Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи?
Конспект урока
по окружающему миру в 1 классе
Тема урока: Где живут белые медведи?
Образовательная система (УМК): Школа России
Цель урока: формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах.
Планируемые результаты:
Личностные:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
бережное отношение к животным.
Метапредметные:
Регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
выделять из темы урока известные знания и умения;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.
Коммуникативные:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
сравнивать животных, относить их к определённым группам.
Средства обучения:
презентация, глобус, видеофрагменты, раздаточный материал, бумажные «кружочки»;
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. Ч.2 - 96 с;
Плешаков А.А. Окружающий мир: Тесты: 1 класс:- 66 с;
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: Ч. 2- 96 с.: ил. - Обл.
Литература:
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: 2001.
2. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.
3. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 576(747) с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: 2013.
Этапы урока
(с указанием времени) Дидактические задачи этапа Содержание материала урока Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся Средства обучения Анализ этапа
Мотивирование к учебной деятельности
(1-2 мин) Эмоциональный настрой на работу Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Проверим, как мы готовы к уроку. Проверка готовности учащихся к уроку (рабочего места, осанки). Настрой на учебную деятельность Актуализация знаний
(3-4 мин)
Повторение знаний, полученных ранее,
Формирование умений проверять работу в соответствии с эталоном Для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, необходимо повторить то, что изучали на предыдущих уроках.
Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Для того, чтобы узнать, как вы усвоили материал, письменно проверим ваши знания. Откройте тесты на стр. 35, работаем карандашом.
Задание 1. В правильной ли последовательности перечислены времена года?
Задание 2. В правильной ли последовательности перечислены времена года?
Задание 3. Что бывает весной?
Сверьтесь с ответами на доске. Если задание выполнено верно, ставим знак «+», напротив, если нет, то «-». Практический
Приём руководства (самостоятельная работа)
Тетрадь для тестов, ручка
Выявление места и причины затруднения
(1 – 2 мин) Формулировать тему урока и цель урока. Ребята, отгадайте загадку.
В океане тёмно-синемЛапой выудив моржа, На полярной скользкой льдине Я дрейфую не дрожа.
(Белый медведь)
Рыболов, пловец прекрасный,Черный фрак на нем атласный.У него постель из льдин,Стоя спит на ней …(Пингвин)
Что вы знаете о белых медведях? Какой вывод можно сделать? (знаем мало) Что нам предстоит на уроке? (узнать больше). А знаете ли вы, где живут белые медведи и пингвины? Как вы думаете, какова тема урока? Ответ на этот вопрос вы получите сегодня на уроке. Использование проблемных вопросов Аудиовизуальный (презентация)
Слайд 1
Слайд 2
4. Реализация построенного проекта
Сообщение новых знаний Вспомните, как зовут этого медвежонка? (Умка).
Давайте вместе с Муравьишкой-вопросиком отправимся к Умке в гости! Пусть он нам расскажет о своей родине!
Где же оказались мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (на Севере, на Северном полюсе)
Ребята, что я держу в руках? (глобус)
Что такое гло́бус?
На нашем глобусе северный полюс находится вот здесь.
Каким цветом обозначены эти места на глобусе? Как вы думаете почему? Какая здесь погода?
На Земле есть очень холодный район – это Северный полюс и его часть Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта очень толстым слоем льда и снегом, которые никогда не таят! Дует сильный ветер, идёт снег. Этот район так же носит название А́рктика.
Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)
Мини-итог: какой океан расположен на Северном полюсе? (Северный Ледовитый). Какова его отличительная особенность?
А что должны иметь такие животные, чтобы не замерзнуть: теплые сапоги и шапку с варежками? (нет, густую тёплую шерсть и толстый слой жира).
Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь.
Умка предлагает нам посмотреть короткий фильм о себе.
Что интересного мы узнали о жизни Умки?
А вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела и располагается даже на его ступнях! Поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
Белый медведь – хищник, чем он по-вашему может питаться в Арктике? Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.
В природе у белых медведей нет врагов, главный его враг – человек. Белый медведь особо охраняется, он занесён в Красную книгу России.
Мини-итог: Что интересного вы запомнили о медведях?
Итак, ребята, где же живут белые медведи? (Северный полюс. Во льдах северного ледовитого океана. В Арктике)А как они приспособились обитать в природе?
Как вы думаете, каких животных мы там ещё можем встретить?
Соседями нашего Умки являются: морж, тюлень, поморник. Словесный (беседа)
Работа с новым понятием (чёткое проговаривание с ударением)
Словесный (рассказ)
Работа с новым понятием (чёткое проговаривание с ударением)
Наглядный
Словесный (рассказ)
Словесный (беседа)
Аудиовизуальный(презентация)
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Видеофрагмент
Слайд 7-8
5. ФизминуткаПрофилактика утомления. Психоэмоциональная разрядка. Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши,
(Машите рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши.
