Реферат научно-практическая конференция Старт в науку Карьера менеджера в РОссии

Муниципальное казенное образовательное
учреждение Средняя общеобразовательная школа №18

ХIII Научно-практическая конференция
«Старт в науку»


Секция
«Экономика»





Тема «Карьера менеджера в России»







Выполнила:
Бурухина Светлана Александровна,
учащаяся 9 «Б» класса
Руководитель:
Киселева Елена Валентиновна,
учитель экономики I категории







г. Дзержинск
2014 год

Содержание

стр.
Содержание
Введение 3
1.Карьера менеджера в Российском бизнесе 5
1.1.Особенности системы управления в России 5
1.2. Малый бизнес в России 6
1.3. Моделирование карьеры менеджера 6
1.4.Причины неуспеха начинающего руководителя 9
2. Управление и карьера. Возможности и потенциал 10
2.1.Карьера индивидуального предпринимателя на примере
Сергеевой Юлии Борисовны 10
2.2. Анкетирование менеджеров 11
2.3. Тестирования девяти- и десятиклассников 11
2.4. Образ менеджера XXI века 12
Заключение 13
Список использованных источников 14
Приложение 1 15
Приложение 2 18
Приложение 3 21
Приложение 4 23
Приложение 5 24



















Введение

В современном экономическом словаре значение слова «менеджер» (от англ. manage управлять) специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм.
Основная функция менеджеров управление, включающее процесс организации, планирования, контроля и мотивации. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и уровни менеджеров.
Карьера представляет собой процесс профессионального, социального, экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Другими словами, карьера – это развитие человека и освоение им социального пространства.
Общепринято выделять менеджеров низового звена, менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена. Роль менеджеров низшего уровня заключается в создании функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и стратегий в кадрах, производстве, маркетинге, финансах. Менеджерами среднего звена являются руководители функциональных отделов, подразделений, направлений бизнеса, в обязанности которых входит организация продуктивной работы на своем участке и управление сотрудниками, находящимися в их ведомстве. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Тема работы «Карьера менеджера в России» показалась мне интересной и актуальной так как, целью современного менеджера становится достижение эффективного, устойчивого функционирования и развития бизнеса. Подготовка менеджеров XXI века - важный социальный заказ государства и частных организаций для системы образования России - требует нового подхода к поиску будущих лидеров среди молодого населения страны.
Целью моей работы является выявление особенностей системы управления и развития малого бизнеса в России, причины неуспеха начинающего руководителя, изучение ступеней развития российского менеджера, влияние характера, образования на его карьерный рост.
Задачи, которые я решаю в данной работе:
1. рассмотреть особенности управления в России;
2. рассмотреть модели карьеры менеджера;
3. разобрать причины неуспеха начинающего руководителя;
4. представить образ менеджера XXI века;
5. проанализировать карьерный рост индивидуального предпринимателя на примере;
6. проанализировать результаты анкетирования действующих менеджеров;
7. провести анкетирование среди обучающихся для выявления склонностей к руководству.
Метод исследования – анкетирование и наблюдение.


































1.Карьера менеджера в Российском бизнесе
1.1.Особенности системы управления в России

Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть преобразования. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Богатый зарубежный опыт менеджмента необходимо использовать в России при соответствующем учете особенностей страны.
В настоящее время по количеству вузов и обучающихся в них студентов Россия занимает одно из первых мест в мире. На 10 тыс. человек приходится более 620 студентов. Немало вузов, готовящих как раз менеджеров. Но, в то же время, Россия демонстрирует один из самых низких уровней предпринимательской активности. Лишь 2,67% населения в возрасте от 18 до 64 лет вовлечены в создание нового или являются владельцами бизнеса. Менее 9% опрошенных из них считают, что обладают необходимыми для начала нового бизнеса знаниями, квалификацией и опытом, в то время как в США таких людей 50%.
Между тем эксперты в течение нескольких последних лет указывают на перепроизводство экономистов и менеджеров. Они не могут устроиться на работу и пополняют число безработных в стране. Если учесть, что экономисты в вузах готовятся по специальности «Экономика и управление на предприятиях», которым присваивается квалификация «экономист-менеджер», то безработными в России становятся специалисты, по роду своей профессиональной деятельности призванные организовывать труд других людей и создавать новые рабочие места. В такой ситуации надо не сокращать выпуск менеджеров, а приблизить подготовку менеджеров в вузах к потребностям современной экономики России.
В настоящее время с социальной точки зрения роль предпринимателя предпочтительнее роли менеджера. Это необходимо учитывать при подготовке молодых специалистов. Для этого вузам необходимо часть своих студентов, которые готовятся не по прямым договорам с будущими работодателями, ориентировать на организацию собственного бизнеса. В своих планах вуз должен стремиться к тому, чтобы будущий менеджер-предприниматель уже в своих стенах мог бы выбрать сферу деятельности, изучить ее технологические особенности, сформулировать свою бизнес-позицию.
При наличии числа безработных частный бизнес в начале 90-х годов двадцатого столетия не задумывался о поиске дипломированных менеджеров. Менеджерами становились те, кто обладал предприимчивостью и не боялся рисков. Недостаток опыта работы в рыночных условиях побудил бизнес-сообщество приглашать на руководящую работу иностранных специалистов, осуществлять переподготовку и стажировку руководителей высшего и среднего звена в западных университетах и корпорациях.

1.2. Малый бизнес в России

С развитием экономики и достижением высокой производительности труда меняется структура потребления. После стабильного обеспечения товарами первой необходимости возникает опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров. Производство все в большей мере ориентируется не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы разных групп потребителей. Это ведет к резкому росту числа малых предприятий.
Для России развитие малого бизнеса имеет особое значение. От его уровня зависит формирование среднего класса и в значительной мере состояние общества, его психологического климата. Малый бизнес позволяет создать новые рабочие места.
Многие решения при осуществлении деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей часто приходится принимать в условиях неопределенности, когда следует выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов, конечный результат реализации которых сложно предсказать. Риски присущи любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный или отрицательный исход принимаемых индивидами решений.
Предпринимательский риск, в большей степени, связан с понятием неопределенности осуществления предпринимательской деятельности за определенный период времени (получения прибыли, доходов и др.). В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.

1.3. Моделирование карьеры менеджера

Анализ научных разработок и исследование служебной карьеры более 1000 руководителей показали, что всё многообразие вариантов создаётся за счёт сочетания четырёх основных моделей, а именно: «лестница», «трамплин», «перепутье» и «змея».
Модель карьеры «лестница» (см.рис.1) предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определённую должность, которую работник занимает фиксированное время. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта человек поднимается по служебной лестнице. Верхней ступени служебной карьеры работник достигает в период максимального потенциала. Психологически данная модель не очень удобна для первых руководителей из-за их нежелания уходить с «первых ролей». После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по лестнице с выполнением менее сложной работы. Однако вклад руководителя в качестве консультанта ценен для предприятия.


Директор предприятия










1а - Мастер, 2а - Начальник участка, 3а - Начальник цеха, 4а - Заместитель директора, 5 – Директор, 4б-Начальник службы, 3б – Начальник отдела, 2б – Специалист, 1б - Консультант

Рис.1

Карьера «трамплин» (см.рис.2) наиболее характерна для руководителей периода застоя в экономике, когда многие должности в центральных органах и на предприятиях занимали одни люди по 20-25 лет. Данная модель является типичной также для специалистов и служащих, которые ставят перед собой целей продвижения по службе.

Директор предприятия
Заместитель директора

Начальник цеха
Начальник участка
Мастер Пенсионер
Рис.2



Модель карьеры «перепутье» (см.рис.3) предполагает по истечении определённого срока работы прохождение руководителем аттестации, по результатам которой принимается решение о перемещении в должности. Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий.



Рис.3

Модель карьеры «змея» (см.рис.4) пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путём назначения с занятием каждой непродолжительное время. Преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления.
















Рис.4

1.4.Причины неуспеха начинающего руководителя

В нынешних условиях, когда кардинально меняется социально-экономическое пространство, расширяются права и свободы граждан, повышается их культурный уровень, постепенно утверждается новая модель образования, основанная на использовании способностей и внутренней мотивации человека к обучению.
Обучение менеджменту должно быть построено на основательном усвоении гуманитарных наук: философии, истории, психологии, экономики, социологии. Неуспех многих начинающих руководителей обусловлен не только отсутствием профессиональных управленческих умений. Причина более глубокая: у них отсутствуют экономическое мышление, навыки адаптации к быстро изменяющимся экономическим и социальным условиям. Все они формируются либо в процессе самостоятельного освоения на практике основ человеческой культуры (это продолжается долго - всю жизнь), либо в процессе специального обучения в вузе. Таким образом, вырабатывается умение правильно мыслить, адекватно воспринимать действительность, видеть в цепочках событий причинно-следственные связи и отношения, делать грамотные заключения, приходить к профессионально верным и социально ответственным решениям.
Результаты исследований показывают, что около 50% менеджеров терпят неудачу на руководящей должности. Одни менеджеры терпят неудачи, потому что у них не хватает каких-либо необходимых качеств для выполнения своей работы, другие сходят с дистанции из-за их избытка.
Большинство людей выбирают на основе их технических способностей, и если человек успешен на технической должности, его продвигают до руководящей. Около половины всех неудачливых менеджеров были прекрасными техническими специалистами, им доставляла удовольствие их работа. Но их повысили, и им пришлось делать нелюбимую работу, которая им не подходит и которая у них не получается. Если оказаться хорошим работником в качестве менеджера, то повышают до стратегической должности топ-менеджера, но не каждый, по-моему, кто хорош на руководящей работе, может удачно выполнять стратегическую.










2. Управление и карьера. Возможности и потенциал
2.1.Карьера индивидуального предпринимателя на примере
Сергеевой Юлии Борисовны

Менеджмент - это управление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями.
Моя знакомая, Сергеева Юлия Борисовна, занимается малым бизнесом - она является управляющей суши-бара, находящегося в г. Дзержинске. Предпринимательской деятельностью Юлия занимается уже 15 лет. Она окончила школу с серебряной медалью, затем получила высшее образование в филиале РАНХиГС по специальности управление персоналом (г. Нижний Новгород).
Работая над данной темой, я разговаривала с Юлией о её работе, карьере, личных качествах и узнала следующую информацию.
Карьера: секретарь, менеджер по работе с клиентами в загородном клубе, заместитель директора этого клуба, администратор суши-бара, директор суши-бара.
Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.
Юлия Борисовна по стилю руководства является демократичным руководителем. Это чувствуется при посещении суши-бара, руководителем которого является Юлия. Атмосфера, которая царит в помещении суши-бара, о многом говорит.
Демократичный лидер пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, способствует созданию атмосферы открытости и доверия, а когда подчиненным и понадобится помощь, они могли бы, не стесняясь, обратиться к руководителю.
Юлия Борисовна очень активный и позитивный человек. Целеустремленная, требовательна к себе и своим сотрудникам, строгая (в работе), но с подчиненными предпочитает не заводить дружбу, так как считает, что это может понизить эффективность работы компании.
Тип интеллекта – кристаллизованный (обладает большим словарным запасом, любит читать книги).
Я предложила Юлии Борисовне пройти тест 1 «На определение предпринимательских способностей» (Приложение 1). Ее результат - 53 балла, что говорит о достаточном потенциале данного человека, его возможностях в карьерном росте, предприимчивости и дальнозоркости как руководителя.
Тест 2 «На оценку способности к риску в коммерческой деятельности» (Приложение 2) показал, что у Юлии Сергеевой - 7 уровень риска (выше среднего). Это говорит о том, что она человек аккуратный, внимательный и не склонный к поспешным и непродуманным поступкам, обладает деловой хваткой.
Юлия Сергеева свою карьеру строит по принципу модели «трамплин», то есть, ставит перед собой цель продвижения по службе.

2.2. Анкетирование менеджеров

После беседы с Сергеевой Юлией Борисовной мне стало интересно, а как же влияет образование на будущую профессию, заработную плату, карьерный рост. Я решила провести анкетирование знакомых нашей семьи, шести человек, которые являются руководителями разных уровней (Приложение 3). По результатам этой анкеты можно определить, что:
для работы в сфере менеджмента необходимо быть трудолюбивым, целеустремленным, настойчивым и обладать высоким интеллектом;
получение высшего образования необязательно, но все же, если нет ярко выраженных качеств, описанных выше, то оно необходимо;
труд менеджера хорошо оплачивается, что повышает его жизненный уровень.


2.3. Тестирования девяти- и десятиклассников

Изучая литературу, я выяснила, что существует несколько способов проверки того, может ли человек стать успешным менеджером. Самый лучший способ – это тестирование. Это исследование может помочь менеджерам лучше узнать достойных кандидатов на ту или иную руководящую должность.
Я попросила своих одноклассников пройти тест 1 «На определение предпринимательских способностей». В опросе участвовали 24 девятиклассника. Способности к руководству есть у 80%, но ярко они выражены лишь у 8% (Приложение 4).
Еще один тест «На оценку способности к риску в коммерческой деятельности» (Приложение 5) я провела в 10 классе. В анкетировании приняли участие 27 человек. Многие из старшеклассников в будущем собираются получать экономическое образование, поэтому их очень заинтересовал этот тест. По его результатам большинство человек имеют - средний уровень риска в коммерческой деятельности. По результатам теста у большинства вас есть шанс овладеть профессией менеджера.
Проанализировав результаты тестирования, я пришла к некоторым выводам:
Способности к руководству есть у многих моих одноклассников, но их нужно развивать, чтобы добиться определённых результатов. Далеко не каждый человек сможет стать хорошим руководителем, так как у кого-то просто не хватает качеств, которыми должен обладать менеджер, а кто-то их не развивает.
Большинство боится рисковать, не имеет той «деловой хватки», которая присуща любому хорошему менеджеру

2.4. Образ менеджера XXI века

Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров универсального типа, изменением требований к персоналу предприятия и изменением кадровой политики.
Многие руководители осознали, что зарубежный опыт в чистом виде не годится для русского человека в переходный период российской экономики. Ощущается дефицит современных теорий управления организациями, построенных на теории менеджмента и российском опыте работы с кадрами.
Вместе с тем остаётся дефицит профессиональных знаний и умений в области менеджмента у значительного числа директоров предприятий в малом и среднем бизнесе. Для тех, кто пришёл в бизнес в начале XXI века и стремится овладеть современной технологией менеджмента, нужны практические знания, схемы решения конкретных ситуаций для российского предприятия и рекомендации по применению зарубежного опыта.
Изучая различные источники информации, я пришла к выводу, что менеджеры XXI века должны обладать такими качествами, как:
владение управлением персонала с ориентацией на человеческие отношения и преобладанием демократического стиля;
глубокие профессиональные знания всех направлений менеджмента ;
способность эффективно выполнять все конкретные функции управления в различных сферах и отраслях бизнеса;
формирование лидеров организации из числа одаренных и всесторонне развитых людей в звеньях «школа -вуз - организация»;
соблюдение законов государства, норм общественной морали и внутрифирменных правил и взаимоотношений сотрудников;
владение стратегическим менеджментом на основе анализа сильных и слабых сторон, оценки конкурентных преимуществ организации;
высокий уровень базового профессионального образования, соответствующего профилю бизнеса, и целенаправленное повышение квалификации.
Заключение

Человеку нравится учиться тому, что он быстрее и глубже усваивает, что у него лучше получается (а получается лучше то, к чему есть способности). Он будет двигаться в этом направлении до тех пор, пока не возникнет автоматическое умение - навык, реализация которого на деле приносит не только удовольствие, но и пользу - например, заработок. Поэтому при наличии способностей умение достаточно быстро перерастает в мастерство (профессионализм). Профессионал очень чутко реагирует на конкуренцию, что побуждает его постоянно повышать свое мастерство, а значит, осваивать новые знания, вырабатывать новые умения. Стиль многих руководителей ориентирование одновременно и на работу, и на человека.
Руководитель должен сам проявлять активность и нести полную ответственность за свои управленческие решения, а не ожидать, сложа руки, пока сверху спустят планы и директивы. Вот к такому-то повороту событий и оказались не готовыми многие российские руководители, а учебные заведения не сразу сумели переориентироваться на новые условия, с которыми сталкивается менеджер.
Планирование служебной карьеры предполагает научное обоснование рационального возраста и нормативных сроков занятия должностей с учётом пожеланий и личности работника.
Менеджер XXI века должен обладать многими личными качествами и высоким интеллектом, чтобы иметь успех в своей деятельности в непростых условиях нашей страны.
Я считаю, что добилась цели, которую поставила перед собой. Теоретические выкладки подтверждаются в реальной жизни при наблюдении за конкретными менеджерами.











