Классный час по экологии Природа не прощает ошибок! или Экологические проблемы города Бугуруслана


Классный час в 10 классе Б
Тема: «Природа не прощает ошибок» (Экологические проблемы города Бугуруслана)
 
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
 
Оформление:
а) на доске
название классного часа «Природа не прощает ошибок».
эпиграф:  
Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполнедостойна его, человек должен устраиватьземлю так же заботливо, как он привыкустраивать свое жилье, свой дом.А. М. Горький 
фотографии памятников Оренбургской области «Бузулукский бор», заповедник «Шайтан-тау», скала «Верблюд»
эмблема «Год экологии»
б) Законы экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
                
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности, обнаруживать связи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать из для необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, работать в группе.
Оборудование:  презентация PowerPoint, название классного часа «Природа не прощает ошибок», эпиграф, фотографии памятников Оренбургской области «Бузулукский бор», заповедник «Шайтан-тау», скала «Верблюд», эмблема «Год экологии»
Ход классного часа.
 I. Мотивационный этап
А) Видеосюжет «О заповедной системе ООПТ»
Б) Чтение стихотворения
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,Твердим о том, что дел невпроворот.Но мы ещё придём просить прощеньеУ этих рек, барханов и болот,У самого гигантского восхода,У самого малейшего малька.Пока об этом думать не охота.Сейчас нам не до этого. Пока.Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и реки без воды.Всё меньше окружающей природы.Всё больше окружающей среды.
(Роберт Рождественский)
- Объясните последние строчки стихотворения.
-Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о весьма актуальной проблеме нашего общества, человечества в целом. Подумайте, о чем будет сегодняшний классный час?
II. Основная часть классного часа
1) Вступительное слово
- Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Этим классным часом мы с вами открываем серию классных часов, посвящённых Году экологии. 5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
2) Презентация «10 чудес Оренбургской области»
- Мы с вами живём в удивительном крае- Оренбургской области. Предлагаем вашему вниманию презентацию «10 чудес Оренбургской области» ( представляет учащийся)
 
3) Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
- Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
 
4) Интерактивная беседа.
- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы :
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
 
5). Информационный блок «Законы экологии».
-Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Работа в группах.
1 группа. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.
2 группа. К Новому году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?
32 г кислорода (молярная масса)
Занимает 22,4 л (молекулярный объём)
200 кг = 200 000 г занимает объём х л.
Решение 2 задачи:
200 000 г– х л
32 г– 22,4 лХ= 140 000 л кислорода мы лишились.
Первый закон. Всё связано со всем.
Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу.
3 группа. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?
4 группа. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии.
Школа собрала за год 15т макулатуры.
Сколько деревьев сохранили школьники?
(150 000 кг: 60 кг = 250 деревьев, 3 000 кубометров воды и 15 000 кВт/ч электроэнергии).
Второй закон. Всё должно куда-то деваться.
5 группа.
Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите.
1) Установите дополнительные фильтры.
2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование.
3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.
6 группа. Главным источником загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.
Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.
Решение 6 задачи.
500 г х 500 деревьев = 250 000 г(250 кг сернистого газа)
250 г х 500 деревьев = 125 000 г (125 кг хлора)
3 закон. За всё надо платить. Ничего не даётся даром.
7 группа. 4 тыс лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?
4 закон. Природа знает лучше.
          

- Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. Прочитайте.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
 
6. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
- Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?
Сообщение учащегося.
 В нашем городе и районе работает санитарно-гигиенический отдел центра Госсанэпиднадзора, который ежемесячно отбирает 6 проб на реке Б.Кинель:
– выше города в районе с.Красноярка– устьях рек Контузла и Турханка– 500 м ниже сброса воды с очистных сооружений– районе п.Затон и– на границе с Похвистневским районом, Самарской области.
Свои исследования они регулярно публикуют в газете “Бугурусланская правда” под рубрикой “Экология. Безопасность. Жизнь” для широкого обозрения. По последним данным бактериологические показатели превышают допустимые нормы в 110 раз, в процентном отношении химические загрязнения составляют 52%, а бактериальные – 48%. Очистные сооружения все еще не в рабочем состоянии.
Питьевая вода берется из артезианских скважин на глубине 30–60 м и имеет хорошие вкусовые качества, но её общая жесткость очень высока, в ней низкое содержание I2 , F2 вот вам и заболеваемость кариесом, у 98% населения, заболевания щитовидной железы – 90%, высокий процент заболеваемости почечно-каменной болезнью, болезни крови – выше среднеобластного показателя. Биологическая потребность в кислороде превышает допустимые нормы в 2 раза и больше.
- А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
-Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
- В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей.
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
-Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
-Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
 
 6. Просмотр видеосюжета «Экологическая ситуация в России»
III. Подведение итогов (рефлексия).
-Мы убедились, насколько актуальна и многогранна данная проблема. Многие аспекты этой темы рассматриваются и изучаются на уроках биологи и экологии.
- Что же мы можем сделать, чтобы спасти наш Бугуруслан, область, планету в целом?
( учащиеся по очереди отвечают на поставленный вопрос)
-Природа удивительный мир. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,Нам пировать позорно в счет будущего дня.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»
КЛАССНЫЙ ЧАС В 10 КЛАССЕ Б
ТЕМА: «ПРИРОДА НЕ ПРОЩАЕТ ОШИБОК» (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА БУГУРУСЛАНА)
 

Подготовила и провела:
Мордасова Н.А.
Классный руководитель 10 класса Б
4 марта 2017 год