Презентация по русскому языкуЛингвистическое путешествие
Лингвистическое путешествиеУчитель русского языка и литературыМБОУ ООШ №6 г. Моздока Абрекова Лива Хабибулаевна
Что такое лингвистика?Лингвистика- (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки..2
План нашего путешествия:Станция «Фонетическая»Станция «Орфоэпическая»Станция «Орфографическая»Станция «Лексическая»Станция «Фразеологическая»Станция «Словообразовательная»Станция « Морфологическая»Станция «Синтаксическая»Станция «Пунктуационная»3
Лингвистическая разминка:Какую строчку не может прочесть ни один ученый?Чем похожи существительные ножницы, брюки,чернила?Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?Как большой дом превратить в маленький?В каких словах по сто согласных?Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?4
Итак ,наше путешествие начинается!5
Станция «Фонетическая» Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:из слова ЛЁН – цифру,из слова ЛЕЙ – название дереваиз слова ЛОБ – название настила из слова ЛЮК – большой мешок, из слова ТОК – домашнее животное, из слова ШЕЛ – неправду, из слова ШЕЙ – просьбу, из слова КУБ – связку, охапку чего-либо, из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря, из слова ЛЁД – материал для крыши.6
Станция «Орфоэпическая» Расставьте ударения в следующих словах:Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.7
Станция «Орфографическая» Жалоба.Дядя, прашу тебя, помагиТвоей плимяннице Оле,А то небудет ее наги В этой пративной школе.Мне вчера за дектант на словаУчитель паставил « два»А сам сказал , что маю работуДаже несмок прочитать.Попраси его, дядя, исправить двойкуИ паставить мне пять.8
Станция «Словообразовательная» БЕСЕДКА БЕСТОЛОЧЬ БЕЗДЕЛКА БЕЗДНА БЕСЁНОК БЕСКОЗЫРКА БЕСТИЯ9
Станция «Лексическая» А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.10
Станция «Фразеологическая» 1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы. Объясните, что означают фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел. 2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:Куры денег не клюютЯзык чешетсяГалопом по Европе11
Станция «Морфологическая» БАРМАГЛОТ Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве. И хрюкали зелюки, Как мюмзики в мове. О, войся Бармаглота,сын! Он так свиреп и дик, А в глуще рымит исполин – Злопастый Брандашмыг!12
Станция «Синтаксическая»Составьте распространенное предложение, каждоеслово которого должно начинаться на букву:1 команда К2 команда Л Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.13
Станция «Пунктуационная» О каких знаках препинания идет речь? 1.Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. 2.Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. 3.Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный И не окончен разговор… И начинает думать каждый.14
Станция «Пунктуационная»2.Расставьте недостающие запятые.Очень-очень странный вид:Речка под окном горитЧей-то дом хвостом виляетПесик из ружья стреляетМальчик чуть не слопал мышкуКот в очках читает книжкуСтарый дед влетел в окноВоробей схватил зерноДа как крикнет,улетая:- Вот что значит запятая! 15
Спасибо за внимание!16
Список использованных печатных источниковГригорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988Шкатова Л.А. Подумай и ответь.М.:«Просвещение»,1989Предметные недели в школе:русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.:Просвещение, 199417
Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса).Изображение паровозика:http://solnushki.ru/content/логическо-математический-поезд-паровозик-из-ромашково Изображение буквы Д: http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh/0-209 Изображение буквы Б: http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh/0-209 Изображение буквы А: http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh/0-209 Изображение Бармаглота: http://www.grafika.ru/item/17-000008?r=6324118