Разработка по теме: логическое мышление на уроках информатики
Департамент образования Владимирской области
ОГОУ СПО «Вязниковский механико-технологический техникум»
Методическая разработка
Развитие логического мышления
на уроках информатики
Автор: Буханова Н.А.
2010 г.
Пояснительная записка
Логическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения необходимо всесторонне развивать мышление студентов (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их логически мыслить.
Логика необходима там, где имеется потребность систематизировать и классифицировать различные понятия, дать им четкое определение.
Организация материала в виде схем способствует его лучшему усвоению, воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск.
Педагогическая практика показывает, что такое представление учебного материала способствует осмысленному структурированию студентами воспринимаемой информации и на этой основе – более глубокому пониманию логических закономерностей и связей между основными понятиями изучаемой темы. Структурирование информации должно использоваться как при объяснении учебного материала (краткие конспекты лекций), так и для более эффективной организации практической работы на компьютере (тексты лабораторных работ), для активизации самостоятельной работы учащихся.
В методической разработке описано понятие логики, мышления, виды и закономерности мышления. Отражением результата является пример урока по теме «Программирование циклических алгоритмов». В разработку урока включены цели: обучающая, развивающая, воспитательная, основные знания и умения студентов при изучении данной темы, основные понятия, технические средства, использующиеся на уроке, а также ход урока запланированный преподавателем. Ход урока, включает в себя: организационный момент, проверка домашнего задания в виде фронтального опроса и на решение задач студентов, объяснение нового материала, закрепление знаний на решение задачи на данную тему и задание на дом по вариантам. Также в конце разработки имеется перечень литературы.
Содержание
13 LINK \l "_Toc225174839" 14Введение154
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14Логика6
13 LINK \l "_Toc225174840" 14Мышление15.9
13 LINK \l "_Toc225174841" 14Основные закономерности развития мышления159
13 LINK \l "_Toc225174842" 14Виды мышления15..10
13 LINK \l "_Toc225174843" 14Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития15..11
13 LINK \l "_Toc225174844" 14Развитие логического мышления при изучении 15 темы "Циклы"13
13 LINK \l "_Toc225174847" 14Заключение15...17
Урок по теме "Программирование циклических алгоритмов"18
13 LINK \l "_Toc225174848" 14Список используемых источников15.26
15Введение
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими.
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Поэтому для подготовки студентов к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Новое содержание обучения требует от преподавателя разработки новой методики, которая обеспечивала бы не только сообщение студентам все возрастающего объема знаний, но еще и более быстрые темпы восприятия, переработки и усвоения научной информации, выработку умения самостоятельно пополнять и приобретать новые знания, критически осмысливать их.
Информатика – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, которые определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека.
Изучение курса информатики предполагает выработку у студентов логического мышления и решению задачи с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией.
Итак, развитие логического мышления студентов – одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения.
Целью данной работы является исследование существующих приемов мыслительной деятельности студентов на уроках информатики.
Обучение информатике призвано помогать развитию познавательных способностей студента, его интеллекта, культуры, логического мышления и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование свободной личности. В ходе преподавания информатике нужно вырабатывать понятийное мышление, формировать базовые интеллектуальные качества, такие, как, уровень общей культуры, кругозор, эрудиция, любознательность, критичность, дисциплинированность, самоконтроль. Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого студент должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности, привычку не сдаваться перед трудной задачей, а упорно искать пути ее решения. Действительное развитие логического мышления возможно лишь при направленной напряженной мыслительной деятельности. Для этого нужно включать элементы занимательности, игровые моменты, применять разнообразные методы и приемы занятий, подбирать задачи с интересным содержанием.
Логика
Логика - наука, изучающая методы доказательств и опровержений, т.е. методы установления истинности или ложности высказываний. Он рассмотрел какие законы, приемы, формы присущи человеческому мышлению. Отсюда и название науки - формальная логика. Она оперирует такими логическими категориями, как понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика пытается найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, какова структура мышления, изучает логические операции и правила мышления.
