Рабочая программа внеурочной деятельности Мастерская речевого творчества 4класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №5»
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мастерская речевого творчества »
4 Б класс
Составитель: Селиверстова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурса «Мастерская речевого творчества» для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Главная цель спецкурса:
Повышение уровня креативности речи младших школьников; привитие интереса к литературному творчеству, разностороннее развитие личности ребёнка
Задачи:
при создании творческих заданий учесть стартовый уровень речевой креативности детей;
через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;
учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки;
формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
приобщение к ценностям культуры;
развитие творчества и интереса к познанию;
формирование здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания:
ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Принципы построения программы:
системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода;
согласованность с «Литературным чтением» и «Русским языком» как учебными дисциплинами;
учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества.
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников.
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм - сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.
Метод ассоциативной теории креативности
Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:
через интуитивную прозорливость;
нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);
опосредование одних идей другими.
Мартиндел (1989,1999) утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно установить ассоциации между ранее не связными идеями.
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
Метод синектики (Аналогии )
Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.
В основании такой работы лежат 4 типа операций:
1 тип – Эмпатия. В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». При этом надо сопереживать уподоблённому объекту.
2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний. Решать проблему:
3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов, поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.) Например: описание внешности человека. «…её глаза были цвета мокрой смородины»
Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств
4 тип - Фантастическая аналогия. Представление объекта, либо процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы (как в сказке) Если цветок долго не поливать….
- Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до водопроводного крана и поглощают влагу
Обучение аналогии должно происходить по этапам:
1) Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.
2) Рассказ взрослого дополняется ответами детей.
3) Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект.
4) Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал.
Метод Каталога.
Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.
Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.
Место учебного курса в учебном плане
Количество часов в авторской программе соответствует часам, предусмотренным в учебном плане МБОУ «Лицей №5»
Учебный план МБОУ «Лицей №5» предусматривает на изучение внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» в 4 классе 1 ч в неделю, 34 ч (34 учебные недели) в год.
Формы и методы работы.
Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок;
придумывание небольших текстов на разную тематику;
продолжение рассказа или сказки по его началу;
поучительные тексты для размышления и другие.
Содержание учебного спецкурса
№
раздела Название тематического раздела Кол – во часов
1. Учимся общению 6
2. Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах. 3
3. Собираем из букв слова, предложения, текст. 3
4. Тексты бывают разные 9
5. Как почувствовать вкус слова? 5
6. Конкурс исследовательских работ «энциклопедия одного слова» 5
7. Подведём итоги 1
8. Речетворческий отчёт: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности (стишки, сказки, тексты разных типов и стилей) 2
Всего 34
Планируемые результаты освоения курса к концу четвертого года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; сличать способ действия и его результат;
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить умозаключения и рассуждения;
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение;
строить монологичное высказывание;
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Выпускник научатся:
формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
оформлять результаты проектной деятельности;
различать исследовательскую работу от проектной.
Выпускник получит возможность научиться:
формулировать гипотезу и проблему исследования;
пользоваться разными методами исследования;
оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2012. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Литература для учителя:
Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2012. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Рекомендуемая литература для учителя:
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя. Москва. «ВАКО». 2011.
В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь для 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. Москва. «ВАКО». 2013.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Тематический план по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества»
на 2016– 2017 учебный год.
№ уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/ или коррекция)
1. Учимся общению (6ч., 1ч. в неделю)
1 Учимся общению.
С. 3 №1, №2.
Коллективная работа над проектом «Наш помощник – язык». Работа с текстом и считалкой.
Работа со значениями слова «язык».
Размышления о том, что рассказали о языке великие люди. Размышление на тему «Для чего человеку необходимо общение?»
Соотнесение лексического значения слова и набор его грамматических характеристик.
Следование установленным правилам в планировании и контроле способа действия. 07.09 07.09
2 Учимся общению.
С. 3 - 5 №3.
Участие в эксперименте. Обсуждение. Выражать собственное мнение, обосновывать его. Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства.
Использование средств художественной выразительности. Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок 14.09 14.09
3 Язык и речь. Культура речи. Работа с текстом сказки американского писателя Шелла Сильверстайна.
С. 6-8 №4. Владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
Использовать средства художественной выразительности.
Уметь фантазировать по теме занятия и выражать свои фантазии в письменной речи.
Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформления предложений на письме.
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.
Контролировать этапы своей работы.
