Подготовительный этап постановки звука Р


Муниципальное автономное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья "Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат (VIII вида)"
Коррекционное логопедическое занятие
Тема: Подготовительный этап постановки звука "Р"
Учитель- логопед: Е.Н. Кислякова
2015 год
Тема: Подготовительный этап постановки звука "Р"
Цели занятия:
1. Образовательные: Учить слушать обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
2. Коррекционное - развивающая: Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка; отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука « р»; отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать подъязычную связку; вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику; речевое дыхание. Закреплять навык определения позиции звука "р" в слове; различать звук среди других звуков
3. Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Раздаточный материал: Массажные и тенисные мячи, шаркунки, удочки, предметные картинки, индивидуальные зеркала, трубочки, футбольное поле, клей, кисточки полоски для квиллинга, глазки, простой карандаш, листок в клеточку с изображением Свинки.
Демонстрационный материал: Письмо, кубик с картинками
Использование ТСО: компьютер
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент
Здравствуйте уважаемые гости!
А ещё девчонки и мальчишки!
Рада всех вас видеть, очень!
Я надеюсь: интересно
Мы занятие проведём.
Вы друг другу улыбнитесь,
И скорее посмотрите,
Что же к нам пришло с утра?
Верно, а пришло нам письмо
Да не простое письмо,
А от Смешариков.
И пишет нам Нюша
Давайте прочитаем (Чтение письма)
Поможем Нюше научиться тому, что умеем сами?
Прежде чем мы с вами начнём играть, посмотрите в зеркало и скажите, с помощью чего мы говорим?
А с помощью чего вы слышите звуки? Эмоциональный настрой.
Письмо.
Да
Глядя в индивидуальное зеркало, называют органы речевого аппарата. Губы, зубы, язык.
С помощью ушей.
Упражнение на развитие фонематический слух и восприятие Сейчас ваша задача - внимательно слушать звуки и повторять их.
Ритмичное упражнение: 1, 2 – 3; 1 -2, 3; 1,2,3,4 -5;1, 2 -3, 4; 1, 2- 3, 4, 5- 6.
Потренировавшись, попробуем сыграть в нашем небольшом оркестре. Все выполняют одинаковый ритм: 1, 2 -3, 4. И сейчас проверим кто самый внимательный! Попробуем сыграть.
Молодцы хороший оркестр получился.
А сейчас игра с мячом. Каждый из вас услышав звук р произносит слова: «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Молодцы!
Нюша перепутала свои вещи и игрушки с игрушками Бараша. Поможем ей отыскать её? Вам нужно выловить удочкой все картинки, в название которых есть звук «р».
Молодцы всё выловили, а сейчас проверим верно ли вы выполнили задание. По очереди выполнение ритмических упражнений
Игра в оркестре.
Услышав звук, дети и взрослые ударяют по мячу. Игра выполняется стоя на ковре. Детям предлагаем и присесть.
Каждый ловит картинки в названии которых есть звук р.
Логопед называя картинку, спрашивает где слышен звук "р"
Артикуляционная гимнастика Ну вот , а сейчас поиграем с Нюшей и с её друзьями в игру
« Волшебный кубик». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и тот герой, какой выпадет, с тем мы и будем выполнять разминку для языка. Дети и взрослые по очереди бросают кубик и выполняют артикуляционную гимнастику перед индивидуальным зеркалом.
Речевое дыхание Следующее, чем вы должны научить Нюшу - это играть в футбол. У вас есть трубочки, мячики и ворота. Нужно дуя в трубочку забить как можно больше голов в ворота.
Какие вы молодцы, а победила всё - таки дружба. Дети играют вместе с взрослыми.
Логоритмическое упражнение.
Голосовая распевка
Упражнение на координацию движения. Нюша хочет стать певицей, но не знает с чего начать. А мы знаем и споём песенку из гласных звуков. Вам нужно петь как можно громче.
Вот левая, вот правая, их только так зовут
Подружки не разлучные всегда вдвоём идут
И левая и правая пошли одни гулять.
Нашли большую лужу и стали в ней скакать.
Вот мокрые, холодные идут они едва
Вдруг левая и правая повстречали льва
А он открыл большую пасть и страшно так рычит,
Что левая бежит домой и правая бежит.
До дома добежали, смотрите - обе тут
Но только позабыли, как их теперь зовут
Где левая где правая не разобрать самим
Скорее посмотрите и подскажите им. Распевка.

По очереди поднимаем то левую, то правую ногу. Шагаем на месте.
По очереди поднимаем то левую, то правую ногу в соответствие с текстом идём вперёд.
Прыгаем на месте.
Идём вперёд. По очереди поднимаем ногу.
Изображать льва, открыть рот, зубы.
Бежать в конце фразы остановиться.
Перекаты с пятки на носок, ноги вместе.
Вытягиваем ноги ищем, где правая, а где левая.
Мелкая моторика По просьбе Нюши изготовим скульптуру поросёнка. Перед вами длинные полоски бумаги разового и красного цвета. Скрутите их, накручивая на зубочистку. Сильно туго скручивать не надо. Все остальные полоски так же скручиваем. Самый большой это голова, из красных делаем капельки это ушки, красные короткие – это помпон, а разовая - пятачок, голубая – шляпа.
Приклеим глазки и скульптура готова. Изготовление поделки в технике квиллинг.
Развитие графических навыков, рефлексия. Для того чтобы ответить на письмо, вы сейчас нарисуете эскиз свинки. Перед вами лист бумаги в клеточку и нужно дорисовать вторую половинку. Если у вас хорошее настроение и вы считаете, что научили Нюшу всему то улыбающуюся, а если нет то грустную.
Запечатываем в конверт и отправляем адресату. Выполнение задания на листке в клеточку.
Итог занятия Скажите, какому герою вы помогали? Чему вы её учили? Ответы детей.