урок по окружающему миру Где живут белые медведи (1 класс)


Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Где живут белые медведи?" (УМК А.А. Плешакова)
8.02.2012г.
Кириченко Татьяна Александровна- учитель начальных классов
МБОУ «Равнинная СОШ»
Цель урока:
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. (коммуникативная компетентность).
Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
(информационная компетентность).
Оборудование: компьютер; презентация «Где живут белые медведи», учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., картинка большого формата с изображением белого медведя, глобус, карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида; рисунки белого медведя и пингвина и др. животных Арктики и Антарктиды; изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи, раздаточный материал, листы тест-контроля, КИМы (тест 28, с. 46-47)Планируемые результаты:
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- находить на глобусе холодные районы Земли;
- различать животных холодных районов;
- подбирать одежду для разных случаев;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.

Участвовать диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
 Работать в группах и парах.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
И за дело, в добрый час!
Сегодня к нам на урок, ребята,  пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч нашей школы и учителя из других школ района. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились  в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
Повторение пройденного.(на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)
Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА? (учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы? (Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?) - Мудрая Черепаха приготовила задания для вас
Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да – Нет».
- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет». (дети отвечают молча, показывая руками)
1- В прошлом вы были взрослыми? (нет).
- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (да)
- Суббота приходит после пятницы? (да)
- Первый день недели – это вторник? (нет)
- Между средой и пятницей – четверг? (да)
- Лето наступает после весны? (да)
- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? (да)
- Перед зимой идёт весна? (нет)
- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? ( нет)
- Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (да)
- В году 12 месяцев? (да)
2 Игра: « Не ошибись»! У уч-ся карточки с названиями месяцев, учитель вызывает по временам года (Осень, Зима, Лето, Весна)
3.Тесты листы тест-контроля, КИМы (тест 28, с. 46-47)
Проверка (ВзаимопроверкаМолодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня  загадки о животных.
В чёрных фраках,В белых майках круглый годХодит этотУдивительный народ. (Пингвины)(учитель вывешивает на доску картинку пингвина)Среди снега и льда не голодает,За рыбой в холодную воду ныряет.Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. (Белый медведь)(учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)
Объявление темы урока. Постановка цели.
- Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?(выслушиваются ответы детей)
- Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?
(на доске открывается тема урока)
Слайд3-4
- А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.
(учитель показывает цветок)
4.Работа над новым материалом.
- Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
Повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- Вели оказаться там, где живут белые медведи.
(ученики садятся за парты)
- «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».
- Где же оказалась Женя?
- Где же оказались мы, ребята?
- Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)
(учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)
- Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
- Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым
Рассмотрите рисунок.
Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере. (идёт самостоятельная работа учащихся). Слайд6 - Проверяем. Что нам понадобится на севере? (ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
 - На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика.Слайды:7-10
11-12 слайд. – Арктика –это океан, покрытый льдом.
13 слайд – Слой льда очень толстый и крепкий.
14 слайд – В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.
Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.
15-16 слайд – А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить.
- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да) слайд17
- Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).
 - Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
Компетентностно-ориентированное задание.
- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает? Слайды18-32
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища  достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.
 - Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался…  «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!
- На кого охотился белый медведь? (на тюленя)- Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)- Удалось ли медведю поймать  добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)
- Итак, ребята, где же живут белые медведи?  Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)
– Здесь и живёт белый медведь!
- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.
Рассказ учителя с презентацией.
20 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»
Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.
21слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх.
22-23 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.
24-26 слайд - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.
27- слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.
28 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.
29 слайд – Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.
30-31 слайд - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.
Проверка:
- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе? За каждый правильный ответ получаете фишку. Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?
Модельный ответ.
Толстый слой жира.
Густой мех.
Строение головы.
Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
Белая окраска.
Умение плавать и нырять.
- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Слайды(32-39)
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 12.
- Найдите белого медведя.
- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.
- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……
- На кого из них может охотиться белый медведь?
- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)
- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по нашему вели.
- Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.
- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно) Слайд 41-44)- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.
- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 13. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)
Слайды:45-50
- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия книг Большая энциклопедия ПРИРОДЫ Жизнь животных. - Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)- Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)
- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)
Физкультминутка
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в 1 классе Равнинной школы
- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.
Итог урока.
- На доске – схематический  рисунок глобуса (или карта полушарий?)- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)-  Покажите на глобусе.- Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску.(дети прикрепляют на рисунок глобуса: «Северный полюс», «Южный полюс»)- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)- Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки –Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.(учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины  к Северному и Южному полюсу соответственно)
- А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. - Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).
- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.
Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?
Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке.
На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктиды. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите , что у вас получилось.
А я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о белых медведях Слайд56Домашнее задание.
Памятка на слайде55.
Физминутка:
Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай скорей братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись.