Рабочая программа факультативного курса Весёлый язычок
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная коррекционная школа-интернат р.п. Квиток»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на педагогическом совете заместитель директора и.о директора школы
протокол №____от_____ по УВР__________С.В. Тынина ______________С.В. Тынина
________ _________2015 г. _____________________2015 г. ____________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Веселый язычок»
Занятия для учащихся 3-го и 4-го класса
Автор- составитель:
Ситникова М.Н.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа факультативного курса «Веселый язычок» для учащихся 3 и 4 класса.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников была разработана программа факультативного курса «Веселый язычок». Учить хорошей устной речи - вот главная задача программа.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год, 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Цели и задачи программы
Цель: организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей начальных классов, на основе системно-деятельностного подхода. Совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.
Задачи:
Нормализовать звуковую сторону речи.
Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Развивать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
Обогащать словарный запас учащихся.
Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности детей 3 и 4 класса на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Формы и методы работы:
тренинговые упражнения
диагностические процедуры
игры
Формы текущего контроля знаний и умений:
первичная диагностика
диагностика на конец года
ответы на вопросы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года
Обучающиеся узнают: Для чего нужна речь. Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки. Различать устную и письменную речь. Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них. Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами. Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках. Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них. Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя. Составлять рассказы по серии картинок. Сочинять рифмованные строки, стихотворения. Отгадывать загадки.
Содержание изучаемого курса
« Давай познакомимся». Диагностика устной речи у детей. Диагностика устной речи у детей. Золотая пора. Осенний праздник. «Составление рассказа об осени по опорным картинкам». Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». «Знакомство с гласными звуками». «Составление связного текста из данных предложений». Чтение и пересказ русской народной сказки «Морозко». Игра «Согласные звуки, их артикуляция» “Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. Загадки. Игра «Четыре дорожки». «Моя группа». Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. «Настоящий друг». «Сонорные звуки». «Скороговорки». «Пословицы и поговорки». «Стихотворно-игровой материал». « Дифференциация понятий фрукты- овощи». «Мои друзья». «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом». «Домашние животные». «В гости к Чиполлино». «Посуда». «Одежда». «Весна». «Речь. Звук. Слово. Предложение. «Живое - неживое». «Пересказ сказки «Хитрый козел». Диагностика устной речи у детей. Диагностика устной речи у детей.
Материально-техническое обеспечение:
Технологические средства (ТСО).
Листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
развитие связной речи – диалогической (в общении) (в пересказе и составлении собственного рассказа);
воспитание поэтического слуха;
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема занятия Кол-во часов Деятельность учащихся на занятии Дата
3 кл. 4 кл.
1 « Давай познакомимся». Игра. 1 Знакомство. Нарисуй себя. 5.09.15 5.09.15
2 Диагностика устной речи у детей. 1 Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. 12.09.15 12.09.15
3 Диагностика устной речи у детей. 1 Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. 19.09.15 19.09.15
4 «Золотая пора». 1 Разгадывание загадок об осени, заучивание стихотворения. 26.09.15 26.09.15
5 «Составление рассказа об осени по опорным картинкам». 1 Связное описание времен года, скороговорки на скорость. 3.10.15 3.10.15
6 Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». 1 Артикуляционная гимнастика 10.10.15 10.10.15
7 «Знакомство с гласными звуками». 1 Артикуляция звуков, языковая гимнастика. 17.10.15 17.10.15
8 «Составление связного текста из данных предложений». 1 Развитие устной речи, мышление, коммуникабельности. 24.10.15 24.10.15
9 Чтение и пересказ русской народной сказки «Морозко». 1 Развитие устной речи, мышление, коммуникабельности. 14.11.15 14.11.15
10 Игра «Согласные звуки, их артикуляция» 1 Артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков. 21.11.15 21.11.15
11 “Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. 1 Найти непонятные слова в тексте. 28.11.15 28.11.15
12 Загадки. 1 Развитие устной речи, мышление, коммуникабельности. 5.12.15 5.12.15
13 Игра «Четыре дорожки». 1 Закрепляем в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, уточнять и расширять словарный запас по данной теме. 12.12.15 12.12.15
14 «Мои друзья». 1 Составление рассказа о своей группе. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов «семьи». 19.12.15 19.12.15
15 Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. 1 Составление рассказа по опорным словам и картинкам; обогащение словарного запаса по теме: «Зима». 26.12.15 26.12.15
16 «Настоящий друг». 1 Составление рассказа по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога; 16.01.16 16.01.16
17 «Сонорные звуки». 1 Знакомство с Л-ЛЬ, Р-РЬ; артикуляция, чистоговорки; 23.01.16 23.01.16
18 «Скороговорки». 1 Проговариваем скороговорок на скорость. 30.01.16 30.01.16
19 «Пословицы и поговорки». 1 Учимся использовать пословицы и поговорки в устной речи. Уметь объяснить их значение. 6.02.16 6.02.16
20 «Стихотворно-игровой материал». 1 Артикуляционная гимнастика. Заучивание стихотворения наизусть. 13.02.16 13.02.16
21 « Дифференциация понятий фрукты- овощи». 1 Обогащать лексикон по темам: «фрукты», «овощи», учить дифференциации соответствующих понятий; 20.02.16 20.02.16
22 «Мои друзья». 1 Совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения; 27.02.16 27.02.16
23 «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом». 1 Развивать умения устанавливать временные отношения и умения воспроизводить их в речи с помощью грамматического построения и языкового оформления предложений, связных высказываний; 5.03.16 5.03.16
24 «Домашние животные». 1 Описание внешнего вида животных, развитие фонематического слуха, составление сложных предложений с противительным союзом «а», развитие логического мышления. 12.03.16 12.03.16
25 «В гости к Чиполлино». 1 Развиваем связную речь (описательные загадки). 2.04.16 2.04.16
26 «Посуда». 1 Уметь составлять описательные рассказы на тему «Посуда», чтение сказки «Федорино горе» 9.04.16 9.04.16
27 «Одежда». 1 Учиться составлять описательные рассказы на тему «Одежда», описательный рассказ по схеме, заучивание стихотворения наизусть. 16.04.16 16.04.16
28 «Весна». 1 Образовать сравнительную степень прилагательных, ориентироваться на плоскости листа. 23.04.16 23.04.16
29 «Прилет птиц» 1 Уметь пересказать небольшой рассказ. 30.04.16 30.04.16
30 «Речь. Звук. Слово. Предложение. 1 Познакомить учащихся с органами речи. Учить выделять в потоке речи звуки, слова, предложения. 7.05.16 7.05.16
31 «Живое - неживое». 1 Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. 14.05.16 14.05.16
32 «Пересказ сказки «Хитрый козел». 1 Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; Развивать связную, монологическую речь. 21.05.16 21.05.16
33 Диагностика устной речи у детей. 1 Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. 28.05.16 28.05.16
34 Диагностика устной речи у детей. 1 Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. 30.05.16 30.05.16
Литература
Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры издания -СПб.; КАРО,2002.-96с.+вкл.,16 с.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Логопед в школе)
Захлебный А.Н.., Дзятковская Е.Н. Общеучебные умения как интегральный результат образования. Лекционные материалы. Чита.: ЧИПКРО, 2006. – 19c. + слайды 19 с.
Сажина С.Д. Составление рабочих программ. Методические рекомендации .– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с.
Селехова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. -160 с.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).