Тема урока: О. Бондарчук «Слепой домик». (об отношении к пожилым людям) урок литературного чтения в 5 классе (коррекционное образование).
Казённое общеобразовательное
учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема урока: О. Бондарчук «Слепой домик».
(об отношении к пожилым людям)
урок литературного чтения в 5 классе
Составила:
А.Б. Шилина, учитель русского языка и чтения
1 квалификационной категории
г. Нягань, 2016
Чтение, 5 класс.
Тема урока: О. Бондарчук «Слепой домик».
Цель: познакомить с произведением О. Бондарчука "Слепой домик"; отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; уточнять и расширять словарный запас учащихся; развивать связную устную речь в ходе обсуждения читаемого произведения; корригировать слуховое восприятие, внимание на основе заданий, аналитическое мышление посредством ответов на вопросы; воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Оборудование: учебники, ИКТ.
Ход урока
№ п/п Этап урока Деятельность учителя
Деятельность учеников
1 Организационный момент.
(Мотивация к учебной деятельности).
Прозвенел звонок весёлый,
Мы урок начать готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок. Садитесь, ребята. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Слайд № 1.
2 Речевая разминка. «Поработаем с чистоговоркой».
(3 р. - вполголоса, затем чуть громче…)
Ла – ла - ла – творим мы добрые дела.
Ать - ать - ать- - будем старших уважать.
Слова рассыпались. Соберите поговорку. (Читаем каждое слово.)
Поговорка «Добрые дела красят человека».
- Прочитайте и объясните смысл.
Работа над интонацией.
- Прочитайте с разной интонацией.
Спокойно.
Весело.
Удивлённо.
Вопросом.
- А вы как думаете, «Добрые дела красят человека»?
- Какие дела мы называем добрыми? Какие добрые поступки вы совершали?
Помогать пожилым и больным людям.
Заботиться о близких.
Выручать друзей в беде.
Беречь природу.
Ухаживать за животными.
- Поразмышляем над этим вопросом и поможем разобраться героям в сложившейся ситуации. Слайд № 2 – 4.
О человеке надо судить не по внешнему виду, а по поступкам.
Если человек совершает добрые дела, то это показывает его с хорошей стороны.
Учащиеся приводят примеры из жизни.
3 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности а) Разбор ситуации «Случай в автобусе».
В этот день после школы Вася возвращался домой вместе со своей одноклассницей Ирой Семёновой, с которой они жили в одном доме. Добежав до остановки, ребята заскочили в автобус и уселись на свободное двухместное сиденье.
По дороге ребята вели интересную беседу. Пока они разговаривали, на одной из остановок в автобус вошла старушка. Вася, посмотрев на бабушку, отвернулся, а Ира встала и предложила ей своё место.
Доехав до дома, ребята вышли из автобуса и направились в сторону дома. По дороге Вася продолжил беседу, но вдруг он заметил, что Ира с ним не разговаривает.
– Ира, почему ты меня не слушаешь!? – недовольно произнёс Вася.
Ира посмотрела на Васю и сказала:…..
- Как вы думаете, что ответила Ира?
- А как бы вы поступили?
- К какому герою мы можем отнести поговорку «Добрые дела красят человека»? (Тому, кто совершил доброе дело)
-Что вы можете пожелать Васе?
- Я думаю, что Вася такого поступка больше не совершит. Поможем ему. Что нам необходимо сделать?
- На примере поступка героя рассказа, личных примеров постараемся объяснить Васе и доказать, что утверждение «Добрые дела красят человека» является верным.
ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ. Слайд № 5.
Один ученик читает текст вслух, остальные следят по тексту.
Вывод: нужно уважать пожилых людей и всегда помогать им;
пожилые люди нуждаются не только в помощи, но и в добром ласковом слове.
Чтобы Вася уступал место пожилым людям (совершил доброе дело).
На примере поступка героя рассказа, личных примеров постараемся объяснить Васе и доказать утверждение «Добрые дела красят человека».
