урок по окружающему миру Где живут белые медведи (1 класс)
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Где живут белые медведи?" (УМК А.А. Плешакова)
8.02.2012г.
Кириченко Татьяна Александровна- учитель начальных классов
МБОУ «Равнинная СОШ»
Цель урока:
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. (коммуникативная компетентность).
Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
(информационная компетентность).
Оборудование: компьютер; презентация «Где живут белые медведи», учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., картинка большого формата с изображением белого медведя, глобус, карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида; рисунки белого медведя и пингвина и др. животных Арктики и Антарктиды; изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи, раздаточный материал, листы тест-контроля, КИМы (тест 28, с. 46-47)Планируемые результаты:
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- находить на глобусе холодные районы Земли;
- различать животных холодных районов;
- подбирать одежду для разных случаев;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Участвовать диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Работать в группах и парах.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
И за дело, в добрый час!
Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч нашей школы и учителя из других школ района. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
Повторение пройденного.(на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)
Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА? (учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы? (Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?) - Мудрая Черепаха приготовила задания для вас
Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да – Нет».
- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет». (дети отвечают молча, показывая руками)
1- В прошлом вы были взрослыми? (нет).
- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (да)
- Суббота приходит после пятницы? (да)
- Первый день недели – это вторник? (нет)
- Между средой и пятницей – четверг? (да)
- Лето наступает после весны? (да)
- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? (да)
- Перед зимой идёт весна? (нет)
- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? ( нет)
- Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (да)
- В году 12 месяцев? (да)
2 Игра: « Не ошибись»! У уч-ся карточки с названиями месяцев, учитель вызывает по временам года (Осень, Зима, Лето, Весна)
3.Тесты листы тест-контроля, КИМы (тест 28, с. 46-47)
Проверка (ВзаимопроверкаМолодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.
В чёрных фраках,В белых майках круглый годХодит этотУдивительный народ. (Пингвины)(учитель вывешивает на доску картинку пингвина)Среди снега и льда не голодает,За рыбой в холодную воду ныряет.Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. (Белый медведь)(учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)
Объявление темы урока. Постановка цели.
- Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?(выслушиваются ответы детей)
- Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?
(на доске открывается тема урока)
Слайд3-4
- А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.
(учитель показывает цветок)
4.Работа над новым материалом.
- Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
Повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- Вели оказаться там, где живут белые медведи.
(ученики садятся за парты)
- «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».
- Где же оказалась Женя?
- Где же оказались мы, ребята?
- Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)
(учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)
- Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
- Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым
Рассмотрите рисунок.
Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере. (идёт самостоятельная работа учащихся). Слайд6 - Проверяем. Что нам понадобится на севере? (ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
- На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика.Слайды:7-10
11-12 слайд. – Арктика –это океан, покрытый льдом.
13 слайд – Слой льда очень толстый и крепкий.
14 слайд – В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.
Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.
15-16 слайд – А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить.
- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да) слайд17
- Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).
- Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
Компетентностно-ориентированное задание.
- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает? Слайды18-32
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!
- На кого охотился белый медведь? (на тюленя)- Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)- Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)
- Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)
– Здесь и живёт белый медведь!
- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.
Рассказ учителя с презентацией.
20 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»
Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.
21слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх.
22-23 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.
24-26 слайд - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.
27- слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.
28 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.
29 слайд – Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.
30-31 слайд - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.
Проверка:
- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе? За каждый правильный ответ получаете фишку. Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?
Модельный ответ.
Толстый слой жира.
Густой мех.
Строение головы.
Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
Белая окраска.
Умение плавать и нырять.
- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Слайды(32-39)
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 12.
- Найдите белого медведя.
- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.
- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……
- На кого из них может охотиться белый медведь?
- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)
- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по нашему вели.
- Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.
- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно) Слайд 41-44)- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.
- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 13. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)
Слайды:45-50
- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия книг Большая энциклопедия ПРИРОДЫ Жизнь животных. - Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)- Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)
- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)
Физкультминутка
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в 1 классе Равнинной школы
- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.
Итог урока.
- На доске – схематический рисунок глобуса (или карта полушарий?)- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)- Покажите на глобусе.- Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску.(дети прикрепляют на рисунок глобуса: «Северный полюс», «Южный полюс»)- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)- Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки –Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.(учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины к Северному и Южному полюсу соответственно)
- А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. - Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).
- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.
Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?
Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке.
На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктиды. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите , что у вас получилось.
А я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о белых медведях Слайд56Домашнее задание.
Памятка на слайде55.
Физминутка:
Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай скорей братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись.