассуждение «Какие правила этикета мы знаем?»Театрализация по теме.
Усваивает понятия «правила этикета» Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подражания.
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности Читает информа цию, отражает в действиях.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника.
8
Красота этикета.
Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?». Обсуждение соблюдения и несоблюдения правил этикета литературными героями сказок.
Участвует в обсуждении художественных произведений. Усваивает, что в течение всей жизни человек старается поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, аргументация суждений, оформление вывода. Читает информацию, анализирует ее. Осознает необходимость самостоятельного нравственного выбора.
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, отстаивает собственное мнение.
9
Простые школьные и домашние правила этикета.
Читать текст учебника с. 22-23 и выделить ответы на вопросы: Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зеркал», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Делает вывод, что свобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Приводит примеры ситуаций, в которых надо делать моральный выбор. Определяет, какие герои сказок представляют зло, а какие – добро.
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах..
10
Чистый ручеёк нашей речи.
Читать и обсуждать диалог с ошибками речи, анализировать и исправлять ошибки. Нарисовать мини комикс на тему «Встреча с другом» Театрализация
Читает и обсуждает текс. Осознает необходимость правильной речи
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
11
В развитие добрых чувств – творение души.
Задания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морально го долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Вести учебный диалог: обсуждать Приводить примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.
Делает вывод, что долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Приводит примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Делает вывод, что главное в моральном долге?
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, аргумента ция суждений, оформление вывода. Создает обобщен ный план ответа по теме. Читает информацию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте.
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.
12
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Пересказ текста учебника «Как менялись представления о природе в ходе истории». Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о ры баке и рыбке» А. С. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации.
Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответа по теме «Как помочь природе?».
Осваивает начальные фор мы познавательной и личностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушает собеседника и ведет диалог;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
13
Чувство Родины.
Чтение статьи учебника «Патриотизм». Отметить ответы на вопросы: Что такое патриотизм? Что значит быть патриотом? Вести учебный диалог: кого из героев нашей школы вы назовете патриотами и почему? Портрет патриота(иллюстрирование)
Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры патриотизма. Участвует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения.
Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.
Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
14
Жизнь протекает среди людей.
Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Знать отличительные черты дружбы и правила, на которых возможна прочная дружба.
Читает текст и делает вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осознает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет правила, от которых зависит прочная дружба. Составляет рассказ по рисункам с. 32
Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
15
Чтобы быть коллективом.
На основе анализа статьи учебника «Что значит быть в коллективе» подготовить ответ .Моделировать ситуации морального выбора по иллюстративному материалу учебника. Рисуем коллектив нашего класса.
Работает с текстовым и иллюстративным материалом. Пересказывает, дает ответ на поставленный вопрос на основе прочитанной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Моделирует ситуации, раскрывающих моральный выбор людей.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора.
16
Коллектив начинается с меня.
Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, «Наш коллектив» Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации.
Выбирает для выполнения проекта одну из тем подготовка к нему и защита.
Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (проекта) и выделяет ее этапы. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.
17
Мой класс – мои друзья.
Подведение предварительных итогов курса.
Готовит и защищает тему творческой работы.
Умеет с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вести беседу. Формулировать вопросы по услышанному.
Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца.
18
Жизнь священна
Установить, как тема урока связана с проблематикой курса основ светской этики. Семья-основа жизни. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня по нятиерода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков.
Понимает, что семья – ос нова жизни человека и моральных устоев. Объясняет происхождение слов семья, род.
Составляет свою родословную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презентации.
Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Овладевает способами принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
19
Ежели душевны вы и к этике не глухи
Работать в группах: прочитать статью «Нравственный поступок» с. 40-41, подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок.». Подготовить памятку «Признаки нравственных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям с.41 «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персонажи?» Участвуют в обсуждении высказывания «Цель оправдывает средства». «Не вся кое действие – поступок».
Читает статью, делает вывод: «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравственного поступка. Анализирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод.
Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рассказ-рассуждение по иллюстрациям.
Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.
20
Человек рождён для добра.
Прочитать текст «Золотое правило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
Читает текст «Золотое правило нравственности» и находит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб- ные поисковые упражнения.
Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.
21
Милосердие – закон жизни.
Вести учебный диалог: Что такое милосердие? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как надо быть милосердным? Объяснять смысл пословиц по теме
Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора.
22
Твори добро другим во благо
Выводит самостоятельно тему урока на основе иллюстрации и песни «Твори добро другим во благо» Создание собственного рисунка на тему «Добро для других» Защита рисунка перед одноклассниками. Осуждение притчи «Калека»
Работает в парах. Применяет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моделирует ситуации, раскрывающие поведения человека среди людей понятия честь, достоинство.
Выполняет интеллектуальные аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, отстаивает собственное мнение.
23
Следовать нравственной установке.
Чтение статьи учебника «Совесть» с. 48-49. Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка?
Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры совести и стыда. Участвует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд – это личная оценка человека.
Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.
Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
24
Достойно жить среди людей.
Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравственный идеал в истории развития человеческого общества.». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи.
Пересказывает текст учебника «Нравственные идеалы». Знает правила честного поединка, введенного русскими богатырями. Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете примеры представлений людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока.
Осуществляет информационный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
25
Уметь понять и простить.
Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Вывод, что они должны понимать и прощать других. Какими качествами также должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыцарем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из художественной литературы, кино фильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди.
Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кинофильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора.
26
Простая этика поступков.
Прочитать статью учебника и сделать вывод о нормах-образцах поведения в культуре России – о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знакомится с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.. Участвует в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения.
Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.
Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.
27
Общение и источники преодоления обид.
Составить тезисы по тексту «Общение»: что это такое ? Работать в паре. Составить перечень правил преодоления обид, которые должен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациям «Какие правила нарушают герои рисунков на с. 56?»
Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет перечень правил, которые должен соблюдать каждый школьник.
Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе.
Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
28
Ростки нравственного опыта поведения.
Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям.
Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
Сотрудничает в совмесном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
29
Доброте сопутствует терпение.
Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения, терпения к окружающим людям.
Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
30
Действия с приставкой «СО».
Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. Дают определения словам содействие, сопереживания и т.д
Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
31
С чего начинается Родина.
Читает текст и делает вывод, что любовь к Родине – это служение на благо людей, на благо Родины. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека.
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране.
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране.
32
В тебе рождается патриот и гражданин.
Выбирает для выполнения проекта одну из тем:
России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и времен ных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.
33
Человек – чело века.
Выводит, что человек человека слушает ( с помощью учителя) и это правило применяется всегда. Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовит и защищает тему творческой работы.
Умеет слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями.
34
Слово, обращённое к тебе.
Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовит и защищает тему творческой работы.
Обобщает знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуля «Основы светской этики») должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры), телевизор музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса:
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение, преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологи, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
13PAGE 15
13PAGE 141715
15