Урок ансамбля в младших классах ДМШ на соответствие занимаемой должности
Тема урока: Развитие технических навыков в классе ансамбля младших классов (И. Беркович Вальс Фа мажор).
Цель урока:сформировать первоначальные навыки ансамблевой игры (игры в дуэте), сформировать у обучающихся устойчивый интерес к коллективной исполнительской деятельности.
Задачи:
- обучающие: приобрести навыки игры в ансамбле, первоначальные основы «ансамблевой техники»; приобрести навык «слушать и слышать» друг друга.
- развивающие: развить умение анализировать собственное исполнение пьесы целиком, определять главное и второстепенное в музыкальных построениях; развить творческую индивидуальность каждого учащегося как «исполнительской» единицы, так и творческого коллектива в целом (ансамбля).
- воспитательные: воспитать чувство ответственности за совместное творчество,чувство уважения друг к другу, воспитать художественно- эстетический вкус на примере Вальса Фа мажор И. Берковича.
Методы для реализации поставленных задач:
- словесный;
- поисково – исследовательский;
- наблюдение – сравнение;
- практический.
Ход урока:
1) Организационный момент
Особенности посадки: каждый из участников дуэта имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры, поэтому учащиеся должны сидеть так, чтобы они не мешали друг другу, при этом края стульев могут быть чуть раздвинуты в противоположную друг от друга стороны. Необходимо обращать на это внимание детей, так как с первых уроков участники ансамбля должны учиться самостоятельно садиться за инструмент.
2) Основная часть
Каждый из учеников уже выучил текст Вальса Берковича наизусть, однако работа в классе проводится по нотам. Главная задача технологического характера на данном этапе – это достижение синхронности при «взятии» и «снятии» звука. Особую сложность у участников ансамбля вызывает момент одновременного «начала» произведения. Можно объяснить учащимся, чем технически обусловлен приём дирижёрского замаха (взмаха), ауфтакта, и как он может быть применён в данном случае пианистом. Полезным моментом можно считать и демонстрацию видео- материала, например, с дирижерскими жестами в момент ауфтакта.
В данном произведении встречается затакт в партии primo, поэтому учащимся было предложено просчитать пустой такт. В процессе работы над синхронным исполнением применялось упражнение, которое способствовало «слышанию» (слушанию) неровности совпадения второй слабой доли в трёхдольном вальсовом размере: один из учеников (партия primo) исполнял всё строго по тексту, а участник второй партии только фигурацию, приходившуюся на вторую долю (только правую руку). Подобное упражнение способствует развитию слуховых ощущений самих учащихся, дает возможность услышать несовпадения аккомпанемента в обеих партиях.
Следующий этап урока - работа над аккомпанементом, где учащиеся должны соединить свои партии с метроритмическим счетом; определение главных и второстепенных элементов фактуры. Главная задача – определение функции мелодии и аккомпанемента. Мелодия должна звучать ярче и выразительнее, а вальсовый аккомпанемент остается на втором плане. В партии primo присутствует и мелодия, и аккомпанемент, поэтому мелодия пропевается вместе с учеником без дублирования на инструменте с динамическими нюансами (<>), а левая рука продолжает аккомпанировать. Подобная работа позволит выстроить баланс в звучании, приспосабливая партию левой руки к мелодии. Если возникают неровности и «непрозвученность» аккомпанемента, необходимо обратить внимание ученика на чёткое исполнение штриха staccato(пиано),особенно в двойных нотах, четкую артикуляцию в целом. Партию secondo прорабатывается с педалью на бас и снятием на третью долю. Таким образом обеспечивается фундамент и краска для мелодии, не перегружая при этом фактуру. В аккомпанементе второй партии необходимо добиваться исполнения чёткого ритмического рисунка, используя ритмослоги, при этом активизируя функции каждого пальца.
Огромную роль в игре ансамбля занимает педаль. Кто из партнёров четырёхручного исполнения должен педализировать? Необходимо знать, что педализирует исполнитель партии secondo, т.к. обычно, вторая партия - фундамент мелодии. В работе над Вальсом Фа мажор используется полупедаль. Учитывая то, что учащиеся младших классов ещё не освоили технику педализации, полную педаль они берут шумно, не успевая гибко связывать всю фактуру - она либо «расплывается» в этой педали, либо становится «рваной». Таким образом, участница ансамбля второй партии должна понимать, что опускать ногу на педаль (на первую долю)нужно только наполовину, не до конца прожимая её,только слегка «подкрасить бас», мягко, но чётко отпускать на третью долю(а кое-где и раньше), чтобы не было «грязной» гармонии. Только очень аккуратное использование педали на начальном обучении может способствовать грамотному использованию её в дальнейшем.
3) Домашнее задание:
Исходя из того, что главной технологической проблемой на данном этапе ансамблевой игры является синхронность исполнения аккомпанемента, домашнее задание такое: 1) играть каждому свой аккомпанемент со счётом вслух с четкой ритмической пульсацией (возможно использование метронома Мельцеля); 2) проигрывание произведения должно быть по нотам; проигрывать аккомпанемент с пропеванием мелодии; 3) учащемуся второй партии проигрывать аккомпанемент с педалью, пропевая мелодию4) Заключение
Урок прошёл продуктивно, с помощью различных методов, несложных упражнений были решены задачи урока, достигнута цель.