Логика наука о законах мышления, и знание ее законов, умение применить их на практике служит успешному изучению законов естественно-научных дисциплин.
Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Кроме того, решение логических задач способно развивать логическое мышление.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.
При сознательном усвоении знаний студенты пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает студентам успешнее усваивать новые знания.
Задания творческого и проблемно-поискового характера предполагают высокий уровень творческой самостоятельности учащихся. В процессе выполнения таких работ студенты открывают для себя новые стороны изучаемого материала и наиболее полно раскрывают свои способности по информатике.
Основной формой деятельности студента в обучении можно считать умственную. Умственная деятельность ученика на уроке должна занимать основное время. Для этого нужно организовать наполнение урока творческими заданиями, ориентированными на развитие логического мышления. Подбор заданий нужно ориентировать на то, чтобы при реализации решения каждый студент смог реализовать свои возможности с учетом его уровня знаний и возможностей.
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Хорошо развитое логическое мышление позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе.
Но процесс развития логического мышления предполагает необходимый уровень развития логических приёмов мышления в познавательной деятельности учащихся для активного добывания знаний, умения применять их в творческом преобразовании действительности.
Умение находить способы решения логических задач является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.
Не имея готовых средств решения, учащиеся вырабатывают предварительные схемы анализа проблемы, используют различного рода гипотезы и допущения, рефлексивно осмысливают возникающие идеи.
Можно отметить, что в задачах логического характера присутствует дух нестандартности. Такого рода задачи часто встречаются среди олимпиадных задач.
Именно поэтому формирование и развитие логики осуществляется в процессе решения логических задач. При этом можно выделить следующие способы обучения решению логических задач на уроках информатики:
Для разработки методики обучения решению логических задач, способствующей формированию логического мышления учащихся, необходимо определить критерии ее эффективности.
Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании методической системы обучения студентов решению логических задач курсе информатики.
По моему мнению именно эти разделы целесообразно более подробно рассматривать. Например, раздел «Алгоритмизация и программирование» развивает алгоритмическое, операциональное мышление человека. Умение разбить задачу на подзадачи, умение воспользоваться готовым алгоритмом более простой задачи при решении сложной - это общеучебные умения и навыки, которые формируются у каждого выпускника на уроках информатики.
Мышление
Основные закономерности развития мышления
Развивающее обучение в широком смысле слова означает совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности, способствующих ее самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления: только самостоятельно осмысляя учебную или жизненную задачу, школьник вырабатывает свой собственный способ умственной деятельности, находит индивидуальный стиль работы, закрепляет навыки пользование мыслительными операциями.
В ряде педагогических исследований последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным действиям, приемам познавательного поиска.
В задачу мышления входит правильное определение причин и следствий, которые могут выполнять функции друг друга в зависимости от условий и времени.
К приемам мыслительной деятельности относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Основными являются анализ и синтез. Остальные же – производные от первых двух. Какие из этих логических операций применит человек, будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности. Результатом этого процесса может быть понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Усвоение понятий и развитие психики учащихся в обучении – классическая проблема педагогической психологии. Подлинное усвоение понятий, т.е. свободное и творческое оперирование ими, достигается управлением умственной деятельностью учащихся.
Виды мышления
Система приемов и способов умственной деятельности помогает студентам обнаружить, выделить, объединить существенные признаки изучаемых предметов и явлений.
В психологии рассматривают следующие виды мышления (табл.1).
Таблица 1
Организация
мыслительной деятельности
Виды мышления
По форме
наглядно-образное (конкретно - образное)
наглядно - действенное (конкретно-действенное)
абстрактное (словесно-логическое)
По характеру решаемых задач
теоретическое
практическое.
По степени развернутости
аналитическое (логическое)
интуитивное
По степени новизны и оригинальности
репродуктивное (воспроизводящее)
продуктивное (творческое)
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление - это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Не смотря на многообразие конкретных мыслительных задач, любую из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к ее разрешению. В конкретных случаях отдельные этапы мыслительного действия могут отсутствовать или перекрывать один другой, но в основном эта структура сохраняется.