Уметь высказывать свои чувства и мысли в письменной форме по сказке «Щедрое дерево». 21.09 21.09
4 Язык и речь. Культура речи. Работа по рассказу. Что такое конфликт?
С. 9 – 11, №6, №7, №8. Работа в группах. Высказывание гипотез, предположений по рассказу четвероклассницы Юли.
Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Уметь понимать смысл слов «конфликт», «агрессия». Уметь в письменной форме записать небольшой текст на тему «Мои рецепты от агрессии» 28.09 28.09
5 Язык и речь. Культура речи. И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек». Неологизмы.
С. 12 – 14, № 9. Знать научно – популярное объяснение понятий «язык», «речь» и «культура речи».
Использовать в повседневной речи свойства хорошей речи: содержательность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность. Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
05.10 05.10
6 Язык и речь. Культура речи. И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек». Неологизмы.
С. 12 – 14, № 9. Знать научно – популярное объяснение понятий «язык», «речь» и «культура речи».
Использовать в повседневной речи свойства хорошей речи: содержательность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность. Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
12.10 12.10
2. Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах (3ч., 1ч. в неделю)
7 Копилка изречений или слово о языке, речи, словах. Афоризмы.
С. 15 – 16, №10, №11,№12. Знать, что такое изречение (афоризмы) и для чего они нужны в речи. Уметь работать с текстом. Анализ речевых ситуаций. Обсуждение смысла высказываний.
Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Знание и применение волшебных слов в речевых ситуациях.
Лексико – орфографическая работа. 17.10 17.10
8 Копилка изречений или слово о языке, речи, словах. Афоризмы.
С.17 – 18, № 13- №17. Запоминание основных значений слова «культура» (поведения, речи, общения).
Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства общения. Уметь находить в тексте афоризмы и объяснять их смысл. Приводить примеры к выявленным афоризмам. 24.10 24.10
9 Изречения и афоризмы.
С. 19, №18, №19. Знать виды словарей и правила ими пользования.
Осуществлять поиск необходимой информации в словарях.
Владеть умениями вести разговор.
Создавать словесные картины по упражнениям и заданиям в тетради.
Использование в устной и письменной речи средств выразительности. Подобрать изречения и с их помощью сформулировать несколько правил для Говорящего, используя изречения из задания №18. уметь работать в группах. 3. Собираем из букв слова, предложения, текст.(3ч., 1ч. в неделю)
10 Собираем из букв слова, предложения, текст.
С.20 – 21, №20. Работа по плану лингвистических действий.
Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.
Решение речевых задач. Уметь собирать «лексическое поле» и из записанных слов составлять небольшой текст. 11 Собираем из букв слова, предложения, текст.
С. 22 – 23, №21, №22. Работа по плану лингвистических действий.
Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.
Решение речевых задач. Уметь собирать «лексическое поле» и из записанных слов составлять небольшой текст. 12 Собираем из букв слова, предложения, текст.
С.24 – 25, №23, №24. Работа по плану лингвистических действий.
Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.
Решение речевых задач. Уметь собирать «лексическое поле» и из записанных слов составлять небольшой текст. 4. Тексты бывают разные (9ч., 1ч. в неделю)
13 Тексты бывают разные.
С. 26 - 27, №25, №26. Уметь анализировать текст. Находить связь смысла содержания текста и пословицы. Уметь формулировать тему и основную мысль текста. Уметь объяснять смысл фразеологизмов. Использование средств письменной речи.
Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 14 Тексты бывают разные.
С.28, №27 - №29.. Уметь анализировать текст. Находить тему и основную мысль текста. Уметь формулировать тему и основную мысль текста. Использование средств письменной речи.
Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 15 Тексты бывают разные.
С. 29 , №30, №31.. Уметь анализировать текст. Находить тему и основную мысль текста. Уметь формулировать тему и основную мысль текста. Использование средств письменной речи.
Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 16 Развиваем в себе дар поэтического слова.
С.30 –32, №32. Уметь придумывать и дописывать созвучные строки.
Использование средств письменной речи.
Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 17 Фантазии на тему «Если я был Чудодей, что бы сделал для людей?» Сочинение – рассуждение по теме «Если я был Чудодей, что бы сделал для людей?»
С. 33, №33. Размышлять и рассуждать о том, что они чувствуют, желают сделать что – то для кого – либо. Уметь составлять монологи и записывать свои мысли в форме небольшого рассказа или стихотворения. 18 Слова ассоциации. Обращение.
