Классный час Природа не прощает ошибок для 6-7 классов с презентацией
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИНОГРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ул. Октябрьская, д.56, с.Виноградное, Городовиковский р-н, РК, 359062
тел. (84731) 9-73-01; e-mail vinogradsh@rambler.ruМетодическая разработка классного часа
«Природа не прощает ошибок».
(Классный час посвящен законам экологии)
Возраст учащихся: 7 класс
Разработала:
Классный руководитель,
учитель географии МКОУ
«Виноградненская СОШ»
Укурчинова Светлана Петровна
с.Виноградное, 2013г.
Цели: расширить представление детей об экологических законах, способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оформление:
а) на доске – эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко.
б) Четыре закона экологии:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3.Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
Формы:
Беседа, виртуальный экологический рейд, творческая работа
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Презентация.
Бичевка ниток
Выставка книг, журналов
Листы бумаги, ручки для учащихся
Звуки природы
План классного часа:
Вступительное слово.
Проблемная ситуация. «Нужны ли комары?»
Интерактивная беседа.
Информационный блок «Законы экологии».
Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»
Работа в группах. «Обращение от имени природы».
Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
Выступление библиотекаря
Подведение итогов.
Ход классного часа:
Вступительное слово. (сл.1)
Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушения законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. (сл. 2)
Проблемная ситуация. «Нужны ли комары?»
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. « Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»! – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только, что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен …. Комарами.
Интерактивная беседа.
Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
Если уничтожить комаров, то исчезнет рыба, которая ими питается.
Природа сама регулирует количество живых видов.
Да в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.
Предлагаю вам поиграть в экологическую игру.
Экологическая игра «Паутина жизни»:
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).
К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
А можете вы привести примеры такой взаимосвязи?
Показать слайд 3,4 (Аральское море, которое обмелело и высохло от того, что человек из него брал воду для полива хлопка. Слайд 5 - воробей. В Китае были уничтожены миллионы воробьев. После чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.)Слайд 6 – куропатка
Информационный блок «Законы экологии» (слайд 7)
Как видим , природа жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске (Читаем).
Первый закон: Все связано со всем. Действие этого закона мы уже увидели на примерах.
Второй закон: Все должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который мы сжигаем или закапываем. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: Ничто не даётся даром. Всё, что мы выиграли, взяв у природы. Она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.
Четвёртый закон: Природа знает лучше. Человек самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент , способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Виртуальный экологический рейд. Какие законы нарушены?
Сейчас мы проведем виртуальный рейд и узнаем, выполняют ли жители нашей планеты экологические законы. А вот и первый нарушитель. В реку сбросили сточные воды. Чем это грозит водоему? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в ситуации? (Слайд 8)
Примерные ответы детей: Нарушены 1 и 2 законы. Могут погибнуть рыбы и водоросли.
Идем дальше. Что-то трудно становится дышать. Ага, это люди сжигают листву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон нарушают люди?
(Слайд 9)
Примерные ответы детей: листья, сгорая, загрязняют воздух, вызывая болезни людей. Нарушение второго экологического закона.
В цветочном магазине покапаем упаковку удобрения « биогумус.» ( Слайд 10) На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от+4 до+40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете , люди, которые вывели такого червяка , нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей: Это ,наоборот , строгое выполнение законов экологии. Тут выполняется второй закон «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а дает пищу червяку и становится удобрением.
Вот теперь решите задачку : представьте себе . что неподалеку от нашего села было болото. (Слайд 11) Весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и они его осушили. (Слайд 12)К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей: Осушив болото , можно потерять речку, да и лес пропадет. Нарушается четвертый закон природы « Природа знает лучше». Раз природа создала болото , так тут ему и нужно быть.
Ну, что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это один из признаков экологической культуры.
VI. Работа в группах. « Обращение от имени Природы».
К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы природа могла говорить. Что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма-обращения от имени природы. Первая группа будет писать обращение к фермерам. Вторая группа напишет письмо к ученикам нашей школы.
( Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.) Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп. (Слайд 13,14)
(К доске выходят представители групп, читают обращения.) Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны. (Слайд 15)
VII. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает) . О чем здесь говорит поэт ?
Примерные ответы детей:
-Что нужно беречь природу
- Что нельзя убивать зверей
Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
-Это жадность, зависть, глупость, бездушие и т.п.
-Это все плохое . черное, дикое.
-Это то ,что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Мне кажется. Вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
VIII. Выступление библиотекаря
IX. Подведение итогов.
Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?