Презентация по обществознанию Человек и человечность
Человек и человечность Урок обществознания в 6 классе Разработала и провела учитель истории и обществознания гимназии 1517И.М. Кравцова Цели урока: Образовательные: раскрыть на конкретных примерах смысл понятий «человечность», «гуманизм».Воспитательные: осмысление необходимости проявлять заботу, внимание и помощь людям, нуждающимся в них.Развивающие: создать условия для развития умения рефлексии применительно к отношениям с окружающими подростков людьми. Планируемые результаты:Предметные: научиться строить свои взаимоотношения с другими людьми, а также: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, сужденияЛичностные: убежденность в необходимости следования нормам морали. Метапредметные:Познавательные УУД: умения анализировать информацию из разных источников, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности и деятельности партнеров.Личностные УУД: развитие навыков в решении морально-нравственных проблем с учетом необходимости уважительного отношения к другим людям.Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и анализ результатов деятельности со стороны учителей и одноклассников. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, фотографии бабушек и дедушек.Ресурсы, в том числе электронные: мультимедийная презентация.Межпредметные связи: история, культура, литература.Формы работы: работа в группах, с учебником, Интернетом, словарями, распечатками текстов, объяснение учителя.Тип урока: комбинированный. Ход урока Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка наличия учебных принадлежностей. УчительСоздаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимисяПостановка проблемы: кто более счастлив: человек, живущий только для себя, или тот, кто умеет заботиться о других?Обращает внимание на эпиграф урока: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»С. Маршак Кто более счастлив: человек, живущий для себя, или тот, кто умеет заботиться о других? Цель урока:раскрыть на конкретных примерах смысл понятий «человечность», «гуманизм». Вспомним: Что отличает человека от других живых существ?Что такое добро?Какие поступки принято называть добрыми? Обсудим вместе:Почему не все поступки можно назвать человечными?Что значит относиться к другим по-человечески? Учебник, п.12, стр.100 Какой смысл гуманисты эпохи Возрождения вкладывали в понятия «Человек – это «венец творения» Бога», «универсальный человек»? Из Евангелия от Матфея:Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Как вы понимаете слова: «Любите врагов ваших»?«...если вы будете любить любящих вас, какая вам награда»? Работа по изучению терминов (человечность, гуманизм) Учебник, п.12, стр.100ВикипедияТолковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова Как вы понимаете слова «человечность» и «гуманизм»? Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе Что значит гуманное отношение? Приведите примеры.Для этого вспомните «Золотое правило морали» Организация игры «Я хочу» Составляется «цветок»: в центре написано: «Я хочу», в лепестках дети по-очереди пишут свои пожелания, как они хотят, чтобы к ним относились Игра «Я хочу» Я ХОЧУ Анализируя итог игры, учитель подводит обучающихся к пониманию того, что каждый человек – ценность, и каждая жизнь – ценность, к которой относиться нужно благоговейно. Предлагает прочитать вслух (ученику, который сможет сделать это выразительно и эмоционально) притчу В.В. Вересаева «Легенда» Учебник, п.12, стр.101 Читаем притчу В.В. Вересаева «Легенда»Какую мысль в своем произведении хотел донести до нас Вересаев? Первичное осмысление и закрепление изученного Учитель предлагает шестиклассникам обратиться к эпиграфу урока и объяснить, как они понимают эти слова Маршака.«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» Продолжаем изучать новый материал Учитель организует творческую работу обучающихся в группах. Разделитесь на 3 группы (по рядам)Обсудите вопросы:1 группа: Какое общество может считаться гуманным?2 группа: Можно ли считать гуманным спартанское общество, где не было места слабым или больным детям, где обузой считали стариков?3 группа: Какие меры можно предпринять, чтобы наше общество стало более гуманным? ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.Говорите по-очереди, не перебивая друг друга.Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?»Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси.Следующий говорящий дополняет предыдущего (не повторяясь).Высказывается обязательно каждый.Принятые решения заносятся в путевой лист. Распределение ролей для работы в группе:Руководитель группы (следит за тем, чтобы высказался каждый, за темой обсуждения, за порядком в группе)Выступающий (внимательно слушает каждого и высказывает свое мнение)Держатель времени (следит за временем работы в группе)Секретарь (записывает решения). Учитель предлагает учащимся поделиться своим опытом общения со своими бабушками и дедушками.Предлагает рассказать, как ребята помогают своим престарелым родственникам, о чем с ними разговаривают, о чем узнали и чему научились у них, какой опыт хотели бы перенять. Расскажите о своих бабушках и дедушках Учитель организует разбор репродукции картины В.М. Максимова «Все в прошлом» Почему художник именно так назвал свою картину?Представь, как жили эти женщины, когда были молоды.Можно ли назвать их старость радостной? Выполните :задание № 5 к параграфу 12 в рабочей тетради№№ 1-3 стр. 104 учебника (Рубрика «Проверь себя» Первичное осмысление и закрепление изученного Закончите предложения: Самым интересным для меня на уроке было ….Мне понравилось …..Я хотел(а) бы узнать подробнее….Я считаю, что моя работа на уроке была…..Сегодня я не понял(а) Домашнее задание § 12. Задания в рабочей тетради, № 6–7, с. 57 Спасибо за урок!