Список использованных источников

Литература
Васильев Ю.П. «Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее, Экономика» 2006 г.
Верховская О.Р., Дорожи на М.В. Исследования предпринимательства в России в рамках глобального мониторинга предпринимательства: основные результаты 2006-2007 гг.
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №6/2008
Журнал «Проблемы теории и практики управления» №10/2009
Журнал «Управление персоналом» №1/2011, №5/2004, №4/2005
Журнал «Человек и труд» №9/2008
А. П. Егоршин, С. Г. Филимонова «Карьера одарённого менеджера»
2007 г.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»
Райзберг. Б.А. Предпринимательство, бизнес, риск. М. - 2003г..
Тимофеев В.И. О содержании дипломных проектов студентов в соответствии с квалификационными требованиями специальности «Менеджмент организации» № 10/ 2007
Устенко О.Л. Теория экономического риска. К. - 1997.

Интернет-источники
http://www.aup.ru/books/i006.htm
http://planetahr.ru/section/25
http://www.rabotka.ru/infoworker/0207.php














Приложение 1

Тест 1 «На определение предпринимательских способностей»:

1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вы будете руководить большим коллективом работников, старше вас по возрасту. Чего в таком случае вы больше опасаетесь:
а) можете быть менее информированными в сути дела, чем они;
б) они будут отрицать вас и принятые вами решения;
в) не удастся выполнить работу на том уровне, как бы вам хотелось;
2. Если в каком-то деле вас постигнет крупная неудача, то вы:
а) стараетесь успокоиться, игнорируя её, считая, что случилось, незначительным и пойдете развеяться, например, на концерт;
б) начинаете лихорадочно думать, нельзя свалить вину на кого-то другого или, в крайнем случае, на объективные условия;
в) анализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш личный промах или как исправить дело;
г) почувствуете отчаяние, впадете в депрессию;
3. Какие из приведенных качеств подходят больше Вам:
а) скромный, общительный, впечатлительный, добродушный, медлительный, послушный;
б) приветливый, настойчивый, энергичный, изобретательный, требовательный, решительный;
в) трудолюбивый, уверенный в себе, сдержанный, старательный, логический, исполнительный;
4. Вы считаете, что большинство людей...
а) любят работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд соответственно оплачивается;
в) считают работу необходимостью и не более;
5. Руководитель должен нести ответственность за ...
а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда с работой не будет проблем);
б) отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны и руководители, и подчиненные)
6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем коллектива и должны в течение недели предоставить высшему руководству план некоторых работ. Как вы поступите:
а) составите план проекта, доложите о нем руководству и попросите исправить, если что-то не так;
б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, после чего составите план, принимая только те предложения, которые совпадают с вашей точкой зрения;
в) поручите составить проект плана подчиненным или своему заместителю и не станете вносить в него никаких значимых поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию;
г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего подадите план руководству, отстаивая его положения;
7. Как на ваш взгляд, лучших результатов достигает тот руководитель, который...
а) внимательно следит за тем, чтобы все подчиненные точно выполняли свои функции и задачи;
б) привлекает подчиненных к решению общих задач, руководствуясь принципом "доверяй, но проверяй";
в) заботится о работе, и за суетой дел не забывает о тех, кто ее исполняет;
8. Работая в коллективе, считаете ли вы ответственность за свою личную работу равнозначной ответственности за результаты работы всего коллектива в целом?
а) да;
б) нет;
9. Ваше мнение или поступок воспринят другими критически. Как вы будете себя вести:
а) не подвергнитесь моментной реакции и не будете спешить отрицать свою точку зрения, а трезво взвесьте все "за" и "против";
б) попытаетесь доказать преимущества своего мнения;
в) из-за вспыльчивости характера не сможете скрыть огорчение, и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;
г) промолчите, но взглядов своих не измените;
10. Какой метод работы лучше и принесёт наибольший?
а) поощрение;
б) наказание;
11. Вы хотели бы...
а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;
б) чтобы никто не сомневался в вашей честности и решительности оказать помощь в нужный момент;
в) чувствовать восхищение окружающих вашими качествами?
12. Вы не любите принимать самостоятельные решения:
а) да;
б) нет;
13. Если вам необходимо принять важное решение, то вы:
а) стараетесь сделать это, не откладывая, и потом не возвращаетесь к этому делу;
б) делаете это быстро, но потом долго мучаетесь сомнениями (не лучше это было бы сделать по-другому);
в) стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.


