Конспект урока по окружающему миру Где живут слоны?
Урок окружающего мира по теме "Где живут слоны?"
Цель: познакомить учащихся с животными холодных и жарких районов Земли
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с местоположением Арктической зоны и Антарктиды
- познакомить с животным миром Арктики и Антарктиды
- познакомить с местоположением тропических лесов и саванн
- познакомить с животным миром тропических лесов и саванн
Коррекционно-развивающие:
- развивать память и внимание
- развивать словесно – логическое мышление
- расширять словарный запас учащихся
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе
- развивать умение работать в команде
Здоровьесберегающие:
- предупреждать зрительное переутомление
- следить за правильной посадкой
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Сгруппируйте по общему признаку: (на слайде 1- медведь, кошка, корова, пингвин, собака, морж)
(У белого медведя обнаруживается письмо с загадками. Слайд 2-5)– Отгадайте загадки:
Любят очень есть бананы, это точно…. обезьяны
Птица большая, большая трусиха
Голову прячет в песок …. страусихаНа носу зверь носит рог и зовётся…. носорог
Какая маленькая киска!
Подходят дети к клетке близко.
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это …. лев
– А теперь поиграем в “пазлы”. Соберите слово из первых букв слов. Что получилось? (СЛОН) Слайд 6
– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово?
III. Определение темы урока.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
(Учитель достаёт игрушку-слона.)
IV. Открытие нового.
– Задайте слону вопрос, который будет начинаться со слов:
ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ?
– Как вы думаете, кто лучше всех знает ответы на все эти вопросы?
– Давайте ему их и зададим.
Учитель: (Слайд 7) Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот.
Слон: Это самое, самое большое наземное животное.
Учитель: А почему ты сказал, что слон самый большой из наземных?
Слон: А потому, что есть животные и крупнее слона – киты, например. Но они живут в воде – в океане.
Учитель: Ты же всё знаешь про слонов. (Слайд 8) Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?
Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать по саванне. Чтобы удерживать моё большое туловище, и, чтобы, отбиваться от врагов.
Учитель: (Слайд 9) Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?
Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером. Я слон индийский – родом из Азии и у меня ещё не такие большие уши, как у моего родственника – Африканского слона.
Учитель: (Слайд 10) Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?
Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. (слайд 11)Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Но, вообще-то, я ими пользуюсь не часто. (Слайд 12) Зато люди очень ценят мои бивни, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени много охотились на слонов.
Учитель: (Слайд 13) Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?
Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник. (Слайд 14) Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты. (Слайд 15) Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и потом фонтаном отправить себе в рот. А ещё хоботом я могу трубить (звуки слона).
Учитель: Ой, как громко! Представляю, если вас соберётся 10 или 100. Ка-а-ак затрубят! Ка-а-ак побегут! (Звук бегущего стада.)
Слон: Да уж, на пути у бегущего стада слонов лучше не становиться.
Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?
Слон: Я житель самых жарких мест. Меня можно встретить и в саванне (Слайд 16). Саванны – это обширные равнины, покрытые травой. Там очень жарко и почти нет тени.
V. Физкультминутка.
По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.
Слон: (Слайд 17) Живут слоны и в тропических лесах Азии – это лесные заросли. А можно я ребятам загадаю загадку?
Учитель: Конечно, загадывай.
Слон: Мой вопрос довольно прост: бивни, хобот, уши, хвост. Догадайся, кто же он. Ну конечно это … (Слайд 18) слон.
VI. Первичное закрепление. Работа с учебником.
Стр. 10
– сравните Африканского слона и Индийского слона. В чём разница?
(Различаются размером ушей.)
– Почему у Африканского слона уши такие большие? (Чтобы спасаться от жаркого солнца.)
– Прочитайте, кто ещё обитает в саванне и в тропическом лесу.
– Слонов любят и взрослые и дети. Недаром их изображают в виде игрушек, они становятся героями мультфильмов. (Слайд 19) Посмотрите на этих забавных малышей и попробуйте назвать того, кто очень отличается от других.
– Это мамонтёнок. Как предполагают учёные, он является далёким предком современных слонов.
VII. Коллективная работа.
Изготовление слона из пластилина (Слайд 20)VIII. Рефлексия урока.
– Если вам понравился урок – сделайте для слоника зеленый мяч, а если вам было не интересно – красный.
- Спасибо за урок.