Аналитическая справка о результатах тематической проверки предметно-развивающей среды в ДОУ

Справка
о результатах тематической проверки «Создание качественной предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста»

Согласно годовому плану дошкольного учреждения, с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями программы с 15.12.2014 г. по 20.12.14 г. комиссией, в составе заместителя директора по дошкольному воспитанию Белозеровой Л. Ф., воспитателя-методиста Дереки Н. Н., практического психолога Повшедной Д. В. был осуществлен контроль за созданием предметно-развивающей среды в группах (группа № 2, Головко А. М., Дину. Л. Л., группа 4, Тушева О. З., Миськив О. И., группа № 8, Калинкова Л. Т., Козлова Н. А, гр. № 1 , Вайчунас Л. И., Иванова М. И., группа № 6, Данилова С. н., Мельник Э. А.)
Ориентировочный перечень вопросов, которые анализировались при проверке
1. Игровая зона: (наборы различных видов игрушек, ковер для игр); драматическая зона (наборы оборудования, несложные декорации, элементы одежды или костюмов для игр-драматизаций, инсценировок, для настольных дидактических игр).
2. Развивающий уголок
3. Театральный уголок.
4. Уголок книги – полочки с книгами по возрасту детей, столик, стулья или кресла.
5. Уголок уединения, уединенное место с диваном или лежаком, мягкими игрушками, где ребенок мог бы отдохнуть, пофантазировать.
6. Музыкальный уголок, в котором собраны различные виды детских инструментов, проигрыватель, магнитофон, пластинки, кассеты с музыкальными записями и записями литературных произведений.
7. Творческий уголок – для изобразительной деятельности и различных видов труда с выставкой лучших творческих работ.
8. Строительный уголок, где собраны различные конструкторы, коробки, вспомогательное оборудование.
9. Уголок авторских игр, пособий, изготовленных воспитателями из природного и бросового материала для развития мелкой моторики и сенсорного развития ребенка.
10. Уголок живой природы, где систематически проводятся наблюдения и уход за растениями и животными.
11. Уголок отдыха
12. Этнографический уголок, в котором представлены различные атрибуты для воспроизведения обрядов и праздников.
13. Спортивный уголок, с разнообразным оборудованием, спортивными и здоровьесберегающими нестандартными технологиями.
14. Уголок безопасности.
15. Уголок дежурных.
В ходе проверки было выявлено, что в старших группах осуществляется работа по созданию развивающей среды в соответствии с рекомендациями Программы воспитания и образования детей от двух до семи.
Эта работа способствует успешному приобретению навыков практической жизни ребенком, обогащению индивидуального опыта, развития умственных, коммуникативных, организаторских, конструктивных способностей.
  При организации развивающей среды воспитатели соблюдают правила предупреждения травматизма и охраны жизни детей. Во всех группах качественно оборудованы уголки дорожного движения, противопожарной безопасности.
Игровые центры оборудованы в старших группах № 2, 4, 8 по методике и современным требованиям. В группах есть наборы различных видов игрушек, созданы условия для возникновения сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Дочки-матери», несложные декорации, элементы одежды или костюмов для игр-драматизаций, инсценировок, много настольных, дидактических игр. В этих группах есть игры для развития мелкой моторики пальцев рук, пластмассовые крышки, пробки, шнурки, ленты, резинки. Заслуживает внимания работа с будущими школьниками в старшей группе № 4 (Тушева О. З., Миськив О. И.). Созданы условия для развертывания игры в школу: в уголке есть даже школьная детская форма, доска, тетради, ручки, учебники. Дети с удовольствием превращаются в учеников и учителей.
В каждой группе есть уголок для театрализованной деятельности, в котором находится ширма, различные виды театра: теневой, плоскостной, пальчиковый.
В каждой группе созданы условия для развития интеллектуальной деятельности детей, логического мышления и развития познавательных процессов. Дети любят собирать пазлы, играть в «Домино», «Лото» в мозаику, дидактические игры. В группе № 4, 8 развивающие игры подобраны с учетом специфики групп компенсирующего типа с речевыми нарушениями: это разнообразные, многофункциональные игры коррекционной направленности на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления и координации движений. Много развивающих игр есть в старшей группе № 2.
 Уголок книги в наличии в каждой группе, его содержание и расположение соответствует возрасту детей.
Проверка выявила, что уголки уединения в группах оборудованы в виде мягкой мебели, одной-двух мягких игрушек, тканевых домиков, домов-палаток.
Во всех группах созданы уголки для художественно-эстетического развития детей. Методически грамотно, с учетом возрастных особенностей детей оборудованы уголки в группах № 2, 4, 8. В уголках находятся материалы для ручного труда, развития зрительного восприятия, мелкой моторики и творческого воображения детей (лекала, трафареты, шаблон, раскраски, листы разного размера, цвета и формы и т.п.).
    Строительные уголки располагаются во всех группах, собраны деревянные и пластмассовые конструкторы, кубики. Хранение и использование строительного материала на соответствующем уровне во всех группах, но его мало.
     Проверяя организацию работы воспитателей по оснащению уголков природы, можно сделать вывод, что воспитатели всех групп создают условия для развития познавательных, эстетических, эмоционально-ценностных качеств, воспитания трудовых навыков и действий своих воспитанников. Комнатные растения в уголках природы ухоженные и чистые, на каждом горшочке наклеено название комнатного растения, есть необходимый инвентарь для трудовой деятельности. В группах есть календарь природы, в котором находятся иллюстрации к времени года, речевой материал: приметы, пословицы, загадки, стихи о природе, природный материал для поделок для развития эстетического вкуса детей и творческих способностей, есть календарь погоды, в котором дети отмечают состояние погоды каждый день, что способствует развитию познавательного интереса к природе. В средней группе № 1 целесообразно используется экологическая тропа, которая соответствует данному времени года.
Народоведческие уголки имеют эстетичный вид. В группе № 4 создан мини-музей, в котором собраны народные предметы быта: разрисована печь, детская колыбель, стол накрыт скатертью, на столе блюда из папье-маше. В группе № 2 в уголке находится керамическая посуда, музыкальные народные инструменты, в группе № 8 оформлен альбом «Мой город родной», но во всех группах мало атрибутов народного прикладного искусства.
Спортивные уголки оборудованы во всех проверяемых группах: в наличии есть как традиционное: кегли, обручи, мячи, мешочки для метания, так и нетрадиционное спортивное оборудование: коврики из природного материала и пластмассовых крышечек, дорожки для профилактики плоскостопия и др.
Уголки безопасности жизнедеятельности во всех группах оснащены на достаточном уровне.
Уголки дежурных у каждой группе, соответствуют эстетическим, методическим нормам. Заслуживает внимания работа по развитию эмоциональной сферы ребенка в старшей группе № 4, оформлен уголок «Ждем тебя».
 
РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Продолжать работу по созданию современной развивающей среды в соответствии с требованиями программы и методики.
Срок: в течение года.
2. Продолжать работу по оснащению уголка изделиями народно-прикладного искусства.
Срок: до 10.02.15р.
3. Принять к вниманию опыт работы воспитателя старшей группы компенсирующего типа № 4 Тушевой О. З , касающийся эмоционального развития ребенка.
Срок: постоянно
         

Зам. дир. по ДВ Л. Ф. Белозерова
Воспитатель-методист Н. Н. Дерека
Практический психолог Д. В. Повшедна