«встреча с дедушкой Крыловым»
МБОУ « Старо – Матакская СОШ»
Алькеевский район РТ
К 245 – летию со дня рождения
Встреча с дедушкой Крыловым (13.02. 1769 – 21. 11. 1844)
(К 245 – летию со дня рождения)
Где нужно, он навесть умеет Весь мир в руках у чародея, Длись судьбами всеблагими,
Своё волшебное стекло, Все твари дань ему несут: Нить любезных нам годов!
И в зеркале его яснеет По дудке нашего Орфея Здравствуй с детками своими,
Суровой истины чело Все звери пляшут и поют Здравствуй, дедушка Крылов!
( П. Вяземский)
Ведущий. Очень верно в своём стихотворении Пётр Вяземский отозвался о твор-честве Ивана Андреевича Крылова, который имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло 245 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни.
Сегодня мы посвятим нашу встречу этому замечательному человеку.
В И К Т О Р И Н А
«Что мы знаем о детстве И.А.Крылова?»
Когда и где родился Иван Андреевич? (13 февраля(н.с.) 1769 года в Москве)
2. Кем был его отец? (Андрей Прохорович Крылов был военным человеком. Он дослужился до чина капитана. Выйдя в отставку, работал в губернском магис-трате)
3. Где жил маленький Крылов с семьёй с 1775 года? (В Твери у бабушки Матрёны
там служил его отец, выйдя в отставку)
4. Кто научил читать и писать Ванюшу? (Отец, который очень любил книги)
5. Чему научил Ивана синьор Луиджи – старый итальянец, подрабатывавший на рынке? (Старичок был скрипачом. Он стал учить мальчика игре на скрипке и заодно итальянскому языку. Ванюша оказался очень способным к музыке, на слух выучился играть пьесы. Любовь к скрипке у него осталась на всю жизнь. Часто Крылов играл как для себя, так и для друзей)
6. Какие ещё языки знал писатель? (Французский и древнегреческий. На склоне лет Иван Андреевич решил в подлиннике прочитать поэмы Гомера, басни Эзопа. Для этого он решил изучить древнегреческий язык. Во избежание насмешек, Крылов решил доказать, что учиться никогда непоздно, и за два года самостоятельно выучил язык )
7. Какие ещё учебные дисциплины легко давались Ванюше? (Арифметика и рус-ский язык, который он изучал вместе с детьми богатого местного помещика Львова)
В какую настольную игру любил он играть в детстве? (В шашки)
9. Какие ещё занятия привлекали Ваню? (Мальчик любил бродить по рынку; играть с мальчиками на реке Волге, а иной раз подраться; читать книги, сочинять стихи; посещать школьные спектакли в местной семинарии; кататься с ледяной горы на салазках)
10. Что осталось И.А.Крылову в наследство от отца? (Старый, видавший виды деревянный сундук, доверху набитый книгами.)
11. Какая книга из сундука полюбилась ему больше всех? (Небольшая книга в кожаном переплёте с пожелтевшими от времени страницами называлась «Эзоповы басни». Она стала любимой книгой Крылова на всю жизнь. Особенно маленькому Ване понравился рассказ про Ворона и Лисицу.)
12. С каких лет и где пришлось работать Ивану Андреевичу? (После смерти отца девятилетний Иван Крылов начал служить подканцеляристом в Тверском губернском магистрате.)
13. Во сколько лет Ваня с матерью Марией Алексеевной и братом Лёвушкой переезжает в Санкт – Петербург? (В 13 лет, в 1782 году. В этом возрасте он считал себя совсем взрослым и вдобавок сочинителем. В Твери делать было нечего. В это время сделан первый перевод басни «Ворон и Лисица» Лафонтена, не очень гладкий, но вполне приличный для столь юного возраста.)
14. Где любил гулять по воскресеньям Иван, приехав в Петербург? (В Летнем саду. Эта привычка осталась на всю жизнь. Именно здесь в 1855 году был открыт первый памятник Крылову.)
Ведущий. Так протекали детские годы писателя. Безусловно, они наложили свой отпечаток и на более зрелые годы. А его внешний облик будто и не изменился. Посмотрите на портрет, а я вам опишу маленького Ваню:
Большеголовый, плотно сбитый крепыш, неуклюжий, коротконогий. Смышленые бойкие глаза на широком лице с картофелеобразным носом. Он умел смешно рассказывать, изображать в лицах базарные сценки, подражая голосом и жестами тем, кого представлял.
Мы сегодня попробуем быть такими же смышлеными, артистичными, вспоминая творчество дедушки Крылова.
Инсценировка басни «Демьянова уха».
Ведущий. Современники отмечают, что писатель очень хорошо читал свои басни, особенно «Демьянову уху», при постановке которой играл Фоку.
Дети инсценируют басню.
ИГРА В ФАНТЫ.
Ведущий. Во времена Ивана Андреевича играли в фанты, и сам баснописец не раз был участником этой забавы.
Условия игры: играющие сдают фанты - какие – либо вещи, после ведущий выбирает три фанта, придумывает задания, и владельцы выполняют их.
Задания для трёх участников.
Прочитать басню «Ворона и Лисица» наизусть (можно по выбору)
Сделать пантомиму к басне «Мартышка и очки»
Рассказать случай из жизни Крылова.
Задание «Крыловский биограф»
На доске написаны загадочные слова: Нави Волырк
Ведущий. Прочитайте надпись на доске, разгадав шифр.
Дети. Крылов Иван, читаем каждое слово справа налево.
Ведущий. Так иногда подписывал автор свои произведения. Также он использовал подписи «К», «И. К-в», «Крылов Иван».
Задание «Первая книга».
Ведущий. В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в ней их было 23. Таким образом совершилось второе рождение писателя: сатирик и драматург стал баснописцем.
Отгадайте названия басен, вошедших в книгу
1. Прочитайте, пользуясь шифром из предыдущего задания: Ытнакызум; Кичрал; Ацинис; Келисав.
Ответ: «Музыканты», «Ларчик», «Синица», «Василёк»
Найдите пару:
Ворона Куры
Волк Огонь
Орёл Ягнёнок
Роща Лисица
Ответ: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Орёл и Куры», «Роща и Огонь».
Задание «Крыловские выражения».
Ведущий. Н.В.Гоголь писал о крыловских баснях: «Его притчи - достояние народа и составляют книгу мудрости самого народа». Многие басни родились из русских пословиц, многие выражения из басен стали крылатыми.
Прочитайте выражения и вспомните названия басен, из которых они вышли в жизнь:
«А ларчик просто открывался!»
«Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют».
«Слона-то я и не приметил»
«А Васька слушает да ест».
«Услужливый дурак опаснее врага».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Задание «Необычные герои»
Детям показывают предметы из басен. Надо вспомнить названия произведений.
Очки («Мартышка и очки»), зеркало («Зеркало и Обезьяна»),
виноград («Лисица и Виноград»), шкатулка («Ларчик»).
Итог занятия
Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека Ивана Андреевича Крылова, которого каждое новое поколение не перестаёт нежно называть «дедушка Крылов», и с удовольствием читает его басни.
Тема:
"Встреча с дедушкой
К Р Ы Л О В Ы М"
Times New Roman