Треннинговое занятие Эмоциональное выгорание
План конспект урока по дисциплине общепрофессионального цикла
«Ппсихолого-педагогичекий практикум»
Тема: Профилактика профессионального «выгорания»
Тип урока: урок рефлексии
Форма: треннингЦели:
Деятельностная:
формирование у студентов способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных психологических затруднений в учебной деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
формирование способности студентов к способам саморегуляции эмоционального состояния.
Образовательная.
закрепление основных понятий профессиональное “выгорание”, саморегуляция; их функции и характеристика.
создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
коррекция изученных приемов снятия эмоционального напряжения путем освоениея способов саморегуляции эмоционального состояния.
Развивающая
развивать умение анализировать и выделять проявления признаков “выгорания”, выделять источники неудовлетворения профессиональной деятельностью.
развивать уверенность в своей личности, способностях, потенциале.
Воспитывающая
воспитывать желание сохранять, поддерживать и регулировать психическое здоровья и психологичекое благополучие студентов в образовательной среде.
воспитывать желание открывать свои возможности и проявлять таланты .Возможность реализации в образовательной практике.
Количество участников:
Число участников урока-тренинга может быть различным, от 8 до 30 человек.
Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.
Время проведения: перед преддипломной практикой . Длительность:1 час 30 минут.
Формируемые компетенции.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Профессиональные компетенции:
5.2.1. Преподавание по программам начального общего образования.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
5.2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
5.2.3. Классное руководство.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
5.2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Методы и приемы: беседа, рассказ, лекция, диалог, иллюстрации и демонстрации, практические упражнения, самодиагностика, игры, самостоятельная работа, рефлексия. Материалы и оборудование:
Стулья по количеству участников
Покрывало
Бумага А4 белая
Ручки, цветные карандаши
Интерактивная доска, проектор, компьютер
Презентация опорная к тренингу
Список литературы:
Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.
Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.
Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.
Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.
Актуальность.
В течение последних десятилетий система образования претерпевает кардинальные изменения. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Студенты, приспосабливаясь к этим требованиям, повышают уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Особенно остро это отражается на состоянии психического здоровья .
Напряжённые ситуации в образовательном учреждении, трудности взаимодействия с учителями на уроке, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками, приводят к истощению эмоциональных ресурсов. Происходит профессиональное «выгорание». Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них.
Следовательно, профессиональное “выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, занимающегося какой-либо деятельностью.
Для студентов к окончанию обучения становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости. А особенно студентам-педагогам, т.к. они будут работать с детьми. По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.
Проведение данного урока-треннига считаю целесообразным в период преддипломной практики, что даст возможность психологически к ней подготовиться. Также проведение данного урока –треннинга решает задачи дисциплины общепрофессионального цикла Психолго-педагогический практикум по теме: «Рефлексия профессиональных умений».