Разработка урока по внеклассному чтению 3 класс Б.В.Заходер Занимательная зоология


Пояснительная записка
Осознание значимости чтения для личного развития , формирование представления о мире, истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о доброте и зле, нравственности ; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Ключевой целью творческого проекта является : активизация процесса учения путем создания мультимедийного пространства на уроках внеклассного чтения.
Планируемые результаты на уроках внеклассного чтения , включают освоение универсальных учебных действий , а именно : познавательные, прослеживаются через поиск информации и открытие чего- то нового. Уроки внеклассного чтения формируют у детей способность к саморазвитию, к обучению и познанию., получению новых знаний и навыков.
Проектная деятельность, использованная на уроках внеклассного чтения, позволяет реализовать системно-деятельностный подход и приемственность в обучении детей начальной школы.
Готовясь к урокам внеклассного чтения и дети, и родители включаются в активную поисково-проектную деятельность: организовывают книжные выставки, готовят творческие викторины и т.д.
Тема: Заходер. Б.В «Занимательная зоология», «Сказка про доброго носорога»., «Лягушки поют»
Цель : Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования творческого пересказа.
Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения.
Воспитание у младших школьников любви к своему родному краю, уважения к труду людей, ответственности за свои поступки.
Образовательные результаты :
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Требование к результатам изучения учебной темы : понимание роли чтения , использование разных видов чтения, умение осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Педагогические задачи : создать условия для ознакомления с рассказами Б.В.Заходера ; способствовать формированию навыков выразительного чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.
Базовые технологии : портрет Б.В.Заходера , подборка книг , детские рисунки по рассказам писателя, мультфильм «Сказка про доброго носорога»., аудиозапись «Лягушки поют»
Содержание урока
Организация начала урока
Постановка учебной задачи. Разминка.
Изучение нового материала.
Первичное восприятие текста.
Словарная работа
Продолжение работы над темой .Анализ произведения
Работа в парах
Работа с иллюстративным материалом
Работа в группах
Домашнее задание
Итог урока. Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяПланируемые результаты
1.Организация начала урока Создание ситуации успеха. Психологически настраивает учащихся класса на урок. Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
2. Постановка учебной задачи. Разминка выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
- А сейчас прочитайте стихотворение про себя
- Лягушка, лягушка,
Где ты была?
- Ква-ква-ква,
Важные
Были дела!
Утром ныряла в пруду,
Днем
Загорала в саду,
Под лопухом в тишине
Съела я муху
На ужин...
Ночью спала на луне,
Которая плавала
В луже.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Весело, радостно.) Почему? (Ответы детей.)
- А сейчас мы с вами прочитаем вслух, с выбранной интонацией . - Лягушки являются амфибиями. Они откладывают свои яйца в воде. Яйца превращаются в головастиков, которые живут в воде, и со временем они превращаются в лягушку;
Слайд 1- головастики больше похожи на рыбу, чем на лягушку, у них есть длинный ребристый хвостик и они дышат через жабры;
- нужно отметить, что лягушки использую свои глаза чтобы глотать пищу. Когда лягушка моргает, ее глазные яблоки опускаются вниз, создавая выпуклость вверху их рта. Эта выпуклость сжимает пищу и проталкивают ее в горло, которое находится на спине.
Слайд 2- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он лягушке. А какому животному принадлежит? (звучит кваканье лягушки) (ответы детей)
- Да вы правы, это кваканье лягушки. Кто из вас видел лягушку? Кто видел головастика?
Слайд 3
Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Слайд 4
-Я вам предлагаю познакомиться со стихотворение замечательного писателя Б.В.Заходера «Лягушки поют»
Выразительное чтение.
Беседа по содержанию
(иллюстрация лягушки и головастика)
-Кто такой дирижер?
- Что такое капелла?
- Почему автор называет лягушек, хором?
- Дети, а кто был в зоопарке?
_ А видели ли вы там носорога?
- Расскажите, как он выглядит?
-А что вы знаете о носороге?
-Скажите, похожи чем то лягушка и носорог? (нет)
Рог у носорога нельзя назвать рогом в строгом смысле этого слова: в отличие, например, от бычьего рога, он не содержит костной ткани, а состоит из склеенных щетинообразных волос. Из-за того, что эти рога высоко ценятся в восточной медицине, носороги в данное время находятся под угрозой вымирания. Для защиты от браконьеров власти некоторых стран, где обитают популяции носорогов, отлавливают животных и под наркозом отпиливают рог. Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы «Общества защиты животных».
О чём нам может рассказать заголовок?
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «стих»?
Читают стихотворение
Читают стихотворение про себя
Чтение стихотворения хором
Беседа
Прослушивание
Читают название.
Рассуждают о содержании произведения.
Ответы детей
Внимательно слушают
- Лицо, управляющее оркестром, хором или танцами на балу.
- Артистический коллектив певцов и музыкантов, хор. Владеют логическими действиями.
Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
Высказывают свое мнение.
Высказывают свое мнение.
3. Изучение нового материала.
1. Первичное восприятие текста
2. Словарная работа Я предлагаю вам посмотреть историю, которая произошла очень давно.
https://www.youtube.com/watch?v=VPVAE3ToHh0Чувствительная кожа – один из основных типов кожи, характеризующийся чрезмерным реагированием на обычные факторы (физические, химические)
Дубина - Толстая тяжёлая палка.
Срамить – позорить.
Птица Калао – Включает 57 видов, обитающих в Африке, Научное название этих птиц происходит от др.-греч. βοῦς — «бык» и κέρας — «рог», что буквально переводится как «бычий рог». Все птицы-носороги очень похожи друг на друга по образу жизни, в других же отношениях представляют чрезвычайное разнообразие. Иногда выделяются в отдельный отряд
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.) Внимательно смотрят мультик
«Сказка про Доброго Носорога»
Делятся своими впечатлениями.
Определяют совместно
с учителем толкование слов.
Выполняют физкультминутку
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
4.Продолжение работы над темой.
1. Анализ произведения
2. Работа в парах (составление концовки)
5. Работа с иллюстративным материалом (Выставка книг Б.В.Заходера)
- В своем произведении Борис Владимирович Заходер, очень много рассказал о внешности Носорога, а вот о характере и каким был Носорог, мало что известно.
-Расскажите, что произошло с Носорогом?
- Как вы думаете, ему страшно было остаться одному?
-С кем он отправился в чащу?
-Дети, а как по вашему мог еще закончиться рассказ?
-Как к Носорогу относились другие животные? Носороги?
-Рассмотрите иллюстрацию, как думаете, к какой части стихотворения, она относится?(Когда Носорог решил уйти в чащу, закончив спор) Выполняют задания. Отвечают на вопросы
Ответы детей
Ответы детей Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.
Составляют диалог животных при первой встречи
Высказывают свое мнение
6. Работа в группах 1 группа – сочинить четверостишье, про животных
2 группа – портрет героя Носорога
- Какой конец в этой истории? (Печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
– Кого вам сейчас жалко? Почему?
– Скажите, могут ли животные, испытывать глубокие и сильные чувства?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. Отвечают на вопросы Полно и точно выражают свои мысли
7. Домашнее
задание - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
Нарисуйте героев сказки про Носорога. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осуществляют поиск средств достижения цели
8. Итог урока.
Рефлексия -– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того героя, который вам запомнился больше.
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?
Какова была цель писателя?
(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)
Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Б.В.Заходеру, за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности Формулируют ответы на вопросы.
Владеют навыками самоанализа