ТЕМА: «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия № 1
МДК.02.01.
Рефлекторные виды массажа
специальность 34.02.02 «Медицинский массаж», 2 курс
ТЕМА: «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»
Пояснительная записка
Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по 34.02.02 специальности «Медицинский массаж».
В методической разработке семинарского занятия даны обоснования теоретико-ориентированного обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На семинарском занятии используются приёмы, средства и методы контроля знаний, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также формирующие умение осмысливать и применять имеющиеся теоретические знания на семинарских занятиях рефлекторные виды массажа.
При контроле и коррекции знаний темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, устный опрос, письменный тестовый опрос.
Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,
требования к рабочей одежде и обуви массажиста;
стандарт оснащения массажного кабинета;
санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
особенности исходного положения пациента и массажиста при проведении рефлекторных видов массажа;
показания и противопоказания к процедуре рефлекторно – сегментарного массажа при определенной патологии;
сегментарную иннервацию;
типы взаимодействия рефлексов, связь и взаимодействие внутренних органов друг с другом покровными тканями;
механизм действия сегментарного массажа на организм;
правила изменения тактики массажа пациенту в зависимости от самочувствия;
основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу
Цели занятия:
1. Дидактические:
контроль и коррекция знаний по теме «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»;
участие в формировании элементов профессиональных компетенций в области рефлекторных видов массажа: ПК 2.1 Выполнять рефлекторно – сегментарный массаж по показаниям.
2. Развивающие:
развивать способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;
развивать способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
развивать способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
Тип занятия: контроль и коррекция знаний
Вид занятия: семинарское занятие
Метод контроля знаний: устный, письменный тестовый опрос
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
ОП 01. Анатомия и Физиология человека с основами топографической анатомии
МДК 02.01. Рефлекторные виды массажа
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы
Нервная система. Спинно-мозговые нервы
Все последующие темы МДК
Используемая литература:
Для студентов:
Аудиолекция № 2.
Для преподавателей:
М.А. Ерёмушкин. Медицинский массаж. Теория и практика. Учебное пособие. С-Пб, НиТ, 2009
М.А. Еремушкин Основы реабилитации, 2011, Москва, издательский центр «Академия»
И.Н. Макарова. Массаж и лечебная физкультура. Новейший медицинский справочник. Рекомендовано ведущими российскими специалистами. М.,"Эксмо", 2009
Хронокарта занятия.
Организационный момент 2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Актуализация опорных знаний 12 минут
Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 40 минут
Контроль и коррекция знаний 25 минут
Подведение итогов занятия 3 минуты
Сообщение домашнего задания 3 минут
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Всякое заболевание не является только местным, а всегда поражает весь организм. Всякий патологический очаг вызывает рефлекторные изменения в функционально связанных с ним органах и тканях, преимущественно иннервируемых теми же сегментами спинного мозга. Такие рефлекторно обусловленные изменения в свою очередь могут влиять на первичный очаг поражения либо же в качестве самостоятельного патологического очага поддерживать заболевание. Устранение таких изменений в коже, мышцах, соединительной ткани и надкостнице посредством массажа способствует восстановлению нормального состояния, представляя собой необходимое дополнение всякого местного лечения. Эти патофизиологические данные служат научной основой сегментарного массажа. Обращается внимание на то, что каждый сотрудник массажного кабинета должен уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.
3. Актуализация опорных знаний
Используется устный опрос с последующим разбором ошибок (Приложение №1).
4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Проверка тестовых заданий и диагностических задач по определению сегментарного уровня рефлекторных взаимосвязей и выявленных патологических клинических признаков. Время для выполнения – 40 минут.
5. Контроль и коррекция знаний
Студентам предлагается пройти письменный опрос в виде теста. Преподаватель сообщает количество вопросов в тесте и правила его прохождения. Тест состоит из 20 вопросов. К каждому вопросу предложено 4 вариантов ответа. Нумерация ответов буквенная. Нужно выбрать один правильный ответ из предложенных 4 вариантов. Каждый вопрос зачитывается два раза. Первый раз для восприятия информации. Второй раз для выбора правильного ответа на поставленный вопрос. Критерии оценок 0 ошибок – оценка 5, 2 - 4 ошибки – оценка 4, 5 ошибок – оценка 3, 6 и более ошибок – оценка 2. Студенты индивидуально письменно отвечают на вопросы теста на отдельном листе бумаги. После окончания тестового опроса. Работы предоставляются преподавателю для проверки. Проверив преподаватель объявляет результаты работ каждого студента. Время для выполнения 25 минут. (Приложение №2)
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Рефлекторные изменения в коже, подкожном слое, мышцах, надкостнице. Смещение рефлексов». Самостоятельная работа. Составить таблицу «Смещение рефлексов, проявление, причины, профилактика».
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы.
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций
Выявление степени сформированности общих компетенций видов и методов рефлекторного воздействия.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
- медицинскую этику;
- психологию профессионального общения;
- механизм действия сегментарного массажа на организм;
- правила изменения тактики массажа пациенту в зависимости от самочувствия.
Цели занятия:
1. Контроль и коррекция знаний по теме «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»;
2. Формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.
