Воспитательное мероприятие Воспитание уважения к старшим
Воспитательное мероприятие
«Воспитание уважения к старшим»
Цель: формирование представления о нравственности.
Задачи:
Образовательная: обогатить словарный запас, повторить правила вежливости;
Развивающая: развивать умение отвечать на вопросы, речь, стремление быть внимательным к окружающим людям;
Воспитательные: воспитывать уважение к старшим.
Оборудование: жетоны для викторины, медаль «Самый вежливый».
Ход мероприятия
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»?
( Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место и т.д.).
- Вы знаете, что человек – невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихотворения, например, слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит неправильно.
Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече:
«Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,
А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну я пошелПока! Всего!»
- Ребята, как вы назовете такого человека? ( Невежа).
- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит – получает жетон.
Викторина
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите? ( Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения).
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? ( Нужно встать, поприветствовать его).
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома? ( Остановиться, поздороваться первым).
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими? ( Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно).
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы должны их называть? На «вы» или на «ты»? ( На «вы»).
Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать? ( Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить).
Итог викторины. Подсчитав жетоны, победитель награждается медалью «Самый вежливый».
Физкультминутка
Солнце выглянуло рано.
Улыбнись, становись прямо,
Раз – хлопок и два – хлопок!
А теперь присядь, дружок!
Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
Всю квартиру собой заполонила!.. ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
Старый человек... Куда же ей деться?
Зажилась на свете... вздыхал отец. В инвалидном доме ей место вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького - то на дорожку...
Подходила к Борьке:
Вставай, батюшка мой, в школу пора!
Зачем? сонным голосом спрашивал Борька.
В школу зачем? Темный человек глух и нем вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
Иди ты, бабка...
Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
Мама! кричал Борька. Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
Боря, вставай! стучал в стенку отец. А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
Ела, ела, кивала головой бабка. Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни богу молиться, долги платить да родителей кормить.
Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою. А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
олову. То являлся Борька с новой игрой в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
Батюшки, батюшки... Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
Бабка, не мешай! задыхался Борька.
Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.
Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.
* * *
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
Обидеть что ударить, приласкать надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Как это главная? заинтересовался Борька.
Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
Не взгреет! нахмурился Борька. Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
Да мы свою бабку не обижаем, покраснел Борька. Она у нас... сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
Бабка, нетерпеливо крикнул он, иди сюда!
Иду, иду! заковыляла из кухни бабка.
Вот, сказал товарищу Борька, попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
Не я учу жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивлялся:
Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
Какой петух тебя клюнул? смеялся он.
Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.
Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? спрашивал он.
Бабка задумывалась.
По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
Как же это? Маршрут, что ли?
Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.
Беседа – диалог.
- Как относилась бабушка ко всем в доме?
- Что она делала для отца Бори?
- Что она делала по хозяйству?
- Что она делала для Бори?
- Какой же была бабушка?
- Как можно о ней сказать?
- Чему она научила Борю?
- Как же к ней относился Боря?
- Чему научил товарищ Борю?
- Какой мы сделаем вывод?
Пословицы.
Не смейся над старым: и сам стар будешь.
Без старых не проживешь.
Молодость – пташкой, старость – черепашкой.Учат добру не дураки, а старики.
- Объясните их смысл.
Подведение итогов.
- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивости, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.
15