Психология установила, что простое сообщение знаний, простая передача приемов и способов умственных действий путем показа образца и тренировки не развивает мышления.
Под развитием мышления студентов в процессе обучения понимается формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
Таким образом, развитие мышления включает в себя:
Развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.
Формирование и совершенствование мыслительных операций.
Развитие умений:
Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умения делать выводы.
Совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеурочной познавательной деятельности учащихся.
Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Особенно велико значение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.), лежащих в основе любого из них. Формируя и совершенствуя их у учащихся, мы тем самым способствуем развитию мышления вообще и теоретического мышления в частности.
В настоящее в
·ремя уделяется особое внимание развитию мышления старшеклассников.
Во-первых, потому, что к этому возрасту у ребенка:
вырабатывается активная жизненная позиция;
отношение к выбору будущей профессии становится более сознательным;
резко возрастает потребность в самоконтроле и самооценке;
самооценка и самосознание становится более выраженными;
мышление делается более абстрактным, глубоким и разносторонним;
возникает потребность в интеллектуальной деятельности.
Во-вторых, в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов обладают такими качествами, которые позволяют целенаправленно развивать у них мышление. К ним можно отнести высокий уровень обобщения и абстракции, стремление к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения.
В-третьих, самосознание старшеклассников переходит на более высокий уровень, что выражается в углублении самоконтроля, самооценки, стремлении к самостоятельности и совершенствованию и в конечном итоге способствует формированию навыков самообразования и самовоспитания.
Развитие алгоритмического мышления
в процессе изучения темы «Циклы»
Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у студентов основ алгоритмического мышления.
Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.
Каждый человек постоянно выполняет алгоритмы. Обычно нет необходимости думать о том, какие действия и в каком порядке при этом совершаются. Если же алгоритм требуется объяснить человеку, ранее с ним незнакомому (или, скажем, ЭВМ), то алгоритм необходимо представить в виде четкой последовательности простейших действий.
Любой формальный исполнитель (в том числе и ЭВМ) рассчитан на выполнение ограниченного набора действий (операций). При работе с ним учащиеся сталкиваются с необходимостью построения алгоритмов с использованием фиксированного набора операций (системы команд).
Под алгоритмической культурой студентов понимается совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма и средствами его записи.
Таким образом, понятие алгоритма является первым этапом формирования у студентов представлений об автоматической обработке информации на ЭВМ.
Алгоритмы используются при решении не только вычислительных задач, но и для решения большинства практических задач.
При построении алгоритмов студенты учатся анализировать, сравнивать, описывать планы действий, делать выводы; у них вырабатываются навыки излагать свои мысли в строгой логической последовательности.
Подбирая задания при изучении основных алгоритмических конструкций необходимо учитывать следующие аспекты:
Какие мыслительные операции будут «работать» при ее решении;
Будет ли сама постановка задачи способствовать активизации мышления студентов;
Какие критерии развития мышления можно применить в ходе решения этой задачи.
Чтобы при разборе задачи направить обсуждение в нужное русло, рекомендуется использовать побуждающие вопросы. Эти вопросы носят открытый характер, т.е. не предполагают какого-либо единственного «правильного» ответа. Учащиеся ведут активный и свободный интеллектуальный поиск, сообразно со своими личными мыслительными способностями.
Например, можно использовать следующий блок побуждающих вопросов с последующей фиксацией мыслительных операций, которыми будут пользоваться учащиеся при решении задачи «Дан одномерный массив А, размерность которого равна 10. Определить число элементов в массиве, значение которых кратно 5.»
Вопрос
Мыслительные операции, которыми будут пользоваться учащиеся
Прочитайте задачу. Из скольких этапов, по-вашему, будет состоять ее решение?
(3 этапа – ввод, вывод массива и определение кратности)
1. Анализ задачи (выделение исходных данных, результата), синтез (выделение этапов).
