Урок по окружающему миру Где живут белые медведи
«Где живут белые медведи и слоны?»
Открытое занятие для учащихся 3-го класса
Цель занятия:
Формировать представление о разнообразии природы Земли;
Познакомить с холодными и тёплыми районами земли, с животным миром этих районов;
Выполнить аппликацию из резаных ниток.
Оборудование:
Глобус;
Рисунки животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды, саванны и тропического леса;
Образец аппликации; шаблоны медведя для аппликации;
Цветик - семицветик из бумаги;
У каждого ученика картон голубого цвета, белые шерстяные нитки, клей ПВА, ножницы, полоска бумаги для игры, пластилин.
Ход занятия
Организационный момент
II.Работа над новой темой
Наше занятие мы начнём с загадок
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
(Пингвины)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто он такой?
(Слон)
Среди снегов и льда не голодает.
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает.
От морозов согревает.
(Белый медведь)
-Ребята, вам наверно интересно знать, где живут эти животные? Кто знает? (Ответы детей)
-Чтоб поближе познакомиться с жизнью белых медведей, пингвинов и слонов, мы отправляемся в путешествие! А поможет нам в этом Цветик-семицветик. Вспомним волшебные слова из этой сказки
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли.
Быть по-нашему вели!
Один из учеников выходит к доске и отрывает лепесток.
-Вели оказаться там, где живут белые медведи!
Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, садятся.
- Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(На севере)
Учитель вывешивает картинки с изображением севера и обитающих там животных.
-Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите, что нам понадобится для путешествия по северу? (шапка, куртка ,варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани)
-На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть покрыта льдом и снегом. (Учитель показывает на глобусе) В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Показывает на глобусе)
-А теперь внимательно посмотрите ещё раз и скажите, кто нас встречает? (Белый медведь, морж, тюлень)
Звучит рассказ о белых медведях. (См. приложение)
IV. Практическая работа
- А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.
Учитель демонстрирует образец аппликации и определяет порядок работы:
План работы
Обведи силуэт медведя по шаблону (см. приложение) на картон голубого цвета.
Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки.
Сними нитки с пальчиков и нарезай кусочками, длинной примерно5мм.
Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки.
Густая шерсть медведя готова, осталось сверху приклеить глаз и носик.
В том же порядке выполняется и аппликация медвежонка.
V.Беседа на тему: Где живут пингвины?
- Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут белые медведи? (На Северном полюсе.) Покажите на глобусе Северный полюс.
- На Земле есть два полюса: Северный и Южный.( Учитель показывает на глобусе полюса.) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно.)
- Как называются холодные районы Земли? ( Северный Ледовитый океан и Антарктида.)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом.)
- Какой полюс расположен в этом холодном районе? ( Северный. )
- Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида.)
-Чем покрыта поверхность этого участка суши? ( Толстым слоем льда.)
- А сейчас цветик – семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!
Снова читается стихотворение, отрывается лепесток и учитель произносит желание:
-Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!
Дети снова кружатся с закрытыми глазами, а учитель в нижней части доски вывешивает картину с изображением животных Антарктиды.
-Ребята, в каком районе Земли мы оказались? (В Антарктиде.)
-Какие животные здесь обитают? Знакомы ли они вам? (Пингвины)
Учитель рассказывает о пингвинах (см. приложение)
-А теперь скажите: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» (Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли.)
VI. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в сторону)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
(Поворот вправо)
Через левое плечо.
(Поворот влево)
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу
VII.Беседа на тему: Где живут слоны?
- Вот мы и узнали, где живут белые медведи, и почему они не охотятся на пингвинов. А где живут слоны? (Ответы детей.)
Вновь на помощь приходит Цветик-семицветик. Читается стихотворение, отрывается лепесток и называется новое желание:
- Вели отправиться в тёплые страны, где живут слоны!
Дети вновь кружатся, закрыв глаза, а учитель на среднюю часть доски вывешивает картины с животным миром саванны и тропического леса.
Затем обсуждается, какая одежда будет в этих районах. Учитель показывает эти районы на глобусе.
- Итак, какие животные живут в теплых районах Земли? (Слоны, носороги, львы.)
- Какие еще животные встретятся, если отправится в эти районы? (Крокодилы, зебры, мартышки, павианы, питоны, павлины, черепахи.)
Учитель рассказывает о слонах и страусах (см. приложение).
VIII. Практическая работа.
Детям предлагается вылепить из пластилина слоника.
- Из каких частей будет состоять слоник? (Тело, четыре ноги, хвост, уши, хобот, бивни.)
После завершения работ проводится выставка слоников. Учитель предлагает детям определить, какой из слоников больше всего похож на настоящего.
IX. Итоги занятия.
Пока дети лепили слоников, учитель вычерчивает на доске схему с пропущенными словами:
Районы Земли
Обобщение изученного на уроке проходит по вопросам с опорой на схему:
- Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые)
- О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- Чем похожи эти районы? ( Покрыты снегом и льдом)
- В каких районах Земли круглый год жарко? ( В саванне и тропическом лесу)
- Где живут белые медведи? А где живут слоны?
Молодцы, ребята! А теперь посмотрите на лист с «пушистиками», которые лежат перед вами. (см. приложение)
Приложение
Белые медведи
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает трёх метров.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки и километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.
Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша- медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются два- три малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит, и заботится о них.
Пингвины
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пес,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лед к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы - разморозы нипочем:
Антарктида для пингвинов - теплый дом.
В черных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Посмотрите: папы с мамами спешат,
В детский сад своих отводят пингвинят
Г. Гоппе
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов около метра. Голова и спинка, чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапках-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром под присмотром взрослых пингвинов.
А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.
Слоны
Слоны живут в Африке и Индии.
Эти животные – гиганты высотой 2-3 метра.
Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.
Живут слоны семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.
Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Много приходится пойти слону за день, чтобы найти 150-180 кг пищи.
Живут они в лесах вблизи воды. За день слону нужно выпить не менее 10 ведер воды. В жаркое лето, когда пересыхают реки и ручьи, слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.
Слоны любят купаться. Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая её хоботом.
Спят слоны стоя и мало. Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот. А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев.
Слоны – очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжёлую работу.
Страус
Самые крупные птицы в мире – страусы. Их высота два с половиной метра, вес – 50 килограммов.
Живут страусы в Африке и Австралии.
У страусов длинная шея, покрытая пухом, и маленькая голова, красивоё чёрное или серое оперение, а крылья и хвост белоснежные. Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов в длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Во время бега они делают 4-5 метровые шаги.
Страусы – птицы сильные и задиристые. У них отличное зрение. Они сразу же замечают подозрительного зверя, и сами бросаются ему на встречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади. Рядом со страусами всегда пасутся антилопы, зебры и газели. Увидев опасность, страус подаёт сигнал, и животные убегают.
Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
Гнездо устраивает страус-отец. Он делает в песке большую, но неглубокую ямку, а страусиха откладывает яйца. Птенцов высиживают оба: ночью сидит страус, днём страусиха.
С вылупившимися страусятами нянчится отец. Он охраняет их, обучает защищаться от врагов и, растопырив крылья, прикрывает малышей от палящего солнца.
Страусы легко приручаются, и люди обучают их пасти стадо овец и возить тележки с человеком и поклажей.
И петь не поёт,
И летать не летает...
За что же народ
Его птицей считает?
Трафареты белого медведя с медвежонком для аппликации
13PAGE 15
13PAGE 141015
15