4 Постановка учебной задачи
Как вы думаете, о каком добром поступке прочитаем рассказ?
- Определите тему урока.
- Определим цель нашего урока.
Для достижения этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?
Что еще? О взаимоотношениях, помощи пожилым людям.
Познакомиться с новым произведением.
Будем учиться правильно читать и отвечать на вопросы.
5 Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Сообщение темы и цели урока. «Открытие» нового знания
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его. Слайд № 6.
Учащийся читает тему урока:
О. Бондарчук «Слепой домик».
6 Первичное закрепление
а) Работа с новыми, непонятными словами.
- В рассказе встретится слово «СТАВНИ».
[На доске слайд с данным словом.]
- Прочитайте про себя.
- Кто знает, что такое «ставни»?
- Видел ли кто-нибудь из вас ставни?
[Учитель демонстрирует иллюстрацию и еще раз объясняет, что ставни – это створки из досок или железа для прикрытия окон.]
б) Чтение рассказа учителем. [Учитель демонстрирует учащимся образец выразительного чтения.]
- Сядьте ровно и внимательно послушайте рассказ. Постарайтесь ответить на вопрос:
- Почему автор дал название рассказу «Слепой домик»?
в) Проверка первичного восприятия произведения.
- Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? - Попробуйте объяснить свое состояние и чувства.
- Назовите героев этого рассказа.
- Понравились вам герои? Если понравились, то объясните чем.
Слайд № 7. Один из учеников читает слово громко и чётко.
- Ставни - это створки для прикрытия окна, сделанные из дерева или металла.
Ученики слушают чтение рассказа учителем.
- Грустное настроение, потому что жалко дедушку.
- Действующие лица: мальчик Рома, старик.
- Понравился Рома. Он молодец, потому что стал помогать дедушке.
7 Физминутка (проводит ученик). Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть,
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
Слайд № 8.
Учащиеся выполняют упражнения для предупреждения зрительной утомляемости. Проводит дежурный.
8 Вторичное восприятие и анализ текста
а) Словарная работа.
- Как вы понимаете слово «поёживался»? Попробуйте показать это состояние.
- Кто может объяснить значение слова «калитка»?
б) Чтение рассказа учащимися по цепочке, ответы на вопросы по содержанию каждого отрывка.
- Откройте книги на странице 108.
Работа над текстом:
1 абзац
- К кому приехал Рома?
- Где жила тётя?
- Какие дома были рядом?
- С чем автор сравнивает окна в домиках?
- Почему люди, живущие рядом, не обратили внимания на слепой домик?
- Как это их характеризует?
2 абзац
- Как Рома познакомился со стариком?
- Как выглядел старик?
3 абзац
- Как было в избе у старика? Почему?
- Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни в доме?
- Каким стал домик? (зачитать)
- Можно ли сказать, что такая же светлая и зрячая душа у Ромы? Почему?
г) Закрепление изученного материала.
а) Анализ текста.
- Как вы думаете, почему автор назвал домик «слепым»? А как бы вы назвали этот домик?
- Как вы думаете, почему люди не обращали внимания на слепой домик? Можно ли их осуждать за это?
- Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?
- Каким стал домик с появлением Ромы? Поёживался - то есть содрогался, совершая непроизвольное движение плечами. Так делают, когда холодно или болеют. (Учащиеся показывают состояние.) Калитка - небольшая дверь в заборе.
Чтение рассказа учащимися по цепочке, ответы на вопросы по содержанию каждого отрывка.
Домик стал зрячим: мальчик открывал ставни, солнечный свет попадал в дом, в котором стало тепло, светло и уютно.
Слайд № 9.
Ответы учащихся.
9 Физминутка
«Дежурный». Учащийся показывает упражнения.
10 Включение нового знания в систему знаний и повторение. а) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.
- Как автор показывает нам, что старик болен и немощен?
б) Работа с пословицей. (Доказательство утверждения)
- Вернёмся к поговорке, с которой работали в начале урока.
