Особенности формирования речевого дыхания у старших дошкольников с дизартрией
Особенности формирования речевого дыхания у старших дошкольников с дизартрическим компонентом и коррекция его нарушений в условиях образовательной организации
Речь один из наиболее мощных факторов (и стимулов) развития ребенка в целом. Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и понимать сказанное.Многочисленные исследования последних десятилетий привели к серьезным изменениям в представлении о факторах и механизмах, обуславливающих развитие речи у ребенка. Доктор психологических наук Т.Н.Ушакова, занимающаяся изучением детской речи, рассматривает ее как результат развития и саморазвития особого внутреннего мира языка в психике малыша.
В последние годы намечается тенденция к увеличению числа детей со сложной речевой патологией - дизартрией. У большинства детей с различными формами дизартрии, по мнению Мастюковой Е.М., Левиной Р.Е., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
В свете реализации приоритетных направлений ФГОС ДО (в образовательных областях «Развитие речи», «Социализация») организация коррекционной психолого-педагогической работы позволяет смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели: формирование адаптивных способностей, позволяющим детям с ОВЗ существовать в быстроизменяющемся социуме. На наш взгляд формирование мелодико-интонационной стороны речи является одним из базовых компонентов для овладения языковой системой старшими дошкольниками с дизартрией.
Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Это определит наиболее оптимальные пути повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков:
Одним из них является нарушение речевого дыхания.
Поэтому целью исследования является изучение особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с различными проявлениями дизартрии и разработка системы коррекционной работы по исправлению недостатков.
Исходя из цели, исследования нами были поставлены следующие задачи:
Поиск и адаптация методик исследования и коррекции
Определение основных направлений коррекции речевого дыхания у старших дошкольников с различными проявлениями дизартрии
Разработка и реализация системы коррекционной работы по развитию речевого дыхания
Анализ результатов коррекционной работы по развитию речевого дыхания
Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т. д.
При дизартрии за счёт нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание.
С целью исследования речевого дыхания и последующего проведения коррекционной работы были изучены и использованы направления работы, предложенные Волковой Г.А., Сорокиной В.Т., Приходько О.Г., Левченко И,Ю.
Из них следует, что задача логопеда состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы выдох.
Практическая часть исследования проводилась на базе Муниципального коррекционного образовательного учреждения начальная школа – детский сад № 365.В эксперименте участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста с различными проявлениями дизартрии.
Анализ речевых карт показал детей старшей и подготовительной групп, заполненный логопедом и врачами коррекционного учреждения показал, что состав детей по своим психофизическим и речевым нарушениям крайне неоднороден.
У 50% детей присутствует церебральный паралич разной этиологии, легкой и средней тяжести. Речевые нарушения этих детей проявляются в виде разных форм дизартрии на фоне общего недоразвития речи по типу 2-3 уровня речевого развития. Данные исследования свидетельствуют о неоднородности диагностируемой группы детей, а также о связи с тяжестью и структурой дефекта как речевого, так и двигательного. Исследование дыхательной функции, а так же речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4-6 слов) выявил ее несовершенство, разную степень отклонения от нормы. Ритм дыхания не регулировался смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащённое, после произнесения отдельных слогов или слов ребёнок делал поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводил к появлению тенденции говорить на вдохе. Это ещё больше нарушало произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Таким образом, на основании анализа речевых карт, углубленного исследования дыхательной функции, а так же в ходе динамического наблюдения за детьми была выделена контрольная группа, в состав которой вошли 5 детей, имеющих сложные дефекты в виде церебрального паралича различной этиологии, и речевых нарушений, в состав которых входит нарушение дыхательной функции, в том числе речевого дыхания.Спецификой работы коррекционного образовательного учреждения является сочетание основного логопедического направления работы с общей лечебной физкультурой, физиотерапией, специализированным массажем, медикаментозным лечением.
Для того чтобы улучшить состояние просодической стороны речи (речевого дыхания) у детей контрольной группы необходимо целенаправленное и систематическое проведение коррекционной работы. Ее эффективность зависит от точного определения вида дизартрии и, соответственно от использования дифференцированных методов коррекции.
В системе данной работы нами были выбраны следующие задачи и направления коррекционного воздействия:
1. Выработка правильных дыхательных кинестезий.
Направления работы в свете реализации данной задачи:
Развитие одного из базовых компонентов речи – полноценного речевого дыхания.
Нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры;
Дифференциация ротового вдоха и выдоха;
Дифференциация носового и ротового дыхания;
Формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи;
Развитие функций небно-глоточного клапана (с целью нормализации баланса резонирования)
Выработка правильных фонационных кинестезий.
Формирование фонаций на выдохе;
Координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий;
Увеличение времени фонации;
Нахождение наиболее комфортного звучания голоса для каждого ребенка;
Увеличение силы и расширение диапазона голоса.
В данном направлении коррекционного воздействия велась работа, направленная на включение приспособительных механизмов дыхания и голосообразования, формирование одного из базовых компонентов речевого общения.
В процессе коррекции использовались следующие формы работы:
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Она имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. При проведении дыхательной гимнастики необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал шею, плечи. Следует концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.
Метод биологической обратной связи (БОС) позволяет вырабатывать у ребёнка с дизартрией оптимальный, с физиологической точки зрения, диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца, контролируемой по каналам зрительной и слуховой обратной связи. Метод позволяет активно регулировать существующие параметры дыхательной и сердечнососудистой систем в нужном направлении, изменять ритм дыхания частот сердечных сокращений, стабилизировать психоэмоциональное состояние пациента за счёт повышения неспецифической сопротивляемости организма.
Речедвигательная ритмика способствует воспитанию точности, дифференцированности, четкости, плавности устойчивости артикуляционных движений. (Мухина А.Я.) Однин из разделов этой методики посвящен развитию темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха.
Игровые логопедические упражнения, целью которых является увеличение объёма, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализации ритма дыхания. Пассивные дыхательные упражнения в различных положениях ребенка (стоя, лежа, сидя)
Итоговый мониторинг выявил положительный результат проведенной коррекционной работы. У 37% детей дыхательные функции стали более координированы. 10 % увеличилось время фонации. Прослеживается положительная динамика в нормализации тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
Анализ результатов логопедической работы подтвердил, что разработанная комплексная дифференцированная система коррекционного воздействия по формированию функции речевого дыхания является эффективной, что позволяет рекомендовать ее к использованию в обучении дошкольников с ОВЗ.