(Дотрагиваетесь до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй.
(Стучите по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!
(Кладёте голову на руки и закрываете глаза)
Практический - показ 6. Реализация построенного проекта (10 мин) Сообщение новых знаний Посмотрите на глобус. Покажите, где находится Северный полюс? А что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне?
(Южный полюс).
А там, на Южном полюсе обитает другой мультипликационный герой – это смелый и добрый пингвиненок Лоло! О жизни пингвинов мы попросим рассказать Лоло и отправимся к нему в гости.
Итак, мы с вами на Южном полюсе, Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антаркти́дой (слайд) .Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)
Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Почему, как вы думаете? Это участок суши тоже покрыт толстым слоем льда. Здесь, так же как и в Арктике, вечная мерзлота. В Антарктиде всегда холодно, даже холоднее, чем на Северном полюсе.
Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвин! Кто такие пингвины?
Лоло покажет нам свой фильм.
В этом фильме, ребята мы увидели с вами какие заботливые родители – пингвины! Где они прячут своего малыща?
Для чего они это делают?
Как кормят пингвиненка, пока он маленький?
А где родители достают для него корм?
Пингвины это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, раков, крабов.
Какой главный признак всех птиц указывает на то, что пингвин действительно птица, а не рыба, например, раз он так хорошо плавает? (наличие перьев).
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
У пингвинов под кожей есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров.
Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов: пара пингвинов откладывает всего одно яйцо, из которого вылупляется один птенец. Яйцо крупное и форма у него необычна, ведь его пингвины будут носить между ног и согревать постоянно. Когда он немного подрастет, его отправляют в пингвиний «детский сад». Все пингвинята собираются вместе и растут под присмотром взрослых птиц, а родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.
Мини-итог: Что вы запомнили о пингвинах? Где они живут? Какова отличительная особенность Антарктиды?
Но в Антарктиде живут не только пингвины. Здесь обитают также морской леопард, альбатрос и ледяная рыба.
Подумайте, а как живут медведи – семьями или по одному? А пингвины? Подумайте, почему?
Подведение итога: появление схемы: Северный Ледовитый океан – Северный полюс (белые медведи), Антарктида – Южный полюс (пингвины). Словесный (рассказ)
Работа с новым понятием (чёткое проговаривание с ударением)
Наглядный
Словесный (беседа)
Словесный (рассказ)
Словесный (беседа)
Проблемные вопросы
Аудиовизуальный (презентация)
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Видеофрагмент
Слайд 12-13
Слайд 14 7. Первичное закрепление
(3 мин) Выявить уровень усвоенного нового материала Работа в рабочих тетрадях. Стр. 11.
Задание 1.
Обведи лишний рисунок в каждом ряду. Объясни своё решение.
Приготовьте тетради к сдаче. Практический Рабочая тетрадь, карандаш 8. Самостоятельная работа
(3-5 мин)
Выявить уровень усвоенного нового материала, формировать навыки взаимопроверки У каждого на парте лист с изображением глобуса, названий полюсов, районов и животных, которые населяют тот или иной полюс. Ваша задача соединить стрелками название полюса, района и животного, населяющего тот или иной полюс.
Поменяйтесь листами, возьмите зелёную ручку и проверьте правильность выполнения заданий, сверяясь с доской. Если стрелка идёт в неправильном направлении – зачеркните её и нарисуйте правильное.
Практический
Раздаточный материал
Слайд 15
9. Включение в систему знаний и повторение
(3 мин) Выявление уровня знаний, усвоенных на уроке О каких холодных районах мы сегодня узнали на уроке? (Северный Ледовитый океан – Арктика и Антарктида)
В каких полюсах они находятся? (Северный и Южный). Покажите на глобусе.
С какими новыми словами мы сегодня познакомились? Что обозначают эти географические названия?
Какие животные есть в Арктике?
Какие животные населяют Антарктиду?
Как животные приспособились к жизни в таких суровых климатических условиях?
Как люди должны относиться к животным, обитающим в Арктике и Антарктиде? Словесный (итоговая беседа)
Глобус
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(1–2 мин) Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов Оцените свои знания на конец урока (кружочки)
Зелёный – узнал на уроке много;
Желтый – узнал, но не все, что хотел.
Красный – ничего не узнал, ничего не понял.
Те, кто поднял жёлтый и красный круг, подумайте, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат? Организационный приём (оценка своих знаний «кружочками») Наглядные средства обучения (бумажные «кружочки»)