Исследовательская работа Конвенция о правах ребёнка через призму сказок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Исследовательская работа
«Конвенция о правах ребёнка через призму сказок»
Выполнил учащийся 6 класса
Чурбанов Кирилл
Руководитель
Габбасова Д.Х.
Кумертау 2016
Содержание
Введение.
Основная часть.
История создания основного закона о правах ребёнка и перечень
статей.
Сказки – учебник жизни.
Права и обязанности в сказках.
Заключение.
Список литературы
Приложение
Человечество обязано давать
ребенку лучшее, что оно имеет.
Декларация прав ребенка
Введение
Дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Проблема нарушения прав ребенка становится все более актуальной в последние годы. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка?
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. Интересно, а как в сказках можно проследить нарушение прав?
Цель: Изучение основных прав ребёнка через призму знаменитых сказок.
Задачи:
Изучить теоретический материал по теме работы;
Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;
Дать представление об основных правах человека через призму знаменитых сказок;
Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Объект: Нарушение прав ребёнка.
Предмет: Конвенция ООН «О правах ребенка», сказки.
Сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих.
В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной и методической литературы по теме исследования следовательский.
Основная часть.
История создания основного закона о правах ребёнка и перечень статей.
В человеческом обществе всегда существовали законы (писаные и неписаные), по которым люди жили, общались, трудились. В каждом законе определялись основные права и обязанности людей. Однако, не все люди соблюдали законы. Нежелание жить по воле государства порождало распри и войны.
Человечество всегда мечтало покончить с войнами, которые несут людям смерть и разрушения. Вот почему еще в годы 2-ой мировой войны СССР, США, Великобритания и Китай выразили намерение создать международную организацию для предотвращения таких ужасных событий в будущем, для поддержания мира и безопасности, укрепления мирного сотрудничества между государствами. Она была создана 24 октября 1945 года. На основе добровольного соглашения суверенных государств был подписан Устав Организации Объединенных Наций (ООН).
Приоритетное значение в деятельности ООН имеет работа по реализации и защите прав и свобод человека. 20 ноября 1948 года Генеральная ассамблея ООН приняла документ международного значения - Всеобщую Декларацию прав человека. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка):
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста;
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие;
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности;
Статья 9. Право на общение с обоими родителями;
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы;
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения;
Статья 14. Право исповедовать любую религию;
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний;
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию;
Статья 17. Право на доступ к информации;
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия;
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство;
Статья 27. Право на достойный уровень жизни;
Статья 28. Право на образование;
Статья 31. Право на отдых и досуг;
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы;
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения;
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях;
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Сказки – учебник жизни.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! В детстве все мы верили в сказки, переживали приключения героев как свои собственные, жмурились от страха в самые опасные моменты и радовались счастливым чудесам. А главное - мы всегда знали, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.
Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.
Изначально собирать сказки начали немецкие сказочники братья Гримм. Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.
С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.
Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»). Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.
В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.
В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи. Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.
Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.
Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.
Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.
В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.
Я прочитал много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
Права и обязанности в сказках.
Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.
Сказки
Соблюдение прав
Нарушение прав
Гуси-лебеди
Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление
Морозко
Право на труд
Право на справедливое вознаграждение за труд
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений
Статья 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство
Статья 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом
Иванушка и сестрица Аленушка
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Приключения Буратино
право на учёбу, развитие
ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
право на свободу и свободный труд за вознаграждение,
Право на бесплатное образование.
защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Колобок
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. Посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Волк и семеро козлят
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 12 Неприкосновенность жилища.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Маша и медведь
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 37. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.
Маугли
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23 Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Золушка
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня
право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Красная шапочка
Право на семью
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
нарушено право на неприкосновенность жилища
право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
На безопасность
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Белоснежка и семь гномов
Право на свободу мирных собраний
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Айболит
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
По щучьему велению, по моему хотенью
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии
Три поросенка
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.
право на неприкосновенность жилища
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Серая шейка
право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Дюймовочка
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Сказка о рыбаке и рыбке
Статья 17. Право на доступ к информации.
право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
право свободного передвижения и выбора местожительства
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень изни.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Ледяная избушка
Право на защиту
право на неприкосновенность жилища
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Лягушка-путешественница
право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
право на личную неприкосновенность, жизнь
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Кот в сапогах
право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Бременские музыканты
право на свободу мирных собраний, свободу передвижения
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
3. Права и обязанности в сказках.
Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.
Статья
Сказка
Статья 6 Конвенции Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
«Колобок»,
«Волк и семеро козлят»,
«Зимовье зверей»,
«Три поросенка»;
К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;
Братья Гримм «Бременские музыканты»;
Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Р. Киплинг «Маугли»
Статья 7 Конвенции Право на имя
X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
Ш. Перро «Золушка».
Статья 11Конвенции Право на защиту от насильственного перемещения
«Гуси-лебеди»,
«Волк и семеро козлят»,
«Жихарка»;
С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;
X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
Братья Гримм «Снежная королева».