Таблица-ключ интерпретация результатов теста 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

А
0
2
0
6
3
3
6
2
2
3
3
3
6

Б
2
0
3
2
5
0
0
6
6
0
5
0
3

В
4
6
2
0
-
1
4
-
4
-
0
-
0

Г
-
0
-
-
-
6
-
-
0
-
-
-
-


Более 40 баллов. У вас много шансов стать хорошим руководителем с современным стилем поведения Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам не будете терпеть в своем коллективе ленивых, не добывать дешевый авторитет. Для старательных подчиненных будете не только руководителем, но и хорошим товарищем, который в сложных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.
10-40 баллов. Вы могли бы руководить определенными объектами и работами, но ,нередко, встречались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше баллов набрали) стремились быть опекуном для своих подчиненных, но иногда срывали бы на них свое плохое настроение или гнев оказывали бы им помощь и давали им различные советы, несмотря на то, с в этом нужда.
Менее 10 баллов. У вас мало шансов преуспеть в роли руководителя Разве что у вас хватит силы воли пересмотреть свои взгляды и отказаться от закоренелых привычек Прежде всего необходимо иметь веру в себя и людей.

















Приложение 2

Тест 2 «На оценку способности к риску в коммерческой деятельности»

1.Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
вкладывать имеющиеся деньги в дело и с выгодой рисковать;
попытать счастья в лотерее.
2. Если бы вы были актером, какую роль смогли бы сыграть лучше всего?
Остапа Бендера;
Левина из «Анны Карениной»;
Штирлица из «Семнадцати мгновений весны».
3. Представьте себе, что вы заработали миллион. Что вы дальше будете делать?
вложу деньги в банк и буду жить на проценты от вклада;
рискну вложить в прибыльное дело;
часть денег вложу в новое дело, а часть положу для надежности в солидный банк.
4. Что могут принести вам деньги?
власть
жизнь в своё удовольствие
много новых забот и зависти
5. Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
нет;
да;
обо мне и так иногда пишут.
6. Какая из трёх групп профессий вам более всего подходит?
писатель, художник, композитор;
адвокат, врач, политик;
глава фирмы, руководитель института, директор издательства.
7. При создании своей фирмы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших вам друзьями?
а)да;
б)нет;
в)ответ на этот вопрос следует основательно продумать.
8. Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы себя вели?
в моей жизни изменились бы лишь квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
я позволил бы себе больше путешествовать;
я бы кардинально изменил бы свой образ жизни.
9. Представим себе, что вы стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
определили бы основные направления работы фирмы;
занялись бы набором надежных помощников.
10.Какое из приведенных утверждений вы считаете более привлекательным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?
в моей работе снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения и способности по сравнению с профессионально-техническими;
изменились в равной степени требования практически ко всем качествам личности.
11.В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
нужно выслушать мнение всех, но окончательное решение конфликта поручить бригаде;
сделать все возможное, чтобы не дать разрастись малому конфликту до больших размеров.
12. Насколько часто вы испытываете потребность иметь большие деньги? а)постоянно;
б)периодически;
в)редко.
13.Если бы вы имели миллион, и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую бы вы предпочли? Ту, которая даст прибыль:
а)в четверть миллиона;
б)в полмиллиона;
в)в миллион.