С. 34 - 35, №34 - №36... Размышлять о том, что они чувствуют, когда превращаются в разные живые и неживые предметы. Уметь составлять монологи и записывать свои мысли в форме небольшого рассказа или стихотворения. 19 Текст поздравительной речи. Текст извинительной речи.
С. 36 – 37, №37 -№40. Уметь составлять небольшие поздравительные и извинительные тексты.
Использовать средства письменной речи. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 20 Игра «Угадай по лексическому значению слова и преврати их в свой авторский текст».
С. 38 – 39, №41- 43. Овладение родным языком через речевую деятельность. Выполнение заданий - упражнений.
Лингвистический анализ слов.
Использование средств письменной речи.
Знать основные качества речи: правильность, точность, богатство.
Уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения 21 Развиваем речевое творчество.
С. 40, №43. Уметь придумывать небольшие тексты и записывать их в специальную тетрадь. Уметь читать свои рассказы учителю, классу, друзьям, родителям. Учиться устранять замечания, переделывать, изменять, если это необходимо. Работать над серией рассказов «Почемучка». Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 5. Как почувствовать вкус слова.(5ч., 1ч. в неделю)
22 Исследование на тему «Как почувствовать вкус слова?»
Научная информация.
С. 41 – 42, №44.
Научная информация. Использовать средства устной и письменной речи. Уметь пользоваться справочной и учебной литературой.
Объяснять влияние многозначности на лексическую сочетаемость
Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 23 Составление кластера «Языкознание».
С. 43 – 44, №45, №46. Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарищей.
Планировать последовательность речевого высказывания.
Лексико – орфографическая работа.
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. 24 Отдельные самостоятельные слова.
С. 44 – 47, №47. Уметь отстаивать точку зрения маши или Саши, а так же иметь и отстаивать свою.
Уметь чувствовать слово, соблюдая пункты плана «Путь к слову». Контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. 25 Работа с опорно – занимательной таблицей «Путь к слову».
С. 48 – 50, №47, 48 Совершенствовать знания родного языка.
Определять связь значений между разделами языкознания.
Уметь классифицировать словосочетания или как их можно назвать одним словом.
Лексико – орфографическая работа. 26 Характеристики к слову «доброта».
С. 50 – 54, №49, №50. Уметь работать в группе и в паре.
Применять полученные знания в необычной обстановке. Уметь выслушивать мнения одноклассников. Уметь вести диалог. 6. Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова».(5ч., 1ч. в неделю)
27 Конкурс исследовательских работ.
Словообразование.
С. 55 – 57. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе).
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю. 28 Речетворческий проект: Рукописная тетрадь (книжечка). «Мечтаю. Сочиняю. Рассказываю».
С. 58. Участие в творческом процессе по определению значения слов.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Уметь выслушивать мнения одноклассников. Уметь вести диалог. 29 Речетворческие проекты: «Текст - похвальная грамота любимому писателю» или «Письмо литературному герою».
С. 59, 61. Участвовать в творческом процессе по созданию речетворческого проекта.
Уметь использовать полученные знания в практической работе – игре «Давай поиграем!» (Находить ошибки).
Лексико – орфографическая работа.
Уметь защищать проектную работу. 30 Речетворческий проект: «Грамматическая сказка».
С. 60. Ответы на проблемный вопрос, развивая свою мысль или продолжая ход рассуждений за одноклассниками.
Знать какую роль выполняет вводная часть, основная и заключительная.
Выполнение орфографической подготовки под руководством учителя.
Уметь работать самостоятельно и выполнять самопроверку. 31 Речетворческий проект:
«Цветы любимому писателю».
С. 61. Ответы на вопрос, развивая свою мысль или продолжая ход рассуждений за одноклассниками.
Знать какую роль выполняет вводная часть, основная и заключительная.
Выполнение орфографической подготовки под руководством учителя.
Уметь работать самостоятельно и выполнять самопроверку 7. Подведём итоги (3ч., 1ч. в неделю)
32 Тестовое задание по лексике и культуре речи. Уметь исправлять лексические ошибки (неправильное употребление слов, смешение паронимов, незнание точного значения слова, неуместное употребление иноязычных слов и т.д.). 33-34 Речетворческий отчёт: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности. Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарищей.
Планировать последовательность речевого высказывания.
Наблюдать за признаками текста..
Различать текст и предложение.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Составлять небольшой текст по вопросам и опорным словам.
Уметь давать интервью в устной и письменной формах. СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 28.08.2016 №1
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _________________