(На доске поговорка «Добрые дела красят человека».)
- Подходит эта поговорка к поступку Ромы? Объясните, почему.
- Какой доброе дело совершил мальчик?
в) Чтение по ролям.. Отработка навыка выразительного чтения диалога Ромы с дедушкой.
- Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошёл между дедушкой и Ромой.
- С какой интонацией нужно читать слова Ромы?
-Как вы будете читать слова дедушки? Почему?
-Как мы читаем слова автора?
г) Упр. «Задай вопрос товарищу». Ученики находят в тексте отрывки и зачитывают их.
Учащиеся зачитывают диалог.
Ученики задают друг другу самостоятельно составленные вопросы по содержанию текста.
11 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
а) Вопросы учителя.
- Подведем итоги нашего урока.
- Какой была тема урока?
- Что, на ваш взгляд было главным в рассказе?
- Какие цели ставили?
- Все ли мы выполнили, что запланировали?
1. Мы познакомились с новым произведением.
2. Работали над техникой чтения.
3. Учились задавать вопросы и отвечать на них.
4. На примере поступка Ромы и личных примеров из жизни доказали утверждение «Добрые дела красят человека».
5. Где можно применить новые знания?
Закончи предложение
Сегодня на уроке я познакомился …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Я хотел бы …
- Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания? Обоснуйте свой ответ.
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?
- Должен ли человек творить добро? Безусловно, да! Без добрых людей наш мир бы стал серым, скучным, люди бы не знали, что такое добрые дела, но к счастью, в нашей жизни есть такие люди, которые делают наш мир лучше и ярче. Давайте творить добро. Вместе мы сможем все!
а) Объяснение и запись домашнего задания.
С.108-109, читать.
1-2 гр. Читать, подготовить пересказ.
3 гр. Читать, отвечать на вопросы. После анализа ситуаций учитель подводит детей к выводу о взаимоотношениях и поведении с пожилыми людьми. Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Слайд №10.
Нужно всегда помогать пожилым людям как делом, так и добрым словом, нужно быть внимательным друг к другу и к окружающим тебя людям. Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи
Ученики записывают в дневники домашнее задание.
12 Оценка работы школьников с комментарием педагога. Выставление оценок с комментированием. Учащиеся самостоятельно оценивают работу друг друга.
Учитель анализирует.
Список литературы
«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных школ 8 вида. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. М.: «Просвещение», 2002.
«Чтение», З.Ф. Малышева, учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М.: «Просвещение», 2010 г.
«Пословицы, поговорки, крылатые выражения». Словарик школьника. О.Д. Ушакова. Санкт – Петербург: «Литера», 2010 г.
Русский язык и чтение. «Речевые разминки, зрительные и игровые упражнения». Автор-составитель: М. Е. Прокопенко. Волгоград: «Учитель», 2008 г.План урока
1. Организация начала урока. (1 мин)
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала. (4 мин)
а) Разбор ситуации «Случай в автобусе»;
б) Сообщение темы и цели урока.
3. Знакомство с новым материалом. (7 мин)
а) Работа с новыми, непонятными словами.
б) Чтение рассказа учителем.
в) Проверка первичного восприятия произведения.
4. Изучение нового материала. (17 мин)
а) Словарная работа.
б) Чтение текста учащимися «про себя», выделение непонятных слов.
в) Чтение рассказа учащимися по цепочке, ответы на вопросы по содержанию каждого отрывка.
5. Физминутка. (1 мин)
6. Закрепление изученного материала. (7 мин)
а) Анализ текста.
б) Выборочное чтение.
в) Работа над техникой чтения.
г) Чтение по ролям. Отработка навыка выразительного чтения диалога Ромы с дедушкой.
д) Работа с пословицей.
7. Подведение итогов урока. (3 мин)
а) Объяснение и запись домашнего задания.
б) Вопросы учителя.
в) Оценка работы школьников с комментарием педагога.