Проектно-исследовательская деятельность с младшими школьниками.


Доклад
«Проектно-исследовательская деятельность с младшими школьниками»
Хлебодарова Е.Н.
МБОУ «СОШ № 60 г.Владивостока»
1-2 слайд
Для повышения качества знаний школьников самыми востребованными в начальной школе являются методы проектной и исследовательской деятельности, так как эти методы побуждают ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку, т.е. ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учитьСЯ», т.е. учить себя. Кроме этого, детям нравится выполнять проекты и исследовательские работы. Исследовательское поведение заложено в детской психологии, они уже рождаются исследователями.
3 слайд.
Проектная и исследовательская работы неразрывно связаны между собой. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
4 слайд
Что же такое проект?
С точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
5 слайд
С точки зрения учителя проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
А проектно – исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Школьный предмет перестает быть Практичность проектной деятельности выражается, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни.
Решающим звеном управления проектного обучения в школе является учитель. Что бы понять роль учителя на уроке позвольте напомнить в крадце о методах обучения.
6 слайд
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
7 слайд
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Активные методы больше предполагают демократический стиль.
8 слайд
И наконец Интерактивные методы который можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Именно этот метод используется в проектной деятельности.
9 слайд
Роль учителя направляющая, стимулирующая, корректирующая.
Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике
Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля
Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями
Учитель - это Энтузиаст, Специалист, Консультант, Руководитель, "Человек, задающий вопросы", Координатор, Эксперт.
В этом специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе.
10 слайд
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);
- оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);
- грамотный доброжелательный преподаватель, который выступает в роли консультанта, наблюдателя, координатора.
Без этого проектно-исследовательская деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Поэтому надо вести работу и с родителями, которые зачастую не поддерживают интерес своих детей к исследованиям.
11 слайд
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
12 слайд
Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
13 слайд
Многие педагоги считают, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками исследовательской деятельностью достаточно сложно для самих педагогов, т.к. у детей нет достаточных знаний и навыков для этого. На самом же деле для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:
Умение видеть проблему.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать вопросы.
Умение классифицировать.
Умение наблюдать.
Высказывать суждение.
Умения делать выводы и умозаключения.
Развиваются эти умения в течение длительного времени в разных видах деятельности.
Существует много упражнений по развитию навыков и умений логического и творческого мышления.
В качестве примера приведу такие упражнения.
14-15 слайд
Одним из средств развития способности к суждениям может быть упражнение, приведенное ниже.
«Проверьте правильность утверждений».
Все мои одноклассники любят мороженое.
Паша – мой одноклассник.
Следовательно, он любит мороженое.
(утверждение верное)

Все тигры – полосатые.
Барсик – полосатый.
Следовательно, Барсик – тигр..(утверждение неверное, ведь не только тигры бывают полосатыми.)
Все японцы – черноволосые.
Катя — черноволосая.
Следовательно, она – японка.
(утверждение неверное, ведь не только японцы бывают черноволосыми.)
Все металлы проводят электричество.
Медь — металл.
Следовательно, медь проводит электричество.
(утверждение верное)
16 слайд
Или вот такие интересные задания для тренировки умений по выработке гипотез:
Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:
«Мише не разрешили смотреть телевизор».
«Катя поссорилась с подругами».
«Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т.д..17 слайд
Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы
? родители уменьшились до размера мышки;
? бабушка превратилась в ребёнка;
? кровать стала крошечной и т.д.
Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и оригинальные.
18 слайд
Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».
19 слайд
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом
20 слайд
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
21 слайд
По доминирующей деятельности проекты бывают:
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного      вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения происходит в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Информационные
22 слайд
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными ( укладываются в 1-2 урока ), средней продолжительности ( до 1 месяца ) и долгосрочные.
23 слайд
Телекоммуникационные - они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных технологий
24 слайд
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
25 слайд
Работа над проектом будет считаться успешной, если
достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
 Результат проекта может быть использован другими коллективами.
 Информация о проекте широко распространена.
Получено удовольствие от своей деятельности.
26 слайд
Хотелось отметить ещё несколько особенностей организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе:
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Тема должна быть интересной, выполнимой, оригинальной, доступной ребенку.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.
27 слайд
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения.
28 слайд
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
29 слайд
И конечно же при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.
30 слайд
Как выглядит организация проектно-исследовательской деятельности в нашей школе, мы показали в виде схемы. Проектно-исследовательской деятельностью пользуемся как в учебном процессе, в урочное время, так и во внеурочное время.
В учебниках есть странички с исследовательскими и проектными заданиями . Особенно удобно организовать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам материал.
Дети активно участвуют в различных конкурсах, занимаются домашними исследованиями и проектами. Много проектно-исследовательской работы запланировано на предметные недели. Дети выступают , защищают свои проекты.
31 слайд
Опыт работы показал, что:
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
Проектная деятельность позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, самоанализ, презентация и самопрезентация, самообучение и др.
Проектная деятельность обеспечивает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на достижение общего результата для всех участников проекта; Проектная деятельность является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.