В чем суть математического понятия «кратность»?
(Деление без остатка на заданное число; частное - целое число)
2. Анализ - синтез - конкретизация – обобщение - суждение (ученик должен из множества имеющейся информации выделить нужную - понятие «кратность», вспомнить ее суть, обобщить, сделать вывод).
На основании каких математических законов, правил мы делаем вывод о кратности чисел?
(признаки делимости, таблица умножения).
3. синтез - обобщение – суждение (повторение признаков делимости)
Структурной элементарной единицей алгоритма является простая команда, обозначающая один элементарный шаг переработки или отображения информации. Простая команда на языке схем изображается в виде функционального блока, который имеет один вход и один выход. Из простых команд и проверки условий образуются составные команды, имеющие более сложную структуру и тоже один вход и один выход. В соответствии с принципом минимальной достаточности методических средств, допускаются всего три базовые конструкции следование, ветвление (в полной и сокращенной формах), повторение (с постусловием и предусловием). С помощью соединения только этих элементарных конструкций (последовательно или вложением) можно «собрать» алгоритм любой степени сложности.
При разработке алгоритмов необходимо использовать только базовые конструкции и стандартным образом их изображать, что позволит облегчить понимание структуры алгоритма, отвлечься от несущественных деталей и сконцентрировать внимание учащихся на нахождении способа решения задачи.
Использование блок-схемы позволяет высветить сущность выполняемого процесса, дать определение командам ветвления и повторения, которое будет понято учащимися, запомнено и применено в их учебной деятельности.
В ряде учебников первой изучаемой конструкцией после команды следования является цикл, поскольку это дает возможность сократить запись алгоритма. Как правило, это конструкция «повторить n раз». Такой подход приводит к трудностям в освоении циклов как структуры организации действий, качественно отличающейся от линейной.
Во-первых, другие разновидности цикла с предусловием и с постусловием (цикл «пока», цикл с параметром, цикл «до») воспринимаются как изолированные друг от друга и главный признак повторяемость действий не выступает в качестве системообразующего.
Во-вторых, без внимания остаются опорные умения, которые необходимы при разработке циклов: правильное выделение условия продолжения или окончания цикла, правильное выделение тела цикла. Проверка условия в цикле «повторить n раз» практически не видна, и циклический алгоритм часто продолжает восприниматься учащимися как линейный, только иначе оформленный, что порождает неверный стереотип у учащихся в восприятии циклов вообще.
Изучение команды повторения следует начинать с введения цикла с постусловием, поскольку в этом случае учащемуся дается возможность вначале продумать команды, входящие в цикл, и только после этого сформулировать условие (вопрос) повторения этих команд. Если же сразу вводить цикл с предусловием, то учащимся придется выполнять оба эти действия одновременно, что снизит эффективность проведения занятий. В то же время цикл с постусловием рассматривается в качестве подготовки восприятия учащимися цикла с предусловием, обеспечивает перенос знаний на другой вид команды повторения, дает возможность работать по аналогии. Следует обратить внимание учащихся на то, что данные виды цикла отличаются по месту проверки условия, по условию возврата к повторению выполнения тела цикла. Если в команде повторения с постусловием тело цикла выполняется хотя бы один раз, то в команде повторения с предусловием оно может ни разу не выполняться.
Среди определений понятия «команда повторения» в учебной литературе встречается такое: цикл это команды алгоритма, которые позволяют несколько раз повторить одну и ту же группу команд. В данной формулировке не сказано, почему имеется возможность повторения и сколько раз можно повторять, почему повторяется обязательно группа команд. Опираясь на структурную схему команды повторения, можно предложить следующее определение.
Повторение - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от соблюдения условия может повторяться выполнение действия.
Заключение
Для решения данной проблемы необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.
Необходимо:
развивать умение проведения анализа действенности для построения информационно-логической модели;
научить использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов (с целью развития алгоритмического мышления);
вырабатывать умение устанавливать логическую (причинно-следственную) связь между отдельными понятиями;
совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся.
