РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Школа УМК России


Календарно-тематическое планирование. «Занимательная математика» 1 класс – 32 ч.
№п/п Тема урока
Кол-во часов
Типурока Элементы содержания Требованияк уровню подготовкиобучающихся Видконтроля
Характеристика деятельности
дата по плану факт.
дата корректировка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Математика — это интересно 1 Комбини-
рованный Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). Уметь выявлять закономерности в расположении деталей. Фронтальный опрос Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»
(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его
описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры
в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии
с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки
с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной
доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы»,
«Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу). 2 Танграм: древняя китайская головоломка 1 Комбини-
рованный Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Уметь анализировать предложенные возможные варианты верного решения; Фронтальный опрос 3 Путешествие точки 1 Комбини-
рованный Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Уметь выявлять закономерности в расположении деталей. Индивидуальный опрос 4 Игры с кубиками 1 Комбини-
рованный Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Уметь выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже Фронтальный опрос 5 Танграм: древняя китайская головоломка 1 Комбини-
рованный Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Уметь выявлять закономерности в расположении деталей. Фронтальный опрос 6 Волшебная линейка 1 Комбини-
рованный Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Уметь проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); Фронтальный опрос 7 Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 Комбини-
рованный
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Уметь анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос. Индивидуальный опрос 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы. Уметь сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания; Фронтальный опрос 9 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 Комбини-
рованный Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности. Индивидуальный опрос 10 Игры с кубиками 1 Комбини-
рованный Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Знать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации Фронтальный опрос 11,12 Конструкторы лего 2 Комбини-
рованный Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Уметь конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения; Фронтальный опрос 13 Весёлая геометрия 1 Комбини-
рованный Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Знать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции Индивидуальный опрос 14 Математические игры 1 Комбини-
рованный Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10». Уметь оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
Фронтальный опрос 15,16 «Спичечный» конструктор 2 Комбини-
рованный Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы. Знать Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии Фронтальный опрос 17 Задачи-смекалки 1 Комбини-
рованный Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения. Уметь конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения Индивидуальный опрос 18 Прятки с фигурами 1 Комбини-
рованный Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1. Уметь конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения Фронтальный опрос 19 Математические игры 1 Комбини-
рованный Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20». Знать Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии Фронтальный опрос 20 Числовые головоломки 1 Комбини-
рованный Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Знать Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии Индивидуальный опрос 21,22 Математическая карусель 2 Комбини-
рованный Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Уметь конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения Фронтальный опрос 23 Уголки 1 Комбини-
рованный Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности Индивидуальный опрос 24 Игра в магазин. Монеты 1 Комбини-
рованный Сложение и вычитание в пределах 20. Уметь оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Фронтальный опрос 25 Конструирование фигур из деталей танграма 1 Комбини-
рованный Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы. Знать Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии Фронтальный опрос 26 Игры с кубиками 1 Комбини-
рованный Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль. Уметь оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Фронтальный опрос 27 Математическое путешествие
1 Комбини-
рованный Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5.
Уметь оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Фронтальный опрос 28 Математические игры 1 Комбини-
рованный «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Уметь оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Фронтальный опрос 29 Секреты задач 1 Комбини-
рованный Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач Уметь оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Фронтальный опрос 30 Математическая карусель 1 Комбини-
рованный Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности Фронтальный опрос 31 Числовые головоломки 1 Комбини-
рованный Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности Индивидуальный опрос 32 Математические игры 1 Комбини-
рованный Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20». Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности Фронтальный опрос