Технологическая карта по обществознанию на тему Человек и человечность
"Человек и человечность"
Предмет Обществознание
Класс 6
Базовый учебник Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. 6 класс М. –Просвещение
Тема урока "Человек и человечность"
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Цели урока Знакомство с понятием «человечность» как базовой ценностью общества
Планируемые результаты Предетные : Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные: Проявление способностей к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентация на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Технологии проблемно-диалогическая
Формы работы фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Оборудование тетради, словари, проектор , компьютер, рабочая тетрадь в печатном варианте
Виды деятельности учащихся ведут диалог с учителем, наблюдают над языковым материалом учебника
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД)
Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Мотивационно-организующий этап
ОРГАНИЗАЦИООНЫЙ МОМЕНТ
Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
МОТИВАЦИЯ
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
-Сегодня я хочу с вами поговорить об очень важной вещи в нашей жизни. Мы все страдает, если она отсутствует в нашей жизни, мы все в ней нуждаемся. Чтобы нам, было легче разобраться в этом важном вопросе я, предлагаю посмотреть отрывок из одного фильма.
Просмотр отрывка из фильма «Чучело» (С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Воспринимают информацию о предстоящей работе
Просматривают фильм Взаимодействуют с учителем Целеполагание Личностные: желают приобрести новые знания, умения.
Познавательные: принимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
2. Этап открытия новых знаний
(изучение нового материала)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Раздаются информационные листы.
-Прочитайте информацию и постарайтесь ответить на следующие вопросы.
После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано: «Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».Каково значение слова «гуманизм»?
Что значит воспитывать чувство гуманизма?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Организует работу по изучению терминов (человечность, гуманизм):
-Как вы понимаете слова «человечность»и «гуманизм»?
-Что значит гуманное отношение?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЖИТЕЙСКОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
-Приведите примеры гуманного отношения к людям, животным или природе. знакомятся с материалом, обсуждают вопросы, пытаются дать ответ.
дают определения
Приводят примеры из жизни, комментируют , высказывают свое мнение Взаимодействуют друг с другом Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Познавательные:Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни
Регулятивные : — адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. Физминутка ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки в стороны, пошире,
Развернули на четыре,
Крепко их к плечам прижать – это пять,
И за парты тихо сесть – это шесть. Смена видов деятельности Взаимодействуют с дежурным, проводящим физминутку Принимают и сохраняют цель и задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ
Стр.55 №2
взаимопроверка
РАБОТА В ПАРЕ
Выполнение задания в рабочей тетради, № 3 с. 55
Коллективная взаимопроверка
Закрепляют на практике полученные знания. Взаимодействуют в паре и с учителем Развитие регуляции учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные:самостоятельное создание способов решения учебной задачи
5. Подведение итогов
БЕСЕДА
Какие качества вы больше всего цените в людях?
Почему человечность так ценится в современном обществе?
Что значит быть человечным?
Почему в культуре любого народа так почитается старость? Находят ответы на вопросы Взаимодействуют друг с другом, учатся уважать мнение других. Учатся работать в коллективе. Личностные: нравственно-этическая ориентация Регулятивные:оценка и саморегуляция Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью
6 Рефлексия ПРИЁМ «МЫСЛИ ПО КРУГУ»
Учитель начинает фразу а учащиеся заканчивают высказывание
Сегодня на уроке мне было…
Интереснее всего…
Труднее всего было…
Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке..
Я бы вы хотели услышать благодарность от учителя за то…
Сегодня я научился… Рефлексия деятельности и эмоционального состояния Взаимодействуют с учителем. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний Познавательные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания Объясняет технологию выполнения домашнего задания§ 12. Задания в рабочей тетради, № 6–7, с. 57
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике Взаимодействуют с учителем Развитие регуляции учебной деятельности Регулятивные: планирование.
Личностные: самоопределение.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» - 6 КЛАСС
ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»
УУД
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Познавательные: Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
В процессе урока обучающиеся должны:
- познакомиться с понятием «человечность» как базовой ценностью общества
- самостоятельно определять цели своего обучения
- структурировать учебный материал
- логически мыслить, аргументировать свой ответ
- находить нужное толкование в словаре
- подбирать примеры из жизни
- оценивать свою деятельность на уроке.
Тип урока – изучение нового материала. Оборудование: тетради, словари, проектор , компьютер, рабочая тетрадь в печатном варианте Структура урока.
Оргмомент -1 мин.
Мотивационно-организующий этап- 9 минут
Этап открытия новых знаний (изучение нового материала) – 10 мин.
Физминутка – 2 мин.
Первичное осмысление и закрепление изученного материала - 8 минут
Подведение итогов -7 мин.
Рефлексия. - 2 мин.
Комментирование домашнего задания - 1мин.
Описание
Данный урок разработан на основе учебника Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание, построенного на педагогических и дидактических принципах вариативного развивающего образования, изложенного в концепции Образовательной программы.
Форма проведения урока – беседа. Выбор данной формы определяется тем, что урок-беседа – это один из приемов мобилизации знаний, необходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Кроме этого данная форма урока дает возможность учителю организовать применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала и для выполнения различных познавательных задач.
Работа с данными учебными материалами, построенная на основе беседы, способствует формированию и совершенствованию, прежде всего, коммуникативной компетенции учащихся, расширению их кругозора и лексического запаса, направлена на овладение общей речевой культурой. Одновременно у учащихся есть возможность высказать свое мнение в ходе работы как внутри группы, с которой они работают, так и в форме устного сообщения представить результаты работы всей группы.
На данном уроке используются активные методы обучения: метод обсуждения анализируемых проблем через беседы, постоянно устанавливается диалоговый режим между учителем и учащимися, а также между учащимися при работе в группах и в парах. Ученики в процессе урока уже не являются просто пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения, выдвигать гипотезы.
Однако роль педагога в организации и проведении данного урока остаётся центральной, так как он направляет и координирует деятельность учащихся, помогает в поиске ответов на поставленные вопросы.
Методы обучения, используемые на уроке:
· словесные, наглядные, практические;
· методы психологии – развитие мыслительных операций: сравнение и обобщение;
· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
· информационные методы – работа с художественным фильмом
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Применение наглядного материала на уроке: На данном уроке применение отрывка из фильма, героями которого являются сверстники учащихся, делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт опоры на жизненный опыт увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. 6 класс, М.Просвещение
К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой "Обществознание. 6 класс". ФГОС, 2015 г