В старших группах для учащихся усиливается важность самого процесса учения, его цели, задачи, содержания и методы. Этот аспект оказывает влияние на отношение ученика не только к учебе, но и к самому себе, к своему мышлению, к своим переживаниям.
Изучение алгоритмического языка одна из важнейших задач курса информатики. Алгоритмический язык выполняет две основные функции. Во-первых, его применение позволяет стандартизировать, придать единую форму всем рассматриваемым в курсе алгоритмам, что важно для формирования алгоритмической культуры школьников. Во-вторых, изучение алгоритмического языка является пропедевтикой изучения языка программирования. Методическая ценность алгоритмического языка объясняется еще и тем, что в условиях, когда многие студенты не будут располагать ЭВМ, алгоритмический язык является наиболее подходящим языком, ориентированным для исполнения их человеком.
Тема Программирование циклических алгоритмов
Цель урока: научить студентов работать с циклическими программами, различать их и пользоваться операторами циклов при решении задач, воспитать интерес к изучению и решению задач с операторами цикла.
Студент должен
знать:
-основные операторы циклов
уметь:
-применять операторы цикла в программах циклической структуры
Основные понятия: параметр цикла, метка, тело цикла
ТСО: мультимедийный проктор, слайды, компьютер
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка д/задания:
а) по вопросам:
Что такое программирование
Что такое алгоритм
Назовите основные базовые алгоритмические конструкции
Как строятся линейные алгоритмы
Какие операторы используются при построении линейных программ
Как строятся алгоритмы с ветвлением
Какие операторы используются при построении программ с ветвлением
б) по карточкам задачи на линейные программы и с ветвлением
3. Объяснение нового материала:
а) цикл с параметром
б) цикл с предусловием
в) решение задач с использованием операторов цикла
Рассмотрим строение цикла. Циклу предшествует этап подготовки цикла – создаются начальные значения переменных, которые входят в цикл. Цикл состоит из 3 этапов:
Проверка условия – проверяется условие, которое обеспечивает выход из цикла после
Выполнение серии команд – выполняется серия команд
Изменение значения параметра – изменяется значение переменной, входящей в условие. Эта переменная называется параметром цикла
а) Цикл с параметром предназначен для организаций повторений, если их количество известно заранее. Для организации циклов предусмотрены специальные операторы: FOR и NEXT.
FOR S=A1 то A2 STEP A3
13EMBED Equation.31415серия команд (тело цикла)
NEXT S
FOR-для
ТО-до
STEP-шаг
S-переменная (параметры цикла)
А1 и А2-начальное и конечное значение переменной
А3-шаг изменения переменной
NEXT-следующий
Команда FOR-TO-STEP формирование заголовка типа
NEXT-фиксирует конец цикла и изменяет значение параметра S на величину А3
Тело цикла – это серия команд, находящихся между командами FOR и NEXT
Действие команды. Параметру цикла присваивается значение выражения А1. Если это значение меньше или равно значения А2, то выполняется серия команд. После этого значение параметра увеличивается на А3 и снова сравнивается со значением выражения А2. Когда значение параметра станет больше значения выражения А2, то выполняется следующая после NEXT команда.
В зависимости от реализации языка цикл ”для” может функционировать в режиме с предусловием или после условия.
Пример: Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Сколько амеб будет через 3,6,9,12 часов.
Блок-схема
Программа
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
CLS
S=1
FOR T=3 TO 12 STEP 3
S=S*2
PRINT S
NEXT T
END
Пример: вычислить выражение 13EMBED Equation.31415А=13EMBED Equation.31415
B изменяется от 2 до 14 с шагом 2
INPUT “C,D,E”, C,D,E
IF 12*A^2-16+E=0 THEN GOTO 90
FOR B=2TO 14 STEP 2
A=36-(SQR(B))^3+log(C)/2+D^2-16+E
PRINT E
NEXT B
80 END
90 PRINT “решения нет”
GOTO 80
б) Команда цикла WHILE:
Рассмотрим команду WHILE предназначенную для реализации циклов с неизвестным количеством повторений. В языке Бейсик этот цикл записывают так:
Действие команды. Серия команд выполняются в цикле пока значение логического выражения будет истинным. Истинное логическое выражение описывает условие продолжения цикла.