Статьи 12,13,14
Конвенции
Право на свободное выражение мысли
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
Дж. Родари «Чиполлино»;
Р. Киплинг «Маугли»
X. К. Андерсен «Новое платье короля».
Статьи 12, 16
Конвенции
Право на защиту ребенком своих прав и интересов
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Статья 16 Конвенции Право на жилище
«Теремок»,
«Рукавичка»,
«Зимовье зверей»,
«Заюшкина избушка»,
«Коза-дереза»,
«Заяц, лиса и петух»,
«Заячьи слезы»,
«Три медведя»;
С. Я. Маршак «Кошкин дом»,
«Терем-Теремок»;
Английская народная сказка «Три поросенка»;
Дж. Родари «Чиполлино»;
Братья Гримм «Бременские музыканты»;
Р. Киплинг «Маугли»
X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
Статья 18 Конвенции Ответственность семьи за ребенка
С. В. Михалков «Праздник непослушания»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Статья 19 Конвенции Право на защиту чести и достоинства
«Заюшкина избушка»,
«Коза-дереза»,
«Заяц, лиса и петух»,
«Заячьи слезы»;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
К. И. Чуковский «Тараканище»;
X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
Статья 19 Конвенции Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия
Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
Английская народная сказка «Три поросенка»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;
Д. Р. Киплинг «Слоненок»;
X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Статья 23 Конвенции Права детей-инвалидов
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Статья 24 Конвенции Право на охрану и укрепление здоровья
Статья 10 Закон РФ «О правах ребенка» Обеспечение прав детей на охрану здоровья
Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;
Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста.
Статья 27 Конвенции Право на достойный уровень жизни
Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
Б. С. Житков «Храбрый утенок»;
Дж. Родари «Чиполлино»;
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;
X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
Статья 28 Конвенции Право на образование
Статья 9. Закон РФ
«О правах ребенка»Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
Дж. Родари «Чиполлино»;
А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения
Буратино».
Статья 30 Конвенции Равноправие (недискриминация) детей
Дж. Родари «Чиполлино».
Статья 31 Конвенции Право на отдых
Ш. Перро «Золушка»;
Статья 32 Конвенции Право на труд (защита от эксплуатации)
«Крошечка-Хаврошечка»,
«Жихарка»;
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
Ш. Перро «Золушка».
Статья 38 Конвенции Запрещение участия детей в военных действиях
А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
Заключение
Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связанных с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
безнадзорные и бездомные дети;
дети-инвалиды;
дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую
они преодолеть самостоятельно не могут.
Им всем нужна помощь.
Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Список литературы:
А.С. Пушкин детям. – Москва: «Астрель», 2000г.
В гостях у сказки. Русские и зарубежные сказки. – Москва: «Росмэн», 2008г.
Любимая книга для чтения. – Москва: «Росмэн», 2009г.
Любимые русские сказки. – Москва: «Махагон», 2008г.
Сказки Г.Х. Андерсена. – Москва: ЗАО Комапания «Махагон», 2008г.
Маршак С. Двенадцать месяцев. Москва: «Росмэн», 2009г.
Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005.
Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.
«Фестиваль педагогических идей» / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
"Конвенция о правах ребенка"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основные тезисы учебно-исследовательского проекта на тему:
«Конвенция о правах ребенка через призму сказок».
Автор работы: Чурбанов Кирилл, ученик 6б класса МБОУ СОШ №3.
Научный руководитель: учитель истории Габбасова Диана Ханифовна.
Проблема: В 6 классе мы начали изучать новую для нас науку – обществознание. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам - детям XXI века. Но есть в этой новой для нас науке один общий момент – она учит нас жизни, знакомит нас с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И Диана Ханифовна часто проводит уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей исследовательской работе хотим показать, что можно изучать обществознание в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т.е. использовать как один из видов источника информации сказки.
Цель исследования: Изучение основных прав ребёнка через призму знаменитых сказок.
Задачи:
Изучить теоретический материал по теме работы;
Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;
Дать представление об основных правах человека через призму знаменитых сказок;
Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Объект исследования: Нарушение прав ребёнка.
Предмет исследования: Конвенция ООН «О правах ребенка», сказки.
В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной и методической литературы по теме исследования следовательский.
Результаты: в своей исследовательской работе мы изучили сказки как отечественного, так и иностранного производства. Сказки - хранилище позабытой народом информации о правовых событиях. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Этот факт говорит нам о том, что именно эти дети нуждаются в большей защите государства, поддержке общества. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. В современном обществе эти проблемы также не решены. И сегодня громко звучат судебные процессы, связанные с убийством детей в США, с физическим насилием детей, незаконным вывозом за границу и т.д. И часто дети просто не знают, что в их отношении нарушены права, не знают, что можно предпринять против обидчика, значит вопрос о правовом образовании школьников востребован и современен. Но в сказках все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
Выводы: Наше исследование подтверждает, что сказка может использоваться как материал для изучения прав человека, правда больше примеров нарушения прав. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. И нам, современным людям, также не надо забывать об этом. Сказки - это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Приложение
«Проверь себя» - тест на уровень правовой грамотности
Права ребенка, согласно
«Конвенции о правах ребёнка»
№
сказок
Русские народные сказки
Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)
Иван-царевич и серый волк
Пёрышко Финиста Ясна сокола
Царевна-лягушка
Кощей Бессмертный
Гуси-лебеди
Сивка-бурка
Терёшечка
Морозко
Хаврошечка
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Семь Симеонов
Лисичка-сестричка и серый волк
Теремок
Волк и семеро козлят
Колобок
Медведь и лиса
Маша и медведи
Никита Кожемяка
По щучьему велению
Царевна-несмеяна
Кот и лиса
Зимовье зверей
Заяц-хваста
Бобовое зёрнышко
Петушок-золотой гребешок и жерновцы
Репка
Маша и медведь
Три медведя
Машенька и медведь
Право на регистрацию с момента рождения; право на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)
Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, если он способен их сформулировать (ст. 12)
Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16)
Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37)
Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)
Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28)
Право на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества (ст. 23)
Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31)
Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (ст. 19, 33, 34)
Рисунок 2Рисунок 44Заголовок 1Заголовок 315