Нервная система. Спинномозговые нервы.
Сегментарное строение спинного мозга.
Анатомо-физиологическое определение сегмента.
Сегментарная иннервация кожи, подкожного слоя соединительной ткани, мышц и внутренних органов.
Механизм формирования сегментарных рефлекторных связей.
Рефлекторные взаимоотношения внутренних органов и покровных тканей человека на уровне сегментов.
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.
Решить тестовые задания и диагностические задачи по определению сегментарного уровня рефлекторных взаимосвязей и выявленных патологических клинических признаков.
Литература:
Аудиолекция № 2.
Приложение №1
Материал для актуализации опорных знаний
Устный опрос по теме «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»
Шейное сплетение образуется ветвями.
Плечевое сплетение образуется ветвями.
Поясничное сплетение образуется ветвями.
Крестцовое сплетение образуется ветвями.
Сегментарное строение спинного мозга.
Анатомо-физиологическое определение сегмента.
Сегментарная иннервация кожи.
Сегментарная иннервация подкожного слоя соединительной ткани.
Сегментарная иннервация мышц.
Сегментарная иннервация внутренних органов.
Механизм формирования сегментарных рефлекторных связей.
Рефлекторные взаимоотношения внутренних органов и покровных тканей человека на уровне сегментов.
Приложения №2
Материал для контроля и коррекции знаний
Письменный опрос по теме «Сегментарное строение тела человека. Сегментарная иннервация внутренних органов»
Тест
1. Мышцы, приближающие лопатку к позвоночнику
а) межостистые
б) косые мышцы головы
в) ромбовидные
г) мимические
2. Количество позвонков в шейном отделе:
а) 4
б) 7
в) 8
г) 10
3. Укажите сегменты спинного мозга, формирующие шейное сплетение:
а) С1-С5
б) С1-С8
в) С1-С4
г) С1- D1
4. Трапециевидная мышца находится в области:
а) бедра
б) спины
в) груди
г) живота
5. Основной областью при проведении сегментарного массажа является:
а) лицо
б) живот
в) спина
г) конечности
6. Подостная мышца находится в области:
а) груди
б) бедра
в) верхней конечности
г) верхнего плечевого пояса
7. Укажите сегменты спинного мозга, формирующие плечевое сплетение:
a) С1-С4
б) С4-С8
в) С7- D2
г) С1-С8
8. Какие ребра соединяются с грудиной:
а) I-VI ребра
б) II-VIII ребра
в) II-VII ребра
г) I-VII ребра
9. Количество позвонков, содержащихся в позвоночном столбе:
a) 31-32
б) 32-34
в) 34-35
г) 31-34
10. Укажите количество сегментов в шейном отделе спинного мозга:
а) 6
б) 7
в) 8
г) 9
11. Укажите отросток, которым заканчивается ость лопатки:
а) клювовидный
б) акромиальный
в) плечевой
г) суставной
12. Укажите количество сегментов в спинном мозге:
a) 30
б) 31
в) 29
г) 32
13. Укажите ветви тройничного нерва:
а) глазничная
б) верхнечелюстная
в) нижнечелюстная
г) лобная
14. Лицевой нерв иннервирует:
a) жевательные мышцы
б) мимические мышцы
в) жевательные и мимические нервы
г) жевательные мышцы и слюнные железы
15. Укажите сплетение из которого формируется срединный нерв:
а) шейное
б) плечевое
в) поясничное
г) крестцовое
16. Позвоночная артерия проходит:
a) вдоль грудного отдела позвоночника
б) вдоль всего позвоночника
в) вдоль шейного отдела позвоночника
г) вдоль поясничного отдела позвоночника
17. Основным обоснованием использования сегментарного массажа является:
а) строение вегетативной нервной системы
б) сегментарное строение спинного мозга
в) строение микроциркуляторного русла
г) строение лимфатической системы
18. Назовите нижнюю границу при массаже спины
а) нижние углы лопаток
б) XII грудной позвонок
в) гребни подвздошных костей
г) V поясничный позвонок
19. Укажите верхнюю границу воротниковой области:
a) затылочные бугры
б) край верхней челюсти
в) надплечья, VII шейный позвонок
г) край нижней челюсти
20. Использование приемов классического массажа, при проведении сегментарного массажа:
а) возможно
б) невозможно
в) частично можно
г) абсолютно исключено
Эталоны ответов
в
б
в
б
в
г
б
а
б
в
б
б
а
б
б
в
б
б
а
а
Критерии оценок
0 ошибок – оценка 5
2 - 4 ошибки – оценка 4
5 ошибок – оценка 3
6 и более ошибок – оценка 2
Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата
Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных
Методическая разработка семинарского занятия
Специальность «Медицинский массаж», 2 курс
МДК 02.01. «Рефлекторные виды массажа»
Версия 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615 из 16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ЦМК специальных дисциплин «Сестринское дело»
Методическая разработка семинарского занятия
Должность
Фамилия/Подпись
Дата
Составил
Преподаватель
А.М. Горланова
Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
О.В. Ревнивцева
М.П. Маркевич
Версия: 1.0
Стр.1из 16
Заголовок 2Заголовок 315