Баллы за ответ



Номер вопроса
а
б
в

1
6
3
0

2
3
0
6

3
0
6
3

4
6
0
3

5
0
3
6

6
0
3
6

7
0
3
6

8
6
3
0

9
3
6
0

10
6
0
3

11
3
6
0

12
6
3
0

13
0
6
3


Сложите все набранные балы по десятибалльной шкале.
Результаты теста «на оценку способности к риску в коммерческой деятельности»
0-11 баллов - первый, очень низкий уровень
12-19 баллов - второй, низкий уровень
20-27 баллов - третий, значительно ниже среднего уровень
28-35 баллов - четвёртый, чуть ниже среднего уровень
36-43 баллов - пятый, средний уровень
44-51 баллов - шестой, чуть выше среднего уровень
52-59 баллов - седьмой, выше среднего уровень
60-67 баллов - восьмой, высокий уровень
68-78 баллов - девятый, очень высокий уровень

Если вы определяли, что ваши способности к риску в коммерческой деятельности находятся на первом, втором или третьем уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.
Если вы находитесь на четвертом, пятом иди шестом уровне, то вам надо много работать, избегая карьеры менеджера, руководителя и активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.
Если вы находитесь на седьмом, восьмом и девятом уровне, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.


















Приложение 3

Анкетирование менеджеров

1. Сколько классов Вы окончили?

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

2. Какая успеваемость была в школе?

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

3. Какое у Вас образование?

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
3. По какой модели служебной карьеры вы поднимаетесь?

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

4. На какой ступени находитесь?

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

5. Устраивает ли Вас заработная плата?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Приложение 4

Результаты тестирования девятиклассников
«На определение предпринимательских способностей»

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Более 40 баллов. У вас много шансов стать хорошим руководителем с современным стилем поведения Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам не будете терпеть в своем коллективе ленивых, не добывать дешевый авторитет. Для старательных подчиненных будете не только руководителем, но и хорошим товарищем, который в сложных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.
10-40 баллов. Вы могли бы руководить определенными объектами и работами, но, нередко, встречались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше баллов набрали) стремились быть опекуном для своих подчиненных, но иногда срывали бы на них свое плохое настроение или гнев оказывали бы им помощь и давали им различные советы, несмотря на то, с в этом нужда.
Менее 10 баллов. У вас мало шансов преуспеть в роли руководителя Разве что у вас хватит силы воли пересмотреть свои взгляды и отказаться от закоренелых привычек Прежде всего необходимо иметь веру в себя и людей.






Приложение 5

Результат тестирования десятиклассников
Тест 2 «На оценку способности к риску в коммерческой деятельности»

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415


13PAGE \* MERGEFORMAT142215



5















Не более 10 лет



?


III уровень (объединение)
(объединение)

II уровень (предприятие)
(объединение)

I уровень (подразделение)
(объединение)

Мастер

Диспетчер

Генеральный директор объединения

Начальник подразделения
(объединение)

Технолог

Экономист

2-3 года

Заместитель по экономике

Заместитель по кадрам

Заместитель по производству

Заместитель по снабжению

Заместитель по производству

2-3 года

2-3 года

1-2 года

1-2 года

1-2 года

1-2 года

1-2 года

1-2 года

Заместитель по кадрам



Схема 372Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент2
·0
·
20% - Акцент220% - Акцент4
·0
·
20% - Акцент420% - Акцент6
·0
·
20% - Акцент640% - Акцент2
·0
·
40% - Акцент240% - Акцент4
·0
·
40% - Акцент440% - Акцент6
·0
·
40% - Акцент660% - Акцент2
·0
·
60% - Акцент260% - Акцент4
·0
·
60% - Акцент4

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент6
·0
·
60% - Акцент6Заголовок 1
·,
· Заголовок 1Заголовок 3
·,
· Заголовок 3Текст предупреждения
·>
·14Текст предупрежденияФинансовый [0]Кв. 4Q
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Количество оконченных классов
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Количество оконченных классов
·13
·Количество оконченных классов
·6
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.