Необходимость физической нагрузки и массажа для детей с задержками психоречевого развития или РАС
Необходимость физической нагрузки и массажа для детей с задержками психоречевого развития или РАСПониженная сенсорная чувствительность.
Дети с пониженной чувствительностью в ответ на сенсорные стимулы иногда демонстрируют пассивную реакцию. Кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют остальные люди, они не обращают внимания. Например, когда вы зовете ребенка по имени, он будто не замечает, что к нему обращаются. Вы можете позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Вам приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним. Другой симптом пониженной сенсорной чувствительности – ребенок «громкий», активный, постоянно в движении, что называется «шило в попе». Такой ребенок своим поведением постоянно требует внимания от родителей, других детей, старается получить от вас какую-то форму телесного контакта – приходит обниматься, любит, когда его массируют, любит сильные физические стимуляции в виде бега, прыжков, закутывания в одеяло. На детской площадке старается поиграть на всем имеющемся детском оборудовании: горке, лестнице, кольцах, веревках, бревнышках. Возможно, вы замечали у своего ребенка пониженную реакцию на боль. Такие дети редко могут заплакать от падения, или их расстройство носит необычный, крайне кратковременный характер. Или другой пример пониженной сенсорной чувствительности – бесстрашие. Ребенок может вести себя неосторожно с острыми предметами, тянет руки под очень горячую воду, ему сложно объяснить, что несоблюдение правил пешеходного движения может привести к трагедии на пешеходном переходе и т.д. Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гипочувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях.
Как помочь своему ребенку привести сенсорную сферу в порядок?
Как помочь им развиваться быстрее и лучше? Детям с пониженной сенсорной чувствительностью (ПЧ) нужны «спринтерские» занятия, которые смогут быстро активировать их сенсорные системы. Разнообразная музыка, быстрое раскачивание на качелях, активные физические упражнения повышают уровень реакции на стимулы. Делайте все возможное, чтобы вовлечь своего ребенка в двигательные занятия, даже если он предпочитает сидеть и играть на компьютере. Например, можно купить ребенку игровые приставки, которые требуют играть стоя и имитировать движения. Если у ребенка нет диетических ограничений и аллергии, попробуйте подавать более острую и хрустящую еду с сильными запахами (чеснок/лук), чтобы увеличить сенсорное возбуждение. Попробуйте обнаружить экспериментально, что именно мотивирует его, и предоставляйте ему возможность работать ради вознаграждения.
Игровая физическая стимуляция и массаж.
Обязательным сопровождением вашего ежедневного общения с ребенком должен стать массаж.
Массаж тела ребенка должен происходить в ненавязчивой для него, доброжелательной форме и может стать приятным дополнением вечера для всей семьи, собравшейся возле телевизора. Массаж для повышения тонуса кожи и мышц проводится теплыми руками энергичными растирающими и, затем, разминающими движениями вдоль мышечных волокон:
1) От пальцев ног вдоль по стопе – голень – не прикасаясь к коленной чашечке, вверх по бедрам спереди и сзади
2) От пояснично-крестцового отдела вдоль позвоночного столба (не прикасаясь к костям позвоночника) – легкое разминание задней поверхности шеи – легкое поглаживание волосяной части головы.
Ответной реакцией на массаж следует легкое покраснение кожи.
Так как особенности каждого ребенка индивидуальны, и нарушения сенсорной сферы могут варьироваться от легкой до тяжелой степени, вы можете обратить внимание на то, что кожа ребенка не отвечает покраснением на движения ваших рук, а сам ребенок дает вам понять, что тактильные прикосновения слишком слабые для него. В таком случае, увеличьте либо время массажа, либо силу воздействия. Но в любом из этих случаев, ориентироваться нужно ТОЛЬКО НА САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА.
Игры и вспомогательное игровое оборудования для дома:
Важно отметить, что имея в домашнем обиходе оборудование для стимуляции сенсорно-моторной сферы, вы заметно облегчаете ребенку его задачу получить сенсорную стимуляцию самостоятельно.
Примеры такого оборудования:
1. Надувной мяч (фитболл) в диаметре от 45 до 65 см. Используется для тренировки вестибулярного аппарата, развитие координации, ловкости, тренирует тело работать с пространством и неустойчивой платформой, укрепляет мышечный корсет.
2. Шведская стенка. Веревочная лестница. Кольца. Гамак из сетки. Мини-батут.
3. «Сухой бассейн». Обычный надувной бассейн, небольшого диаметра, наполненный маленькими пластиковыми мячиками.
4. Готовые производственные модули детских «тоннелей», «домиков», «палаток».
5. Кресло-мешок. Специальный комковый или шариковый наполнитель таких мешков мягко стимулирует рецепторы кожи, а комфортное расположение в кресле дает ребенку (и даже взрослому) отдохнуть, расслабиться, успокоить нервную систему.
5. Различные мелкие приспособления для самомассажа: «колючие» мячики (лучше брать твердые), эспандер для разработки силы рук, валики и ролики для массажа, массажные коврики с «камушками» или наклеенными на плотную основу плоскими пуговицами без острых краев.
Всегда помните о том, что основой благополучия, здоровья и развития вашего ребенка служит ваша информированность о способах помощи ребенку, активная родительская позиция и поддержка. Желаем успехов!