РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ. ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: «Семейное воспитание: в любви и строгости нужна мера»
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
«Семейное воспитание: в любви и строгости нужна мера»
«Растите детей своих в добродетели только одна она и может дать счастье» Л.Ван Бетховен.
«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» Д.Локк
Любовь к детям - одно из благороднейших человеческих чувств, которое озаряет светом радости жизнь семьи, помогает родителям переживать горести и печали. Согретые любовью и лаской, дети растут приветливыми, у них развивается уверенность в своих силах, жизнерадостность, чувство собственного достоинства.
Слово - тончайший инструмент человеческого общения. Слово, то осуждающее- суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироничное, насмешливое, саркастическое,- оно обладает огромной силой. Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в доме. Прежде чем начинать разговор, следует подумать о чем конкретно говорить ребенку. Значение имеет не только каждый аргумент, но и тон :спокойный, доброжелательный; как собираетесь беседовать: наедине или в присутствии товарищей и т.д.
Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а легкая ирония по поводу трудно завоеванной «четверки» неожиданно убивает радость ребенка, веру в свои силы, грозит утратой доверия.
В народе справедливо говорят: «Птица не может летать без крыльев, человек не может жить без доверия». Доверие окрыляет человека, придает ему уверенности в себе. Особенно нуждаются в доверии подростки. Они тянутся ко взрослым, надеясь найти у них поддержку и ответы на жизненные вопросы.
Многие ошибки, неудачи родителей происходят от того, что они рассматривают детей как объект воспитания и только. Поучают их, наказывают, предъявляют чрезмерные требования. Нередко это приводит к простому унижению ребенка, невниманию к его чувствам, переживаниям. Пример: заполученную накануне двойку мама отправляет дочь в старом, рваном платье. Девочка плакала и просила мать разрешить одеть ей школьную форму, но мама была непреклонна. Ей казалось, что она воспитывает дочь, а на самом деле только унижает её.
Любовь и требовательность к детям неразрывно связаны с уважением и доверием к ним. Следует напомнить слова Макаренко: « дети - это живые жизни и жизни прекрасные, и по- этому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности.»
Но! Родительская любовь должна быть взыскательной и требовательной, без слезливой сентиментальности и всепрощения, без жертвоприношений со стороны отца и матери.
Слепая, неразумная любовь приводит к тому, что дети вырастают холодными и расчетливыми эгоистами, себялюбцами и тунеядцами. Дети обязаны думать о счастье родителей, облегчать им труд по устройству семейной жизни и быта. Только в этом случае в ребенке развивается чувство привязанности, уважения, чуткости ко всем людям.
Такое сильное чувство как любовь родителей к детям, в интересах счастья и будущего детей нуждается в разумных проявлениях.
Не менее важно родителям соблюдать чувство меры и в строгости. Иначе в семье возникают серьезные проблемы. К сожалению семей, где уважение родителей держится на ремне, страхе, угрозе еще очень много. Осуждая таких родителей, Белинский писал:
«Как грубо ошибаются многие родители, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью. Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости.»
Как не вспомнить в этом случае о разных видах родительского авторитета. Очень полно и ярко их описывал А. С. Макаренко в своей книге «О воспитании» .
Нежелание изучать мотивы поведения детей, догматическое отношение к своим требованиям без учета возрастных изменений в жизни ребенка приводят к серьезным конфликтам. (Мать держала 16 - летнего сына в большой строгости, она установила ему режим дня и требовала, чтобы он придерживался его неукоснительно. Однажды мальчик пришел домой не в 10 часов, а в половине 12. Мать заподозрила, что сын попал в плохую компанию . Не говоря ни слова, она ударила его по лицу. Мальчик был потрясен до глубины души. В таких случаях родители могут потерять искреннюю любовь и уважение детей к себе.
Пагубно действует на детей как сентиментальные сюсюканья, так и нервозные окрики. Все это свидетельства полного отсутствия педагогического такта. Педагогический такт есть не что иное, как хорошо развитое чувство меры ласковости и строгости, доброты и требовательности. Думаю, все родители могут взять за основу в воспитательной работе “золотое” правило родителя - педагога:
«В работе должны царствовать серьезность, допускающая шутку, доброта без слабости, справедливость без придирчивости, ласковость без приторности, порядок без педантизма и постоянная разумная деятельность»
В тоне родительского распоряжения не должно быть злости, раздражения, крика. Тон требований в каждом конкретном случае должен соответствовать обстановке, характеру поступка, учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Неправы и те родители, которые считают, что требования к детям должны выражаться всегда только равным спокойным голосом.
Хочется напомнить мысль Макаренко о праве воспитателя на гнев. Протестуя против ровного голоса, он писал:
«Я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по –настоящему, а не так что-не то сердится, не то педагогическую мораль разводит» .
Однако при этом гневном требовании не может проявляться неуважения к ребёнку как к личности, не должно быть намёка на истеричность. Ребёнок должен почувствовать, что вы искренне заинтересованы в том, чтобы он стал лучше.
А.С.Макаренко считал, что наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость - задача каждого родителя. Наказание - очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребенка следует в исключительных случаях. Оно может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Наказание не должно унижать! А значит, никаких нотаций при свидетелях и рассказов в гостях о провинностях ребенка, тоже приглашенного на праздник; виновник должен ясно понимать, за что его наказали; не стоит применять «долгосрочных» наказаний, ведь когда человеку 9-11 лет, месяц кажется длинным, как жизнь.
Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе, демонстрируйте им, что вы считаете важным все, что они делают. Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях. Делитесь с ними своим жизненным опытом. Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт – подражая, он очень скоро вернёт их вам.
Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.
Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
Если вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели ребёнок.
У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям и едва в нём объединяться два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
А. С. Макаренко «О воспитании» М.: Полит. Лит-ра, 1988. - 198 с.
Родительские собрание. Сценарии, рекомендации для проведений. 1 – 4 классы/ Л.И. Саляхова. – 2-е изд. – М.: Глобус, 2008.- 315 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15