Пример: Выведем на экран таблицу квадратов чисел от 10 до 25 с помощью команды WHILE:
Блок-схема
Программа
CLS
I = 10
WHILE I <= 25
PRINT I, I^2
I=I +1
WEND
Как и в случае команды FOR команда WHILE даёт возможность записывать программы без использования команд перехода, что является признаком хорошего стиля программирования. В отличие от цикла «Для» WHILE более универсальный: его можно использовать и тогда, когда количество повторений в цикле заранее неизвестно. Но для WHILE нужно организовывать значения параметра в теле цикла, тогда как в цикле «для» это выполняется автоматически.
Пример: Рассмотрим программу вычисления произведения чисел с использованием команды WHILE.
CLS
N =1: P =1
WHILE N<=8
P =P*N
N =N+1
WEND
PRINT “P =”; P
END
Подведение итогов занятия
Мы пошли в магазин. Взяли 100 рублей. Нам нужно потратить все деньги. Составить блок схему и программу, которая предупреждала нас о том, что деньги закончились. (Приложение 1)
Задание на дом: конспект лекции, задачи
Составить программу для вычисления произведения чисел от 1 до 8 с использованием команды цикла «для»
Составить программу вычисления произведения чисел от1 до 8 с использованием команды цикла WHILE
Вычислить значение функции F(x) =sinx на отрезке [a, b] с шагом h. (a,b,h – вводятся с клавиатуры) Приложение 2)
Анализ урока:
Тему «Программирование циклических алгоритмов» мы продолжим изучать на практических занятиях, на которых прорешаем задачи с использованием данного материала. Хотелось бы отметить, что на практике циклические программы используются очень часто, особенно используются циклы при работе с массивами, которые мы начнем изучать на следующем занятии, а также при программировании математических задач.
Приложение 1
Блок-схема
Программа
CLS
S=100
WHILE S >0
INPUT «ввести затраты», Y
S=S-Y
WEND
Приложение 2
Блок-схема
Программа
1.
CLS
P=1
FOR M=1 то 8 STEP 2
P=P*M
NEXT M
PAINT P
END
2.
CLS
N=1: P=1
WHILE N< = 8
P=P*N
N=N+1
WEND
PRINT P
3.
CLS
INPUT a, b, h
FOR x=a TO b STEP h
Y=SIN(X)
PRINT x, y
NEXT x
END
Список литературы:
Заг А.В. Как определить уровень мышления школьников.
Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования систем знаний старшеклассников. М., 1978.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.
Левченко И. В., канд. пед. наук. Московский городской педагогический университет // Информатика и образование №5’2003 с.44-49
Леденев В.С., Никандров Н.Д., Лазутова М.Н. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998.
Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Применение логических схем понятий в курсе информатики.
Павлова Н.Н. Логические задачи. Информатика и образование №1, 1999.
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Просвещение, 1973.
Понамарева Е.А. Основные закономерности развития мышления. Информатика и образование №8, 1999.
Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у школьников. М.: Просвещение, 1989.
Самовольникова Л.Е. Программно-методические материалы: Информатика. 1-11 класс.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е издание. М., 1999.
Суворова Н.И. От игр и задач к моделированию. Информатика и образование №6, 1998.
Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у школьников. М.: Просвещение, 1989.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е издание. М., 1999.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е издание. М., 1999.
И. В. Левченко, канд. пед. наук. МГПУ // Информатика и образование №5’2003 с.44-49
13PAGE 15
13PAGE 142515
Язык формирует наш способ мышления и определяет то, о чем мы можем мыслить.
Б.Л. Ворф
WHILE <условие>
13EMBED Equation.31415серия команд
WEND